Республика Беларусь – социальное, правовое государство. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений
Идеал справедливой государственности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, находит выражение в идее правового государства, важнейшим принципом которого, определенного еще античными мыслителями, является принцип господства (верховенства) закона над всеми, в том числе и над правителями. Статья 7 указывает на то, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Правовое государство основывается на таком характере взаимоотношения между личностью и государством, при котором интересы личности, права и свободы граждан являются основной социальной ценностью. Конституция Республики Беларусь и соответствующие законы гарантируют права и свободы граждан (см. раздел "Личность, общество, государство").
Реализация идеи правового государства зависит от воплощения в жизнь принципа разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Данный принцип закреплен в ст. 6 Конституции. Отмечается, что государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Целью разделения властей является обеспечение свободы, законности и предотвращения произвола. Только народ признается носителем всей власти в целом. Государству должны принадлежать лишь различные виды государственной власти. Захват, какой бы то ни было структурной частью государства всей полноты власти, означает узурпацию власти народа, отрицание народного суверенитета. Особую роль в обеспечении принципа разделения государственных властей (на законодательную, исполнительную и судебную власть), координации их деятельности, играет Конституционный суд Республики Беларусь (ст. 116).
Суть разделения властей не означает их полного равенства и независимости, главное – это четкое разграничение их функций, прав, обязанностей и ответственности.
При формировании идеологии белорусского государства и определении основных политических ценностей в Конституции Республики Беларусь идея правового государства совершенно естественным образом соединилась с идеей социального государства, т.е. государства, которое проводит активную социальную политику (cт. 1).
Социальное государство – это государство, которое поддерживает с помощью разнообразных социальных программ (развитие образования, медицины, пособия для малоимущих беззащитных перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения.
Республика Беларусь является наследницей БССР – государства, в котором всегда проводилась активная социальная политика, направленная на обеспечение благосостояния всех граждан общества. От этой традиции независимое белорусское государство не собиралось отказываться. Статья 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивает, что каждый в обществе имеет право на достойный уровень жизни. При этом молодое белорусское государство учитывало, что, с одной стороны, не каждый в обществе нуждается в государственной помощи (граждане с высокими доходами), а с другой, – не каждый нуждающийся эффективно использует помощь государства, поэтому оно должно следить за тем, чтобы эта помощь не порождала иждивенчество.
При определении характера взаимоотношения государства и церкви в Конституции Республики Беларусь по сути дела была использована идея светского государства, при реализации которой государство не должно вмешиваться в дела религиозных организаций, и последние не вмешиваются в дела государства. И хотя в Конституции Республики Беларусь нет формулировки об отделении церкви от государства, реально это так, поскольку институты государства и церкви разделены и не совмещаются. В ст. 16 отмечается, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Провозглашается равенство религиозных конфессий. О нерелигиозном характере государства свидетельствует также то, что система государственного образования носит светский характер и предполагает в процессе обучения освоение дисциплин научного содержания.
Проблема обеспечения национального равноправия традиционно является одной из самых сложных. Отношение к национальным меньшинствам, обеспечение возможностей для развития их языка и культуры являются признаком зрелости, цивилизованности общества.
Белорусское общество является полиэтничным. Помимо титульной нации (белорусов) в республике присутствуют две основные группы – те, кто уже продолжительное время проживает на ее территории (например, татары и евреи, живущие на белорусских землях более 600 лет), и те, кто прибыл в Беларусь в советское время и после распада СССР (в том числе и по причине межнациональных конфликтов у себя на родине, например, армяне, грузины, азербайджанцы, осетины, таджики).
Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы национальной политики. В 1992 г. был принят Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», основные положения которого соответствуют международным нормам и стандартам в данной области. Согласно ст. 1 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», лица, принадлежащие к национальным меньшинствам – это лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики. Основы национальной политики белорусского государства заложены в ряде статей Конституции.
· Гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).
· Конституция Республики Беларусь провозглашает равенство прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь (ст. 11).
· Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст. 12).
· Отношения между национальными общностями регулируются на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 14).
· Государство берет на себя ответственность за свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (ст. 15).
· Все национальные общности равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22).
· Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону (ст. 50).
Ограничения на деятельность национальных объединений предусмотрены в ст. 5 Конституции, ст. 3 закона «Об общественных объединениях», ст. 12 и 13 закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь». Запрещается деятельность национальных объединений, если они ограничивают права граждан, пропагандируют национальную, социальную, расовую вражду, религиозную вражду, угрожают суверенитету Республики Беларусь, а также, если они организационно связаны либо являются частью политической организации другой страны. Любые действия, направленные на дискриминацию по национальным признакам, создание препятствий в реализации национальными меньшинствами своих прав, разжигание межнациональной вражды, влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным общностям, в Республике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы представителей национальных общностей. В 1997 г. в республике создан Государственный комитет по делам религий и национальностей. Эта структура выполняет функции контроля за соблюдением законодательства и международных договоров в области соблюдения прав и свобод представителей национальных меньшинств.
Закон «О языках в Республике Беларусь» содержит положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашает защиту языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21). Это подтверждает и закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (ст. 6) – воспитание и обучение возможно на языке национального меньшинства.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. В Конституции в качестве государственных закреплены два языка – белорусский и русский (ст. 17).
В целом формирование политики в сфере регулирования межнациональных отношений в Республике Беларусь ведется по трем направлениям:
- возрождение национальных традиций белорусов;
- решение проблем всех этнических групп, проживающих на территории Беларуси;
- работа с белорусской диаспорой.