Государство и экономика
Экономические функции государства.Государство во все времена оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие общества. Например, законы феодального права стояли на страже земельной собственности, определяли обязанности крестьян, цехов и др.
Чем же вызвана необходимость государственного регулирования экономики в современных условиях? Очевидно, что от экономического развития страны зависит не только благосостояние людей, но и судьба самого государства. Уровень экономического развития страны определяет, будет ли она укреплять свои позиции на мировом рынке или же они будут ухудшаться.
Функционирование национальной экономики оценивают с помощью различных показателей, основными из которых являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).
Валовой внутренний продукт — это стоимость всех произведённых в течение года на территории страны товаров и услуг. ВВП включает в себя конечные товары и услуги. Их стоимость измеряется в рыночных ценах. Конечными товарами и услугами считаются те, которые приобретаются в течение года и не используются в целях промежуточного потребления, т. е. в производстве других товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в расчёте на душу населения — важнейший показатель, который используют для оценки уровня экономического развития страны.
Валовой национальный продукт — это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в экономике за год с помощью факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, в том числе на территории других стран. Если граждане какой-либо страны владеют производственными мощностями, расположенными в других странах, то произведённые там товары включаются в состав ВНП первой страны.
Перед обществом всегда стоят социальные задачи: как помочь малообеспеченным людям и инвалидам, поддержать семьи, имеющие детей, и т. д. Регулируя экономику, государство получает финансовые ресурсы, необходимые для решения этих проблем.
Роль государства в экономике проявляется в его функциях. Главная функция государства в рыночной экономике заключается в разработке «правил игры», нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность и отношения субъектов рынка. Кроме того, государство определяет при-
оритеты экономического развития, обеспечивает стабилизацию экономики, производит перераспределение доходов, реализует социальную политику, заботится об охране окружающей среды.
Для выполнения перечисленных функций государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики. Прямое воздействие на экономику страны осуществляется государством посредством создания государственных предприятий в ключевых отраслях экономики (энергетика, транспорт, добывающая промышленность и некоторые другие), а также путём финансирования научных исследований, поддержки прогрессивных технических и технологических нововведений. Обычно государство является самым крупным и влиятельным потребителем продукции, производимой в стране. Оно обеспечивает изготовителей заказами, контролирует экспорт и импорт, финансирует подготовку квалифицированных работников.
Косвенное регулирование экономики государство осуществляет прежде всего через налоговую и кредитно-финансовую системы.
Налоговая система.Для нормального функционирования любому государству необходимы денежные средства. Оно собирает их из различных источников на основе государственного законодательства. Важнейшими каналами этих поступлений являются налоги. Налоги — это обязательные платежи отдельных граждан и предприятий (юридических лиц), взимаемые государством для выполнения своих функций.
Налоги составляют экономическую базу содержания государственного аппарата, армии, финансирования отраслей нематериальной сферы (образование и наука, учреждения культуры, здравоохранения и др.). Они также являются инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов с учётом избранных страной приоритетов социально-экономического развития.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборы, пошлины) образует налоговую систему, которая функционирует на основе соответствующих законодательных актов. Налоговая система также включает в себя
органы сбора налогов и надзора за их уплатой (налоговая инспекция, налоговая милиция или полиция).
Различают прямые и косвенные налоги. Основными прямыми налогами являются подоходный налог и налог на прибыль. Подоходный налог взимается с фактически полученного дохода физического лица. Он обеспечивает значительную часть налоговых поступлений государства. Налог на прибыль уплачивается с чистой прибыли предприятия. Этот налог тоже обеспечивает немалую часть налоговых поступлений.
Некоторые люди неохотно уплачивают прямые налоги, поскольку считают их вычетами из доходов. За уклонение от уплаты таких налогов предусмотрены различные наказания. Косвенные налоги изымаются по-другому: налогом облагаются произведённые товары. Эти налоги включают в цену товара в виде надбавок, уплачиваемых покупателем. Таковы налоги на добавленную стоимость, на многие потребительские товары. Эти налоги как бы скрыты от глаз налогоплательщиков. Они взимаются автоматически, при совершении покупки товара.
Государственный бюджет.Государственный бюджет представляет собой сводный финансовый план государства. Он состоит из двух взаимосвязанных частей — доходной и расходной. В доходной части расписываются источники поступления средств в государственный бюджет, в расходной — направления, по которым эти средства будут использоваться.
В Республике Беларусь доходы государства формируются в основном за счёт налога на прибыль, налога на доходы, акцизов (косвенных налогов), налога на приобретение автомобильных транспортных средств, сборов (платы) за проезд автомобильных транспортных средств, регистрационных и лицензионных сборов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, взносов на государственное социальное страхование.
В числе общегосударственных расходов — расходы, связанные с финансированием государственных органов управления, международной деятельностью, обслуживанием государственного долга. Государственные расходы направляются также на фундаментальные и прикладные
научные исследования, научно-технические программы и проекты, финансовую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, регулирование экономической деятельности, развитие предпринимательской деятельности. Кроме того, средства государственного бюджета направляются на финансирование сельского и лесного хозяйства, промышленности, строительства и архитектуры, транспорта и дорожного хозяйства, охраны окружающей среды, физической культуры, спорта, культуры, социальной политики и т. д.
Иногда расходы государства могут превышать его доходы. В таком случае говорят о бюджетном дефиците. Бюджетный дефицит — это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают доходы.
Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита бюджета, государство формирует государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам.
Кредитно-финансовая система.Учреждения, создающие, аккумулирующие и предоставляющие денежные средства, образуют кредитно-финансовую систему государства.
Банки (от итал. banco — скамья, лавка менялы) — это специализированные финансовые учреждения, которые накапливают денежные средства и предоставляют их во временное пользование в форме кредитов. Банки выполняют и другие финансовые функции. Они являются посредниками во взаимных платежах и расчётах между предприятиями, учреждениями и частными лицами. Банки регулируют денежное обращение, выпуская деньги и ценные бумаги.
Кредитно-финансовая система состоит из центрального банка и коммерческих банков, а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и др.
Слитки драгоценных металлов, выпускаемые Национальным банком Республики Беларусь
Центральный банк является головным банком страны, в функции которого входит денежная эмиссия (выпуск денег в обращение) и выработка общей кредитной политики. Например, центральный банк Республики Беларусь — Национальный банк. Основными целями деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, а также развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Коммерческие банки обслуживают предприятия и население, предоставляют кредиты. Кредит — это договор между юридическими или физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнёров (кредитор) предоставляет другому (заёмщику) деньги либо имущество на определённый срок с условием возврата эквивалентной стоимости с оплатой этой услуги в виде процента.
Кредитами пользуются государства, предприятия, отдельные граждане. Благодаря кредиту в экономике используются временно свободные денежные средства, включая ресурсы банков и сбережения населения.
Кредитование, т. е. предоставление кредита, осуществляется при условии, что его возврат гарантирован. Форма 108
гарантии — залог имущества, ценных бумаг и др. Залог — это способ обеспечения выполнения финансовых обязательств. Суть залога в том, что получатель кредита передаёт кредитору право на использование каких-либо своих ценностей в счёт долга, если кредит не будет своевременно возвращён.
Одна из основных задач государства в кредитно-финансовой системе — обеспечение стабильности, недопущение острых кризисных явлений. Финансово-кредитный кризис проявляется в нарушении сбалансированности данной системы. Это приводит к обесцениванию вкладов юридических и физических лиц и массовому их изъятию из кредитно-финансовых учреждений, что может вызвать банкротство данных учреждений и прекращение их деятельности. Если банкротства становятся массовыми, это губительно сказывается на функционировании экономики в целом.
Не всё здесь, однако, зависит от отдельного государства. Современный мир вступил в фазу глобализации, когда в мировой экономике стали протекать сложные, плохо управляемые процессы. Образовался мировой валютно-финансовый рынок, однако функционирует он нестабильно. Компьютеризация системы электронных счетов позволяет практически мгновенно производить сложнейшие финансовые операции независимо от расстояния и государственных границ. Широко распространяются валютно-финансовые спекуляции, т. е. операции, направленные на получение наживы путём купли-продажи ценных бумаг. Эти спекуляции — одна из основных причин валютно-финансовых кризисов. Существует настоятельная необходимость выстраивания новой, более эффективной мировой валютно-финансовой системы.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте основные экономические функции государства. 2. Каковы методы прямого и косвенного регулирования экономики? 3. Что такое налог? Почему государство нуждается в сборе налогов и пополнении казны? 4. Что такое государственный бюджет? Какова его структура? 5. Как формируется государственный бюджет? 6. Каковы экономические функции банков? 7. Какова роль кредита в функционировании экономики?
Практикум
1. Современный западный экономист Ф. А. Хайек (1899—
1992) писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо
более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не
менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека
с гораздо лучшим материальным положением в обществе
другого типа».
Как вы понимаете данное утверждение? Согласны ли вы с ним?
2. Напишите эссе на одну из предложенных тем.
«Наиболее эффективное средство для достижения и
обеспечения благосостояния — конкуренция» (Л. Эрхард (1897—1977), немецкий экономист и политик).
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан, современный американский экономист).
«Дурное употребление материальных благ является вернейшим путём к величайшим невзгодам» (Д. Дидро (1713— 1784), французский философ).
«Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность. От уничтожения богатых бедные не сделаются богаче, но станут чувствовать себя менее бедными» (В. О. Ключевский (1841—1911), русский историк).
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер (1926—1989), американский писатель).
3. Основной причиной успеха предприятий быстрого пи
тания «МакДоналдс» многие считают такую организацию
производства, при которой бургеры, жареный картофель
и т. п. могут изготавливаться с неизменным качеством
даже малоквалифицированными работниками. Успех до
стижим лишь при условии, что предписанная технология
соблюдается неукоснительно. Фирма «МакДоналдс» нани
мает на работу молодых неопытных людей. Почему, на ваш
взгляд, молодые люди лучше подходят для этой цели, чем
опытные работники из других ресторанов?
4. Современный турецкий философ А. Балач утвержда
ет, что люди могут успешно обходиться (и в действитель
ности веками обходились) без телевизоров, холодильников,
компьютеров, искусственной пищи и одежды, удобрений,
пластика, цемента и асфальта. Эти продукты не являются
необходимыми для выживания. Их распространили запад
ные страны, чтобы поощрить потребительские настроения
в традиционных обществах и тем самым сделать их зави
симыми от западной экономики и технологии.
Выскажите своё отношение к изложенной позиции. Если вы разделяете её, назовите те материальные ценности, созданные человеком, без которых лично вы могли бы вполне обойтись в повседневной жизни.
5. Опыт США, Японии, Западной Европы показывает: чем больше акций у работников, тем лучше они трудятся. Владение акциями — одна из форм безналичного материального стимулирования работника. Можно ли, на ваш взгляд, считать это особой формой эксплуатации?
6. Проведите круглый стол на тему «Если бы я был бизнесменом...».
7. Расскажите об экономической истории вашего города (посёлка): когда в нём возникли первые предприятия, кто был их владельцем и к какой отрасли хозяйства они относились, почему они возникли на вашей территории и каковы перспективы их развития?
8. Что вы знаете о предприятиях, на которых работают ваши родители? об их профессиях?
9. Посмотрите хозяйским глазом на вашу школу. Что, по вашему мнению, нужно сделать для её благоустройства?
10. Составьте тезисы сообщения по вопросу «Экономическая культура современного человека».
11. Выдающегося американского инженера и изобретателя Фредерика Тейлора (1856—1915) считают создателем научного менеджмента. Им составлен список качеств, необходимых идеальному работнику. Это ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость и сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье.
По мнению Ф. Тейлора, люди, обладающие тремя из перечисленных качеств, могут быть во всякое время наняты в качестве чернорабочих. Соедините четыре качества, и вы получите работника, оплачиваемого лучше. Человека, объединяющего в себе пять качеств, уже трудно найти, а людей, обладающих шестью, семью качествами, почти невозможно отыскать.
Как вы считаете, все ли качества идеального работника упомянуты в списке Ф. Тейлора?
12. Наш мир ограничен ресурсами. Люди, семьи, предприятия постоянно сталкиваются с тем, что необходимо распределить средства, не всегда достаточные для реализации всех запросов. Однако когда возможности ограничены, то и выбор ограничен. Это значит, что решение иметь какую-либо вещь одновременно является решением отказаться от чего-либо другого. Предположим, правительство решило заплатить за строительство нового металлургического завода деньгами, сэкономленными за счёт сокращения строительства больниц для детей.
Цена замены — понятие, которое используется для нахождения наилучшего (оптимального) решения, связанного с производством, потреблением или вложением капитала. Понятия денежной стоимости и цены замены тесно связаны между собой. Товар, имеющий высокую цену замены, обладает, как правило, и высокой денежной стоимостью.
Например, многие выпускники школ хотят поступить в университет. Стоимость высшего образования складывается из стоимости обучения, а также из стоимости книг, тетрадей, проживания в общежитии и т. д. Кроме того, в стоимость высшего образования входит так называемый не полученный студентом заработок. Это деньги, которые мог бы заработать студент, если бы не поступил в вуз. Цена замены этого образования складывается из цены товаров и услуг, которые можно было бы приобрести за деньги, потраченные на получение высшего образования.
На ваш взгляд, в каких жизненных ситуациях использование понятия «цена замены» имеет особое значение? Приведите примеры.
Документы и материалы
1. Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» была опубликована в Англии в 1776 г. Она принесла автору Адаму Смиту титул «отца экономики».
С точки зрения А. Смита, богатство нации создаётся в процессе производства, и не только сельскохозяйственного. Количество производимых благ определяется количеством соединения человеческого труда с другими факторами производства. Чем эффективнее такое соединение, тем больше объём создаваемой продукции и богатство нации.
Главная идея учения А. Смита за
ключается в том, что экономика бу
дет функционировать лучше, если ис
ключить вмешательство государства в Адам Смит
неё. В таких условиях экономический (1723—1790)
эгоизм будет заставлять предприятия
выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесёт пользу всему обществу тем, что обеспечит товарами и услугами лучшего качества по более низким ценам.
Для объяснения, почему всё общество выиграет, если экономика будет свободна от государственного регулирования, А. Смит использовал метафору «невидимая рука». Он писал: «Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы,
он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества».
Под «невидимой рукой» А. Смит понимал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Он утверждал, что отдельные предприниматели должны действовать в экономике без вмешательства государства. В этом случае «невидимая рука» будет свободна и сможет направлять экономику и развивать производство.
В чём вы видите значение вышерассмотренной работы А. Смита для понимания современной экономики? Как вам кажется, что из изложенных положений устарело, а что сохранило актуальность и сегодня?
Давид Рикардо (1772—1823) |
2. Д. Рикардо — видный английский экономист. В 1817 г. был издан его трактат «Начала политической экономии и налогового обложения». Д. Рикардо опроверг утверждение А. Смита о том, что стоимость определяется трудом только в обществе, находящемся в первобытном состоянии. Согласно Д. Рикардо труд и на последующих этапах общественного развития является единственным источником стоимости товара, которая, в свою очередь, лежит в основе всех форм распределения доходов в обществе — заработной платы, прибыли, ренты и др.
Как вы думаете, прав или не прав был Д. Рикардо? Ответ аргументируйте.
3. Появление новых отраслей и сфер производства, более сложный характер труда заставляют исследователей искать и изучать связи экономики с социальным окружением. В результате в экономической мысли возникает целое направление, в котором рассматривается влияние социальных институтов (семья, партия, профсоюз и т. д.) на экономическую жизнь общества. Многие представители этого направления считают основой экономических про-
цессов внеэкономические факторы, например такие, как психология, демография и т. д.
Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857—1929) в знаменитой работе «Теория праздного класса» показал, что жажда прибыли толкает предпринимателей на беспринципные поступки. К ним относятся попытки устранить конкурентов, ограничить выпуск товаров, создать ещё более крупные объединения из существующих фирм, стремление к социальному расслоению общества. Это приводит к бесполезной трате ресурсов и неспособности экономики полностью реализовать свой потенциал. Т. Веблен делает вывод, что классический капитализм, основанный на свободе предпринимательства и невмешательстве государства в экономику, бесперспективен и обречён на замену более чуткой к нуждам людей системой.
Наибольшую известность получил вызов, брошенный Т. Вебленом основам механизма спроса и предложения, в частности суверенитету потребителя. Т. Веблен поставил под сомнение утверждение о том, что потребитель является королём, требующим и получающим лучшие товары и услуги по самым низким ценам. Т. Веблен доказал, что потребители подвергаются общественному и психологическому давлению, вынуждающему их иногда принимать неразумные решения. Для иллюстрации этого явления он ввёл термин «показное потребление», характеризующий тенденцию праздного класса покупать товары и пользоваться услугами только для того, чтобы произвести впечатление на других.
Какие отрицательные стороны рыночной экономики выделяет Т. Веблен?
4. Научные дискуссии по поводу
участия государства в экономике не
утихают до сих пор. Изложим взгляды
двух наиболее знаменитых американ
ских экономистов середины нынешнего
столетия. Это Пол Самуэльсон и Мил- пол Самуэльсон
тон Фридмен — лауреаты Нобелевской (р. 1915)
премии по экономике (Самуэльсон получил её в 1970 г., а Фридмен — в 1976 г.).
П. Самуэльсон считает, что государство должно опекать здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, социальное обеспечение, культуру. Государство должно финансировать программы жилищного строительства и оказывать помощь малоимущим.
Милтон Фридмен (1912—2006) |
Иначе смотрит на эти проблемы М. Фридмен. Он считает спрос и предложение наиболее мощными рычагами в экономике, которые сами всё расставят на свои места. Наилучшее, что может сделать государство для экономики, — это «не трогать бизнес и дать рынку сделать своё дело».
Какая из этих позиций кажется вам более убедительной? 5. Ирвин Фишер (1867—1947), видный американский экономист, профессор экономики Йельского университета, использовал математические уравнения для формулировки теоретических экономических положений. Одно из самых известных, получивших название «уравнение обмена», показывает соотношение между количеством денег в обращении и уровнем цен. Уравнение обмена гласит, что совокупные расходы, производимые населением, равны стоимости всех товаров и услуг, создаваемых в экономике.
И. Фишер — один из создателей широко применяемой во многих странах теории монетаризма. Суть этой теории в том, что денежная масса, находящаяся в обращении, является определяющим фактором в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Изменение объёма денежной массы выступает в качестве необходимого предварительного условия смены экономического спада экономическим подъёмом.
На основе сообщений в СМИ постарайтесь обосновать вывод о том, подтверждается ли теория монетаризма прак-116
тикой. Каковы основные аргументы противников монетаризма? Каковы, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны полной свободы предпринимательства и невмешательства государства в экономические процессы?
6. Работа «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) оказала значительное влияние на экономическое мышление в XX в.
Дж. Кейнс родился в семье известного английского экономиста. Большую часть жизни он состоял на службе у английского правительства, являясь чиновником государственного казначейства и советником по финансовым вопросам. Он сыграл ключевую роль в международных переговорах по поводу окончания Первой и Второй мировых войн.
Дж. Кейнс установил, что теоретически возможна ситуация, когда суммарный спрос и суммарное предложение находятся в состоянии равновесия, но полной занятости при этом не достигается. Безработица может сохраняться неограниченно долгое время, если только кем-то не будут предприняты меры по увеличению совокупного спроса.
Под этим кем-то Дж. Кейнс имел в виду государство. Он доказывал, что, если, например, государство финансирует проведение каких-либо работ, то нанятые рабочие получат некоторый доход. Это ведёт к увеличению совокупного спроса, оживлению деловой активности и увеличению занятости.
В настоящее время идеи Дж. Кейнса стали классикой. Они во многом расходятся со взглядами монетаристов. Как вы считаете, взгляды Дж. Кейнса отражают современную ситуацию в экономике?
7. Йозеф Шумпетер (1883—1950) ввёл в экономическую науку разграничение экономического роста и экономического развития. Разницу между этими понятиями легче всего объяснить словами самого Й. Шумпетера: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете, — железной дороги у вас при этом не получится». Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (например, почтовых карет). Экономическое развитие — это появление чего-то
нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или осуществление инноваций.
Вот как определил инновацию сам Й. Шумпетер:
В первую очередь инновация — это:
• создание нового товара, с которым потребители ещё незнакомы, или нового качества товара;
• создание нового метода производства, ещё не испытанного в определённой отрасли промышленности, который совершенно необязательно основан на новом научном открытии; это может быть и новая форма коммерческого обращения товара;
• открытие нового рынка, т. е. рынка, на котором определённая отрасль промышленности в определённой стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.
Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и к очень значительным изменениям в производстве стали, резины, стекла. В то же время создание автомобиля обусловило упадок конных заводов и шорных фабрик: разведение лошадей и изготовление упряжи для них утратило прежнее значение.
Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое развитие носят прерывистый характер.
Давайте подытожим сказанное.
Чем экономический рост отличается от экономического развития? Что такое инновация? Приведите примеры инноваций.
Урок обобщения
1. Какую роль играет экономика в жизни общества? Какова её связь с другими сферами общественной жизни?
2. Назовите основные признаки рыночной экономики. В чём состоят её сильные и слабые стороны? Чем современная рыночная экономика отличается от свободного рынка? 118
3. Почему спрос и предложение называют регулирующими механизмами рынка?
4. Объясните, почему многие экономисты считают оптимальной смешанную экономику, а не командную и не свободный рынок.
5. Какие формы собственности вы знаете?
6. Перечислите функции денег в экономике.
7. Что такое инфляция? Почему она возникает? Каковы экономические и социальные последствия инфляции и меры борьбы с ней?
8. На ваш взгляд, какая форма заработной платы в наши дни является более важной? Почему?
9. Что такое бюджет прожиточного минимума? Зачем его рассчитывают?
10. Каковы основные экономические функции и задачи современного государства?
11. Как человек может реализовать свои способности, занимаясь различными видами хозяйственной деятельности?
12. В сфере экономики человек выступает в роли собственника, труженика, потребителя. Какие знания, умения, черты характера необходимы для успешного выполнения этих ролей?
13. В чём, на ваш взгляд, состоит суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека при решении экономических вопросов?
14. Каковы, на ваш взгляд, экономические условия обеспечения важнейших прав человека?
15. На примере своей семьи определите долю различных источников дохода в удовлетворении жизненных потребностей.
Тема 3