Понятие принципов правового регулирования
Принципы права (или принципы правового регулирования) - это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы, либо в конкретной сфере общественных отношений. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права. Но в последнее время взгляды специалистов стали меняться. В частности, появилась точка зрения, что определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, так как идеи - это категория правосознания или правовой науки. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания*.
По сфере действия принципы принято классифицироватьна:- общеправовые, свойственные всем отраслям права; - межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; - отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; - внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения, так как их содержание пока официально не закреплено в законодательстве. Довольно удачным следует признать вариант, автором которого является Э.Г. Тучкова*.
Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Обобщенное выражение принципов права социального обеспечения содержится в трудах К.С. Ватыгина, B.C. Андреева, Α.Η. Егорова, А.Д. Зайкина, Р.И. Ивановой, Β.Α. Тарасовой, В.Ш. Шайхатдинова и др.
В последнее время формулировка основных принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности. В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриот-
* Сыроватская Л.Я. Трудовое право России. Учебник. - М., 1998, С. 46.
** Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. - М., 1995,С. 7-8.
==39
раслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В статье 5 указаны следующие принципы социального обслуживания : адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.
До принятия указанного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг: право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников социального обслуживания; право на выбор учреждения и формы социального обслуживания; право на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; право на согласие и отказ от социального обслуживания; право на конфиденциальность информации личного характера; право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе и в судебном порядке. Их содержание подробно раскрывается в статьях 8-15 Федерального закона от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790 одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой изложены ее основополагающие принципы: - каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; - каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию; - каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; - финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
К оглавлению
==40
средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством. Первые три принципа сформулированы как основные права человека и фактически выражаютпринцип всеобщности пенсионного страхования. Причем второй принцип нуждается в существенной корректировке, так как ограничивает круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, наемными работниками и исключает из него индивидуальных предпринимателей и лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам, а также создающих произведения на основании авторских договоров.
Принцип "солидарности" поколений, субъектов РФ и отраслей экономики в результате реформы пенсионной системы планируется дополнить накопительным финансированием. Но каким бы ни было окончательное решение по поводу механизма финансирования страховой пенсии по старости (солидарно-распределительный или накопительный), в основе его будет лежать идея-принцип, которая получит воплощение и конкретизацию в правовых нормах.
Все названные принципы являются внутриотраслевыми, так как касаются только институтов пенсий и социального обслуживания.
Но опираясь на них, можно сформулировать отраслевые принципы правового регулирования. В качестве основных принципов следует назвать: всеобщность права на социальное обеспечение; - дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; - комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом; - адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека.
Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения - социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст. 4 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам правового регулиро-
==41
вания можно отнести лишь "всеобщий обязательный характер социального страхования" и "государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика".
А принцип адресности выражает одну из главных идей правового регулирования отношений по оказанию социальной помощи и не распространяется на социальное страхование.