Пути совершенствования нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
В целях разрешения проблем, препятствующих укреплению института семьи и повышению его роли в сохранении и развитии российской государственности, необходимо разработать и реализовать ряд последовательных мероприятий.
1. В законодательстве отсутствует определение “семья с детьми”, что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребёнка (опекунов, попечителей, приёмных родителей), на получение тех или иных видов социальных пособий. Необходимо внести законодательно определение – “семья с детьми”, под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух лиц, одним из которых является ребёнок, а другим – лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребёнке и находятся с ним в определённой правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приёмную (приёмные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью – либо являются его фактическими воспитателями. В предложенном определении семьи делается акцент на уравнивание прав фактических воспитателей на различные виды социальных пособий на детей.
2. Необходимо расширить перечень государственных мер поддержки семьи придав им системный характер. В частности, требует увеличения размер ежемесячного пособия на ребёнка до величины не менее прожиточного минимума на человека в данном регионе страны. Финансирование следует осуществлять за счёт средств федерального бюджета, так как региональные бюджеты чаще всего являются дотационными и не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование.
3. Отсутствует дифференциация размеров пособий в зависимости от очерёдности рождения детей в семье. Так, в целях стимулирования рождения в семьях 2 и 3 ребёнка предлагается дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счёту рождается ребёнок, увеличив его продолжительность (84 дня до родов и 110 дней после родов), для одиноких матерей 194 дня. Исходя из принципа дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам в зависимости от субъекта – получателя пособия, предлагается установить отпуска большей продолжительности (200 дней) женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и с тяжёлыми условиями труда. Это положение следует распространить и на мужчин – получателей родительского пособия по уходу за ребёнком.
4. Следует расширить число приоритетных национальных проектов на федеральном уровне, дополнив их рядом проектов, посвящённых развитию института семьи. Например, можно разработать и внедрить перспективный приоритетный национальный проект “Развитие семьи, материнства, отцовства и детства”, в рамках которого следует осуществлять мероприятия по увеличению рождаемости, профилактике младенческой смертности и заболеваний, борьбе с подростковой преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью. На основе существующих приоритетных национальных проектов необходимо разработать и реализовывать региональные приоритетные проекты, посвященные решению наиболее злободневных проблем, связанных с укреплением института семьи. Такие проекты будут особенно актуальны в субъектах РФ, где существуют существенные проблемы с уменьшением рождаемости, ростом смертности, числа инвалидов.[93]
5. В рамках трудового законодательства[94] по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.[95] Так, Закон №81, определяет выплаты пособия во время отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет.[96] Однако в ТК РФ речь идёт об отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет, отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет не оговаривается.[97] То есть, граждане, имеющие детей, получают материальную поддержку государства только во время первой половины отпуска по уходу за ребёнком. Необходимо устранить данный пробел в законодательстве.
6. ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 января 2006 года №255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и по беременности и родам” гласит, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, в то время как размер пособия фактически ограничен нормами другого закона.[98]
Таким образом, сложность текстов (отсутствие единообразной терминологии, наличие математических формул), большое количество отсылочных норм в законодательстве о социальном обеспечении является одним из препятствий на пути эффективной реализации жизненно важного права граждан на социальное обеспечение. Более того, отдельные правовые нормы вводят в заблуждение и создают иллюзию несуществующего благополучия.
Заключение
В результате проведённого исследования, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определённых категорий граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Семьи с детьми сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых они не могут разрешить без помощи государства. Проблемы выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства. Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей.
Итоги проведённого в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми позволяют сделать следующие выводы.
Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определённый разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашёнными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придаёт законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству. Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат и других видов выплат федерального уровня устанавливаются в форме твёрдых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.
Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее – к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения. Недостаточная надёжность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда чётко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают её из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь.
Одним из основных недостатков современного законодательства является отсутствие чёткого механизма привлечения к ответственности за невыполнение положений законов. Необходима систематизация законодательства, отмена декларативных и противоречащих друг другу норм, надёжные финансовые и организационные механизмы реализации. Законодательство о социальном обеспечении семей, имеющих детей, остро нуждается в упорядочении. Всесторонний учёт интересов и потребностей семьи должен быть в основе коренного изменения действующей системы отраслевого законодательства, проводимого в рамках правовой реформы.
На современном этапе экономических реформ государство оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №9. – Ст. 851.