Республика Беларусь - унитарное правовое демократическое социальное государство: понятие, идеологический контекст
Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Конституции Республики Беларусь.
Она предполагает дальнейшее развитие правового государства и гражданского общества. Однако устойчивое инновационное развитие белорусского государства и общества возможно при условии эффективного функционирования всех структурных элементов, политических и общественных институтов. Это прежде всего, правовые условия становления эффективного государства. Мировоззренческой основой идеологии инновационного, эффективного государства должны быть интересы, потребности, идеалы и ценности всех социальных групп и общества в целом.
Одним из базовых конституционно-правовых положений национально-государственной идеологии является идея унитарности территориально-государственного устройства Республики Беларусь.
Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.
Форма территориально-государственного устройства | Краткая характеристика | Примеры |
Унитарное государство | Единое, цельное государственное образование Действует одна конституция и одно гражданство Функционирует единая система Законодательства Состоит из административно- территориальных единиц | Беларусь Дания Италия Польша Финляндия Франция Швеция Япония |
Рис. Характеристика унитарного территориально-государственного устройства
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
Человек, его права, свободы — высшая ценность и цель общества и государства (ст. 2 Конституции Республики | Разделение и взаимодействие властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь) | Единственный источник власти и носитель суверенитета - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь) | ||
Признание и равная защита всех существующих форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) | Местное самоуправление (ст. 11 7- 124 Конституции Республики Беларусь) | Идеологическое и политическое многообразие (ст. 4 Конституции Республики Беларусь) | ||
Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) | Приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) | Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь) |
Рис. Основы конституционного строя Республики Беларусь
Понятие «эффективное государство» введено в научный оборот и в выступления политических лидеров в XX столетии. Развернутая характеристика данного феномена была дана в Отчете ООН о мировом развитии «Государство в меняющемся мире», который был опубликован в 1997 году. Для формирования такого государства была определена двухступенчатая стратегия, суть которой заключается в следующем: во-первых, необходимо соизмерить действия государства с его потенциалом; во-вторых, следует искать пути укрепления государства за счет придания динамизма общественным институтам. Причем данная стратегия предусматривает выполнение двух важнейших взаимосвязанных условий: с одной стороны, государственные институты управления должны более широко поддерживать развитие гражданского общества как средства социальной активности граждан, с другой, сами институты должны действовать в соответствии с установленными законами, правилами, функционировать надежно и предсказуемо. Эти подходы вполне могут быть приняты как методологические основания для формирования и развития эффективного государства. Его создание предполагает, что в обществе должны эффективно действовать все государственные и общественные институты, субъекты хозяйствования, в рамках реальной правовой базы, отвечающей мировым стандартам и общенациональным интересам государства. Следовательно, для формирования эффективного государства необходимо выделить основополагающие принципы, выяснить его правовое содержание и смысл. Необходимо отметить, что формирование эффективного белорусского государства - непростая, но выполнимая задача. В Конституции, других важнейших законодательных актах страны заложены принципы правового государства и гражданского общества. Это создает правовые предпосылки для решения задач формирования эффективного государства. С нашей точки зрения, правовое содержание и основной смысл эффективного государствавыражается в следующем:
- верховенство права, во всех сферах общественной жизни; наличие действующего законодательства, соответствующего Конституции Республики Беларусь и принципам международного права, отражающего и регулирующего весь спектр общественных отношений: политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, национальных и других; формирование высокого уровня правосознания и культуры граждан, социальных групп и общества;
- наличие эффективно действующих государственных и общественных институтов, исполняющих свои функции в соответствии с Конституцией страны; реализация принципа разделения властей и их взаимодействия в политической системе общества; осуществление в ' обществе демократических принципов и процедур; развитие общественного самоуправления;
- наличие и реализация в обществе прав и свобод граждан в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека; взаимная ответственность государства и граждан за соблюдение законов; обеспечение равенства всех субъектов перед законом.
Эти правовые критерии эффективного государства имеют вполне определенную направленность — обеспечение реальных условий для свободного всестороннего гармоничного развития личности.
"Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму, вторжение государства в автономную сферу индивидуума, исключить "избыточность" правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства»[122]
Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.
Рис. Правовое содержание эффективного государства
Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:
1) Юридических норм, принципов и институтов;
2) Правовых учреждений;
3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.
Рис. 3. Функции права
Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:
1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.
Государственная идеология, как и право в этой связи может рассматриваться с учетом: интересов и возможностей государства (общенациональных интересов) и интересов и потребностей граждан, различных социальных групп, общества в целом. В данном случае, интересы государства и общества могут и должны совпадать; право по своей сути должно отвечать нравственным принципам взаимоотношений людей в гражданском обществе. Почему? В данном контексте уместно обратиться к А. Шопенгауэру, одному из первых философов, обосновавшим положение о том, что право это часть нравственности. Право -внешний закон, внешний порядок, который должен господствовать в человеческом обществе. Требование сострадания, сочувствия есть внутренний закон, который должен господствовать в человеческом сердце. Как внешний закон права, так и внутренний закон сострадания или сочувствия к ближнему суть частные проявления одного и того же нравственного начала.2 Нормы морали служат источником как права, так и правомерного поведения. Примером этого являются библейские заповеди «не убий», «не укради», которые нашли свое юридическое закрепление в нормах уголовного, гражданского права. Главным же критерием этой оценки выступают реальные поступки людей, действия институтов власти и управления.
2 Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992. - С. 208-220.
Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.
Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.
Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).
СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА | |||
| | |||
Верховенство государственной власти (ст. 1 Конституции Республики Беларусь) | Независимость государственной власти на международной арене (ст. 1 Конституции Республики Беларусь) | ||
означает | означает | ||
| | |||
Полноту власти при решении всех вопросов внутренней жизни (ст. 3 Конституции Республики Беларусь) | Недопустимость навязывания воли одного государства другому (ст. 1 8 Конституции Республики Беларусь) | ||
I | |||
Верховенство права на всей территории государства (ст. 1, 7 Конституции Республики Беларусь) | |||
Самостоятельное проведение внешней политики государства (ст. 8,18 Конституции Республики Беларусь) | |||
I | |||
Целостность и неприкосновенность территории (ст. 1 , 9 Конституции Республики Беларусь) | |||
Принятие мер по защите территориальной целостности государства от посягательств на нее извне (ст. 1, 59 Конституции Республики Беларусь) | |||
Рис. 4. Свойства государственного суверенитета
В преамбуле Конституции Республики Беларусь отражается всенародный характер общественного договора «…исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси… желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь».Конституция является основным законом государства, обладающая высшей юридической силой. В этом и проявляется учредительный характер конституционного закрепления идей, взглядов, представлений и мировоззрений гражданского общества Республики Беларусь. Введение Конституции Республики Беларусь в действие опиралось на базовый консенсус. Это является важнейшим фактором цивилизованного развития правовой системы. Даная норма возлагает персональную ответственность на граждан за судьбу своего государства.
Таким образом, в рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституциализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности.
Правовое государство своим базисом должно иметь гражданское общество.
|
|
|
|
|
|