Основные направления научно – методической работы
Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.
Содержание методического образования педагогов: научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам; программа развития ОУ.
Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.
При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы научно-методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Научно-методические советы.
3. Методическая работа на кафедрах.
4. Работа учителей над темами самообразования.
5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.
6. Взаимоотношение и анализ уроков.
7. Работа психолого-педагогического семинара.
8. Диагностическая лаборатория кафедр.
9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
11. Аттестация.
12. Внеклассная работа на кафедрах.
Методические формы повышения квалификации
Таблица 3. Методические формы повышения квалификации
Индивидуальные | Групповые | Фронтальные |
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога | – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары –Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы –Психолого-педагогический практикум – Школа молодого специалиста – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение уроков – Творческие мастерские | – Педсовет –НМС, КЭС –Психолого-педагогические семинары – «Круглый стол» – Теоретические, методические и практические конференции |
С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:
1.Общешкольные:
- единые методические темы;
- психолого-педагогические семинары;
- практикумы;
- научно-практические конференции и педагогические чтения;
- читательские и зрительские конференции;
- методические выставки;
- стенгазеты.
2.Групповые:
- методические объединения;
- творческие микрогруппы учителей;
- школы передового опыта;
- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.
3.Индивидуальные:
- стажировка;
- индивидуальные консультации;
- собеседования;
- наставничество;
- работа над личной творческой темой;
- самообразование.
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.
МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:
а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;
б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее
коллегами.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:
-методических выставок;
-бюллетеней;
-стенгазет;
-оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)
ПЛАНИРОВАНИЕ
Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.
Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.
Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся:
• самообразование;
• изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
• рефлексия и анализ собственной деятельности;
• накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
• создание собственной папки достижений (портфолио);
• создание методической копилки;
• разработка собственных средств наглядности;
• работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;
• разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
• подготовка выступления на педсовете по проблеме;
• посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
• персональные консультации;
• собеседование у администрации;
• индивидуальная работа с наставником (наставничество);
• стажировка;
• разработка авторского курса или учебного пособия;
• выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.
Формы коллективной методической работы:
• работа над единой методической темой;
• педагогическая мастерская;
• теоретические семинары (доклады, сообщения)
• диспуты, дискуссии;
• методические недели;
• конкурсы педагогического мастерства;
• творческие отчеты;
• деловые игры, ролевые игры;
• обсуждение передового педагогического опыта
• тематический педсовет;
• педагогические чтения;
• выставки передового педагогического опыта;
• обсуждение авторских программ;
Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.
Интернет-сайт: http://old.iro.yar.ru/conferences/metod/kuricina.html
Вопросы и задания
1. Заполните таблицу «Основные направления научно – методической работы»:
№ п/п | Направления | Содержание |
2. Подготовьте сообщение на тему: «Формы повышения квалификации».
3.Подготовьте сообщение по вопросам содержания и форм организации методической работы в школе