Республика Беларусь – унитарное государство

Республика Беларусь – унитарное государство

Государственное устройство (устройство территории государства) – это территориальная организация государства, характеризующаяся определённой формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом (унитарное и федеративное)

Форма территориально –политического устройства– унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц и не имеющая в своём составе автономных образований

Признаки Республики Беларусь как унитарного государства:

o едина Конституция

o единая база законодательства

o едина система высших органов и государственной власти и др.

Республика Беларусь – демократическое государство

Политический режим - это понятие, обозначающее систему приёмов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе (демократический и антидемократический : тоталитарный или авторитарный)

Демократическое государство – устройство и деятельность которого осуществляет воля народа, общепризнанных правам и свободам человека и гражданина

Источником власти и легитимности всех органов этого государства является суверенитет народа

Важнейшие признаки:

§ народовластие (ст.3)

§ политический и идеологический плюрализм (ст. 4)

Политический плюрализм (политическое разнообразие) – наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений, формирований, действующих в рамках конституционного государства

Конституцией провозглашается их равенство перед законом

Основной закон запрещает создание и деятельность только таких организаций, которые преследуют антиконституционные цели

Идеологическое разнообразие – наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений

Это предполагает отсутствие в стране государственной или обязательной идеологии

Политический и идеологический плюрализм включает:

Ø идеологическое многообразие

Ø невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной

Ø многопартийность

Ø свобода общественных объединений (добровольность и равенство)

Ø пределы принципа идеологического и политического плюрализма

Республика Беларусь – правовое государство

Правовое государство – такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека

Правовое государство это неотъемлемый институт конституционного государства

Признаки правового государства:

1.господство (верховенство) права (ст. 7)

· единство права и закона

· верховенство Конституции

· соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов

· соблюдение иерархии источников права

· приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8)

2.признание и приоритет прав и свобод человека (ст. 2)

· непосредственное действие прав и свобод, возможность прямого применения судами конституционных норм защиты нарушенных прав

· наличие в законодательстве эффективных и адекватных механизмов их реализации

· наличие различных форм защиты нарушенных прав - административной, судебной, международной

· взаимная ответственность государства и личности

· независимость суда

3.разделение властей (ст. 6)

может рассматриваться и как самостоятельная основа конституционного строя

· разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

· самостоятельность органов каждой из ветвей власти

· система «сдержек и противовесов»

· единство государственной власти

Статья 4. Принципы создания и деятельности общественных объединений, союзов

Общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

Статья 6. Защита языков

Всякие привилегии либо ограничения прав личности по языковым признакам недопустимы.

Публичное оскорбление, порочение государственных и других национальных языков, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве влекут установленную законом ответственность.

30. Государственные символы Республики Беларусь.

Понятие государственной символики. Виды государственных символов Республики Беларусь, их правовое регулирование. Субъекты права применения и выпуска (тиражирования) государственных символов. Объекты размещения государственных символов. Ответственность за нарушение законодательства о государственных символах (по нормам отраслевого законодательства). Столица Республики Беларусь - город Минск. Законодательное определение политико-правового статуса столицы.

Статья 1. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь.

Статья 4. Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней - красного цвета и нижней - зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета - 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине - 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, оставляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка - 1:3.

Статья5.Государственный флаг Республики Беларусь поднимается или устанавливается:

  • на здании резиденции Президента Республики Беларусь - постоянно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь на здании резиденции Президента Республики Беларусь поднимается дубликат штандарта (флага) Президента Республики Беларусь;
  • на здании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и на здании Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь - постоянно;
  • на здании Совета Министров Республики Беларусь - постоянно;
  • на зданиях органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и иных государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, - постоянно;
  • на зданиях республиканских органов государственного управления ииных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, - постоянно;
  • на зданиях Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, органов прокуратуры Республики Беларусь, учреждений Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов - постоянно, а на зданиях, в которых проводятся заседания местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, - на время проведения заседаний;
  • на зданиях и (или) территориях дипломатических представительств (включая резиденции глав дипломатических представительств), консульских учреждений, представительств Республики Беларусь при международных организациях, а также специальных миссий Республики Беларусь - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола, законами, правилами и обычаями государства пребывания;
  • на транспортных средствах глав государств, правительств и парламентов, прибывших с официальными или рабочими визитами в Республику Беларусь, в случае, если их сопровождает официальное лицо, представляющее Республику Беларусь;
  • на морских судах и судах речного флота, зарегистрированных в Республике Беларусь, - на флагштоке или гафеле;
  • на транспортных средствах глав дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств Республики Беларусь при международных организациях, а также специальных миссий Республики Беларусь - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола, законами, правилами и обычаями государства пребывания;
  • на транспортных средствах, морских судах (на топе передней мачты или на сигнальной мачте) и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, - в случае нахождения этих лиц в служебных командировках за границей, руководитель делегации, направленной в установленном порядке Национальным собранием Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, посол, руководитель консульского учреждения Республики Беларусь, постоянный представитель Республики Беларусь при международных организациях либо глава или представитель специальной миссии Республики Беларусь - с согласия этих лиц;
  • на зданиях и в помещениях, в которых проводится голосование, - в дни выборов и референдумов;
  • на зданиях и в помещениях, в которых проводятся республиканские собрания, - в дни проведения таких собраний;
  • в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, на пограничных заставах, пограничных постах пограничных войск Республики Беларусь;
  • и д.р.

Статья 9. Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспублiка Беларусь". Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (в том числе золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь в графическом или объемном варианте определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 10. Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается:

  • на здании резиденции Президента Республики Беларусь, на зданиях Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иных государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, органов прокуратуры Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, на зданиях и в помещениях дипломатических представительств (включая резиденции глав дипломатических представительств), консульских учреждений, представительств Республики Беларусь при международных организациях, а также специальных миссий Республики Беларусь;
  • в служебных кабинетах Президента Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и руководителей иных государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, руководителей республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска, районов (городов) и приравненных к ним прокуроров, председателей областных, городаМинска и межрайонных комитетов государственного контроля Республики Беларусь,Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, начальников главных управлений по областям и городу Минску, управляющих отделениями Национального банка Республики Беларусь в городах, председателей местных Советов депутатов, руководителей местных исполнительных и распорядительныхорганов, иных государственных организаций, командиров объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в помещениях заседаний Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, в залах судебных заседаний общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, в помещениях воинских частей, помещениях органов записи актов гражданского состояния, помещениях торжественной регистрации рождения и брака, помещениях государственных нотариальных контор, помещениях государственных научных организаций и учреждений образования, иных государственных организаций, помещениях, в которых депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов постоянно принимают избирателей;
  • и д.р.

Статья 11. Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 12. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется:

· при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги;

· при открытии и закрытии сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

· во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний;

· во время проведения церемоний встреч глав иностранных государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих Республику Беларусь с официальными визитами;

· при официальных церемониях возложения венков главами иностранных государств, парламентов и правительств;

· при проведении воинских ритуалов - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;

· при официальных церемониях во время спортивных соревнований на территории Республики Беларусь и за ее пределами - в соответствии с правилами организации этих соревнований.

· Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

· при открытии памятников, памятных знаков и иных сооружений, посвященных знаменательным событиям в жизни Республики Беларусь, в честь знаменитых государственных, политических, общественных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, искусства и культуры;

· при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

· во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

· гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

· Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:

· ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 часов и в 24 часа;

· в новогоднюю ночь - после боя часов в 24 часа.

Статья 15. Нарушение требований настоящего Закона, а также надругательство над государственными символами Республики Беларусь влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

31. Конституционные основы правового положения человека и гражданина.

Понятие «конституционно-правового статуса» и «правового положения» человека. Характеристика понятия "человек" как социального существа. Социальное формирование личности, ее понятие и сущность. Гражданин как политико-правовое понятие, как человек, принадлежащий к государству и обладающий его гражданством. Особенность конституционного закрепления правового статуса человека и гражданина. Правовой статус граждан как конституционно-правовой институт.

Правовой статус человека и гражданина– это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе и государстве. Правовой статус человека и гражданина закрепляется всеми нормами и отраслями права, его ведущая роль у конституционного права. Особый характер основ состоит в том, что они имею наибольшую ценность и для общества, и для государства. Основы отражают главные черты, характеризующие взаимоотношения государства и личности.

Права гражданина входят в права человека. Элементы правового статуса человека и гражданина:

  • Конституционная правосубъектность (правоспособность и дееспособность)
  • Гражданство
  • Принципы правового статуса (принципы, которые определяются во всех сферах реализации правоспособности личности)
  • Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (неотделимы)
  • Гарантии реализации конституционных прав и свобод: социально-экономические, политические и юридические.

Принципы правового статуса человека и гражданина – это основополагающие начала, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, на которых строятся отношения между государством и личностью. В Конституции получили закрепление:

  1. Равенство – одинаковое правовое положение лиц перед законом. Равноправие – совпадение объема только прав. Принцип равноправия включает то, что каждый человек равноправен с другими. Принципу равенства противоречит дискриминация. Равноправие мужчины и женщины. Равенство перед законом и судом.
  2. Непосредственное действие прав и свобод. Нет статьи, которая прямо об этом говорит, но это все вытекает из остальных статей и означает возможность человека осуществлять права и свободы, защищать их в случае нарушения, руководствуясь конституционными нормами.
  3. Не отчуждаемость основных прав и свобод. Основные права и свободы человека неотчуждаемы, и принадлежат каждому от рождения. Ни одно лицо, ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод.
  4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. Содержится в некоторых статьях конституции, которые устанавливают, что ограничение может устанавливаться лишь в определенных случаях.
  5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. (23 статья)
  6. Гарантированность прав и свобод. Обозначает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину возможность пользования его правами и свободами. Статья 2 и 21.
  7. Приоритет норм международного права. Статья 8 + часть 1 статьи 23.
  8. Единство прав и обязанностей. Все обладают не только правами, но и обязанностями. Многие права одновременно являются и обязанностями (воспитание детей, защита отечества, благоприятная окружающая среда, но при этом обязанность сохранять природу и окружающую среду)

32. Гражданство Республики Беларусь; понятие, принципы, правовая регламентация.

Понятие и социально-политическое значение гражданства в различных правовых системах и отечественной науке конституционного права. Соотношение понятий «гражданство» и «подданство». Сущность взаимной, устойчивой политико-правовой связи лица, обладающего гражданством, с государством. Гражданство как конституционно-правовой институт. Общая характеристика основных принципов гражданства, их правовое закрепление в законодательстве Республики Беларусь.

Правовое регулирование:

· Конституция

· Закон «О гражданстве РБ»

· Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством РБ, утвержденным указом Президента от 17 ноября1994 г. № 209.

· Международные договоры и другие НПА.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с РБ, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина (до 2002 года было другое определение).

Граждансвто характеризуется:

· Неотъемлемый атрибут государственного суверенитета

· Правовое, а не фактические состояние

· Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на данной территории

· Юридическое оформление отношений гражданства

· Устойчивость отношений гражданства

· Наличие гражданства влечет правовые последствия

Принципы в статьях 4-7 заона.

Принципы гражданства:

§ каждый имеет право на гражданство

§ гражданство является равным для всех граждан независимо от оснований его приобретения

§ гражданство не может быть предоставлено против воли лица

§ никто не может быть лишён гражданства или права изменить гражданство

§ Республика Беларусь стремится к избежание случаев безгражданства

§ защита и покровительство граждан государством

§ недопустимость выдачи гражданина иностранному государству

§ сохранение гражданства при проживании на территории иностранного государства

§ приоритет норм международного права

§ неотъемлемость гражданства

Республика Беларусь – унитарное государство

Государственное устройство (устройство территории государства) – это территориальная организация государства, характеризующаяся определённой формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом (унитарное и федеративное)

Форма территориально –политического устройства– унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц и не имеющая в своём составе автономных образований

Признаки Республики Беларусь как унитарного государства:

o едина Конституция

o единая база законодательства

o едина система высших органов и государственной власти и др.

Наши рекомендации