Состояние нормативной правовой базы.

До 90-х годов в стране действовал ряд нормативных правовых документов в области водолазного дела, удовлетворяющих в целом потребности министерств и ведомств и организаций, имеющих водолазные подразделения.

Основным нормативным документом, устанавливающим организацию водолазного дела в силовых ведомствах являлись «Правила водолазной службы Военно-Морского Флота» (ПВС ВМФ-85). В гражданских организациях страны - «Единые правила безопасности труда на водолазных работах» (РД 31.84.01-90) 1991 года издания и «Руководство по проведению глубоководных водолазных спусков» (РД 39.121.92) 1992 года издания. Вопросы оплаты водолазного труда, страхования, социальной защищенности водолазов фрагментарно регламентировались приказами и постановлениями соответствующих министерств и ведомств.

Требования к организации и безопасности проведения водолазных спусков и работ (требования к содержанию водолазной техники, требования к водолазам и обеспечивающим на этапах водолазного спуска, рабочие режимы декомпрессии, режимы лечебной рекомпрессии и т.п.) в этих документах полностью соответствовали друг-другу.

Происходящие в России процессы реформирования, в первую очередь, экономические, внесли определенный вклад и в водолазное дело. Появились новые ведомственные документы, определяющие организацию водолазных спусков и регламентирующие вопросы безопасности водолазного труда.

В 2002 году приказом Главнокомандующего ВМФ (от 24 декабря 2002 года № 506) утверждены Правила водолазной службы Военно-Морского флота (далее – Правила) ПВС ВМФ – 2002. В ходе решения вопроса с Министерством юстиции Российской Федерации о правомочности применения на практике Правил согласован срок их подготовки к введению в действие приказом Министра обороны Российской Федерации – 2009 год. В настоящее время Правила (с дополнениями и изменениями, вызванными реформированием ВМФ и опытом их практического применения с 2002 года) подготавливаются к согласованию с заинтересованными органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и к юридической экспертизе в Минюсте России.

В 2007 году Минздравсоцразвития России вместо «Единых правил безопасности труда на водолазных работах» изданы «Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ» ПОТР М-030-2007 (зарегистрированы Минюстом России 23 июля 2007 г. Регистрационный № 9888). Ими установлены достаточно жесткие требования по охране труда при выполнении водолазных спусков и работ на глубинах до 60 м. Но основные вопросы организации водолазного дела рассмотрены только на уровне формирований, непосредственно выполняющих эти работы, или носят рекомендательный характер (в Приложениях), что вызывает множество нареканий специалистов и организаторов водолазного дела и его медицинского обеспечения.

В действующих документах нет единства требований к организации водолазных спусков и работ, водолазным квалификациям, квалификационным требованиям к водолазам, к квалификационным и контролирующим органам, к организации водолазных служб, обязательным ежегодным нормам спусковых часов, рабочим режимам декомпрессии, режимам лечебной рекомпрессии и т.д.

Не успевая за происходящими в стране процессами, в настоящее время остались без внимания вопросы страхования водолазного труда, социальной защищенности и медицинской реабилитации водолазов.

В России, также, как и в других странах уже сложилась по сути самостоятельная отрасль – дайвиндустрия. Основными направлениями ее деятельности являются: подготовка дайверов по различным уровням квалификации рекреационного (любительского) подводного плавания, организация подводных погружений и дайв-туров в различных акваториях мирового океана и водных объектах, продажа водолазного снаряжения и оборудования.

Развитием рекреационного подводного плавания в стране занимаются конкурирующие между собой общественные и коммерческие организации и представительства зарубежных структур, созданные по профессиональному признаку и руководствующиеся принципом саморегулирования.

Коммерческая деятельность организаций, занимающихся дайвиндустрией, регламентируется действующими законами Российской Федерации о предпринимательской деятельности, туризме, торговле и нормативными правовыми актами.

Представляется крайне важным и актуальным разработать механизм регулирования отдельной категории водолазных (подводных) работ специального назначения, включающих работы по обследованию, консервации и подъему подводных потенциально опасных объектов (далее - ППОО), содержащих радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества.

Наши рекомендации