Государственный исторический музей и основные направления научно-исследовательской работы в ГИМ сегодня

Государственный исторический музей сегодня - крупнейшее хранилище исторической и культурной памяти России. Собрание Музея достигло почти 4,5 млн. предметов, документальные фонды насчитывают более 12 млн. листов.

В музее на четырех тысячах квадратных метров представлено около 22 тысяч предметов. Чтобы обойти экспозицию музея, необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5% коллекций музея. Историю XX века, как неотъемлемую часть и продолжение историко-культурной традиции страны, планируется развернуть в здании бывшей Московской городской Думы (прежнего Музея В. И. Ленина)[24].

Историческое здание музея на Красной площади полностью отреставрировано, интерьеры восстановлены в первоначальном виде, проведена частичная реконструкция, инженерное оборудование соответствует современным требованиям. Но в то же время музей соответствует всем требованиям наших дней. Например, он оборудован лифтом для инвалидов, в наличии имеются коляски. Для того чтобы гостям музея были понятны исторические события, которые представлены через предметы, в залах размещены информационные материалы. Кроме бумажного информационного сопровождения, в экспозиции представлено большое число экранов, мониторов. Они демонстрируют предметы, которые не вошли в экспозицию или то, что не может увидеть посетитель. Например, в витрине представлена книга, ее нельзя взять в руки, а на мониторе перелистываются ее страницы.

В настоящее время сложилось два направления научно-исследовательской работы в музеях. Первое, связанное с профилем и составом собраний, основано на современных достижениях профильных наук и включает изучение музейного собрания и памятников. Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев и связано с музееведением и смежными с ним науками (социология, психология). Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями. Многие музеи признаны авторитетными центрами в изучении профильных наук и поддерживают тесные связи с научными учреждениями (совместные конференции, экспедиции).

В настоящее время наметилась опасная тенденция превращения музея в центр проведения досуга при сокращении и даже отказе от научных исследований. Не умаляя значения культурно-образовательной деятельности, важно сохранить сущностные параметры музейной работы - научное изучение источников и представления результатов обществу.

За последние шесть лет организовано около 200 разнообразных выставок в стенах музея, в регионах России и за рубежом. Эта деятельность получила высокую оценку - в 2003 году творческий коллектив ГИМ удостоен Государственной премии России.

В состав современного музея входят шесть филиалов, часть которых хранит архивные документы, представляющие особый интерес: «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», Музей В.И. Ленина, «Палаты XVI-XVII веков в Зарядье», ансамбли Измайлова и Крутицкого подворья.

Постоянная реставрация фондового материала и научная работа с ним позволяет сотрудникам собора вписывать в историю памятника новые страницы и проводить фондовые выставки.

Вместе с филиалами, ГИМ перешагнул сегодня миллионный рубеж по посещаемости, хотя длительный перерыв на ремонт и реставрацию сказывается и сегодня. Сотрудники стремятся обогащать информационный потенциал экспозиций и выставок для посетителей, вводя современные компьютерные и проекционные технические средства, расширяя состав традиционной печатной продукции. Абонементные тематические экскурсии объединяют экспозицию ГИМ и филиалов. По типам это экскурсии-лекции, уроки (в соответствии со школьной программой). Новыми формами научно-просветительской работы музея с 1993 года стали театрализованные экскурсии, программы, сочетающие традиционную экскурсию с фольклорным и костюмированным (на историческую тему) представлением, показ слайд-фильмов («Первые Романовы», «Иван Федоров», «Смутное время»).

В середине 1990-х годов по результатам многочисленных исследований подготовлены детские и взрослые музейные настольные и компьютерные игры, которые с успехом используются и обновляются и сегодня.

Обширна лекционная программа ГИМ. Государственный Исторический музей предлагает студентам вузов и колледжей, школьникам, преподавателям, родителям с детьми и взрослым посетителям экскурсии, лекции, музейные занятия, театрализованные представления, Интернет-зал и Кабинет школьника. В Лектории проводятся публичные лекции по отечественной истории и круглые столы на тему: «Современный взгляд ученых-историков на выдающиеся события Российской истории». В Кабинете школьника бесплатно работают археологические, исторические, историко-художественные, нумизматические и краеведческие кружки, а также студенческие и семейные клубы, руководителями которых являются научные сотрудники ГИМ. Научное общество учащихся, проводит ежегодные конференции и публикует сборники «История Отечества в детском научном творчестве».[25] Основные результаты творческого труда коллектива национального музея истории и культуры России в различных областях музейной деятельности представлены на сайте музея. На его страницах можно найти полезную информацию, запросить и получить нужные сведения, установить деловые контакты.

Сотрудники музея активно занимаются научной работой. Научные труды сотрудников музея, каталоги крупных выставок, сборники статей научных конференций получили заслуженное признание и популярность у специалистов и всех интересующихся историей России, ее духовной и материальной культурой. На 1 января 2006 года в Государственном Историческом музее работало 274 научных сотрудника, из которых 6 докторов наук и 81 кандидатов наук[26].

Итогом научно-исследовательской работы музейных сотрудников является презентация историко-культурного наследия широкой общественности, которая выражается в создании постоянно действующей экспозиции, временных выставках, научно-практических конференциях, а также в изданиях ГИМ.

Научные сотрудники ГИМ и сегодня ведут работу в следующих направлениях: - научно-экспозиционное (разработка концепций будущих экспозиций и выставок музея),

- музейное источниковедение (история и культура России от раннего средневековья до наших дней) на основе собрания материальных, документальных и изобразительных источников,

- научное описание, каталогизация коллекций, исследования в области хранения, консервации, реставрации различных типов источников,

- музееведческие исследования (история, теория, методика музейного дела в России);

- исследования в области культурно-образовательной деятельности и музейной педагогики;

- проведение научных конференций. Результаты научной работы публикуются в сборнике «Труды ГИМ», в виде статей в научных журналах;

- международная деятельность, участие в международных выставках и конференциях;

- организация и проведение археологических экспедиций

-научно-методическая деятельность, которая включает руководство центром подготовки специалистов России и зарубежных стран в области музееведения;

- информационно-ресурсная деятельность.

Организационную основу научной работы составляют Проблемные советы. Выработанную ими тематику призван объединить Ученый совет ГИМ, разрабатывающий также стратегическое направление научно- исследовательской работы музея в целом.

Особый раздел научной работы составляет организация и проведение конференций. Среди них постоянными являются Забелинские чтения и нумизматические конференции, авторитет которых за последнее время достиг общероссийских масштабов. Ежегодно в конференциях принимают участие с докладами до 20% научных сотрудников музея.

Забелинские чтения, организуемые с 1990 года, уже стали признанным общественно-научным, научно-образовательным форумом для рассмотрения и анализа социально-гуманитарных проблем и тенденций развития России и мира, их педагогической интерпретации и адаптации для образовательной практики. Свое название они получили по фамилии Ивана Егоровича Забелина - выдающегося русского историка, первого официального историографа Москвы[27]. Принципиальная особенность Забелинских чтений - участие учителей, школьников и студентов со своими исследовательскими и проектными разработками наряду с академическими учеными и университетскими преподавателями. Озвучивание научно-образовательных идей и проектов дает возможность обществу увидеть и понять, каким образом выглядит фундаментальный механизм общественной эволюции - развитие так называемого «человеческого капитала», - и благодаря этому справедливее оценить научно-образовательный труд всех без исключения его участников - учащих и учащихся. Секционные заседания на базе университетов доступны для всех. Забелинские чтения позволяют более интенсивно и организованно обнародовать лучшие результаты исследовательской деятельности школьников и педагогов. Вместе с тем они - открытая рабочая площадка для Москвы, других регионов России.

Государственный исторический музей - активный участник международного сотрудничества. В 1992 году в Музее был создан отдел по международным связям, который поддерживает постоянные выставочные и научные связи с музеями России, стан СНГ, Европы, Азии, Австралии, США и Канады. Так, Музеем подготовлены и открыты зарубежные выставки: «Сияние собора Новодевичьего монастыря» (Милан), «Тайные сокровища России. 1000 лет русского золотого и серебряного дела» (Сидней, Брисбен, Перт, Милан), «Серебряный век ювелиров России» (Генуя, Милан), «Праздничный костюм народов России» (Сеул), «Агитпроп в войне. Советские плакаты 1941-1945 гг. из коллекций Государственного Исторического музея» (Берлин), «Два столетия России в памятниках нумизматики. 1700-1913» (Вашингтон), «История России в памятниках нумизматики» (Штуттгарт).[28]

С момента своего создания ГИМ ведет издательскую деятельность, имеет научно-издательский отдел. За период 1873-2005 годов опубликовано около 800 изданий научного, научно-методического и научно- просветительского характера. Среди изданий необходимо отметить «Труды ГИМ», выпускающиеся с 1926 года. За 80 лет вышло из печати 158 томов.

Итоги издательской деятельности ГИМ подведены в книгах: «Издания Государственного Исторического музея. 1873-1998» и «Издания Государственного Исторического музея. 1998-2001». В настоящее время готовится к выходу книга «Издания Государственного Исторического музея», со статьями, опубликованными после 2001 года.

Заключение.

Целью данной работы было выявление специфики научно-исследовательской работы в Государственном историческом музее (ГИМ) в историческом аспекте и в современных условиях.

В ходе работы нами решены следующие задачи: мы определили место исторических музеев в музееведении и обосновали специфику научно-исследовательской работы Государственного исторического музея, а также

выявили основные направления научно-исследовательской работы в ГИМ в историческом аспекте и в последнее время. Влияние научных разработок ГИМ на научную деятельность других исторических музеев страны бесспорно, поскольку по Положению, утверждённому Правительством РФ в 1994 г., ГИМ определен как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за которым закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России. (Главная роль ГИМ среди исторических и краеведческих музеев страны была определена еще по Уставу 1925 года).

Сегодня ГИМ - крупнейшее хранилище исторической и культурной памяти России. Его коллекции содержат исторические материалы, начиная с палеолита и заканчивая ХХ веком, составляя 1/12 часть всего музейного фонда страны.[29]

Основными направлениями научных исследований в ГИМ с момента основания и до настоящего времени являются:

- научно-экспозиционное (разработка концепций будущих экспозиций и выставок музея),

- музейное источниковедение (история и культура России от раннего средневековья до наших дней) на основе собрания материальных, документальных и изобразительных источников,

- научное описание, каталогизация коллекций, исследования в области хранения, консервации, реставрации различных типов источников,

- музееведческие исследования (история, теория, методика музейного дела в России);

- исследования в области культурно-образовательной деятельности и музейной педагогики;

- проведении научных конференций. Результаты научной работы публикуются в сборнике «Труды ГИМ», в виде статей в научных журналах;

- международная деятельность, участие в международных выставках и конференциях;

- организация и проведение археологических экспедиций

-научно-методическая деятельность, которая включает руководство центром подготовки специалистов России и зарубежных стран в области музееведения;

- информационно-ресурсная деятельность.

Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея.

Сегодня наметилась опасная тенденция превращения музея в центр проведения досуга при сокращении и даже отказе от научных исследований. Сотрудники и руководство ГИМ понимают, что, не умаляя значения культурно-образовательной деятельности, важно сохранить сущностные параметры музейной работы - научное изучение источников и представления результатов обществу.

Список использованной литературы

1. Закс А. Б., Из истории Государственного Музея Революции СССР (1924—1934 гг.), в сборнике: Тр. н.-и. института музееведения, в. 9, М., 1963

2. Востоков Е. И., Из истории советских военных музеев, Тр. н.-и. института музееведения, в. 7, М., 1962

3. Во славу Родины. Сб. док-тов материалов военных музеев, М., 1961

4. Государственный исторический музей: альбом. Москва: Изд-во Интербук-бизнес, 2006

5. Государственный исторический музей [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.shm.ru

6. Забелинские чтения: в круге пятом// Учительская газета. - 2007. - №45. - С. 5.

7. Исторический музей // Большая Российская энциклопедия. Т.12. - М.: БРЭ, 2008

8. Квартальный отчет. ГИМ создает музейный городок. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.htm

9. Лейкина-Свирская В. Р., Из истории Ленинградского музея Революции в сборнике: Тр. н.-и. института музееведения, в. 3, М., 1961

10. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988. 431 с.

11. Музеи// Россия: энциклопедия. - Москва. БРЭ, 2004. - С. 692

12. Музейное дело в СССР. Вып 17. – М., 1987

13. По музеям зарубежных стран. Сб. ст., М., 1960

14. Разгон А. М., Исторические музеи в России (с начала XVIII в. до 1861 г.), в сборнике: Тр. н.-и. института музееведения, в. 9, М., 1963

15. Разгон А. М., Археологические музеи в России (1861—1917 гг.), в кн.: Очерки истории музейного дела в России, в. 3, М., 1961

16. Разгон А. М., Очерк истории военных музеев в России (1861—1917), Тр. н.-и. института музееведения, в. 7, М., 1962

17. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение / Музейное дело в СССР.- М., 1974

18. Ушаков А.В. Научно-исследовательская работа музеев исторического профиля 1917-1959 гг.// Музейное дело в СССР. Вып. 19.- М., 1989

19. Формозов А. А., Очерки по истории русской археологии, М., 1961

20. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М. 2003

[1] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

[2] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М. 2003.

[3] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М. 2003.

[4] Там же.

[5] Разгон А. М., Исторические музеи в России (с начала XVIII в. до 1861 г.), в сборнике: Тр. н.-и. института музееведения, в. 9, М., 1963

[6] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_ist.asp

[7] Закс А. Б., Из истории Государственного Музея Революции СССР (1924—1934 гг.), там же, в. 9, М., 1963

[8] Востоков Е. И., Из истории советских военных музеев, там же; Во славу Родины. Сб. док-тов материалов военных музеев, М., 1961

[9] Разгон А. М., Очерк истории военных музеев в России (1861—1917), Тр. н.-и. института музееведения, в. 7, М., 1962

[10] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.queenspalace.ru/places/musei/gmi

[11][Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.queenspalace.ru/places/musei/gmi

[12] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.queenspalace.ru/places/musei/gmi

[13] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.queenspalace.ru/places/musei/gmi

[14] Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, планирования и координации, М., 1985

[15] Научно-исследовательская деятельность музеев/ Музейное дело России, М., 2003.

[16] РМЭ, Т.2, с. 195

[17] Мансуров А. Место научно-исследовательской работы в музеях // Советский музей, 1931, № 3.

[18] Государственный исторический музей: проспект. - Москва, 1972. 64с. - С. 13.

[19] Государственный исторический музей [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.shm.ru

[20] Разгон А.М. Российский исторический музей. История его основания и деятельности./ А.М. Разгон // Очерки музейного дела в России. - Вып.2. - М.,1960. - С. 7.

[21] Кононов В. Государственный исторический музей России./В. Кононов// Встреча. - 2004. - №6. С. 2.

[22] Государственный исторический музей [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.shm.ru

[23] Государственный исторический музей: альбом. Москва: Изд-во Интербук-бизнес, 2006. С. 2.

[24] Исторический музей // Большая Российская энциклопедия. Т.12. - М.: БРЭ, 2008. - С.128.

[25] Государственный исторический музей [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.shm.ru

[26] Музеи// Россия: энциклопедия. - Москва. БРЭ, 2004. - С. 692.

[27] Забелинские чтения: в круге пятом// Учительская газета. - 2007. - №45. - С. 5.

[28] Государственный исторический музей: альбом. Москва: Изд-во Интербук-бизнес, 2006. С. 7.

[29] Исторический музей // Большая Российская энциклопедия. Т.12. - М.: БРЭ, 2008. С. 692.

Наши рекомендации