Понятие управления социальным обеспечением
В общеупотребительном смысле термин «управление» имеет несколь- ко значений: «деятельность органов власти»; «крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение»; «управлять». «Управлять» в свою очередь означает «направлять ход, движение кого-, чего-нибудь»; «руководить, направлять деятельность, действия кого-, чего-нибудь».
Управленческие отношения - один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств. Различают управление государством, городом, сферой социаль ной жизни общества (здравоохранением, образованием, социальным обеспечением и др.).
По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное (некоммерческое и коммерческое) управление. Так или иначе все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения. С управлением неразрывно связаны такие понятия, как «администрация», «административная власть. Под администрациейподразумеваются государственные органы, осуществляющие управление; руководящий персонал какого-либо предприятия, учреждения. Иными словами, администрировать означает «управлять, заведовать». Следовательно, администрация — это аппарат, органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями других людей. Администрирование- это то, что делает администрация, т. е. управление, руководство людьми. Административная же власть — это средство, которое использует администрация для управления, воздействия на волю управляемых лиц.
На практике существует несколько видов администраций:
1) администрация международных организаций;
2) федеральная администрация;
3) администрация субъекта Российской Федерации;
4) муниципальная администрация;
5) администрация предприятия, учреждения и др.
По признаку собственности выделяют международную, государ- ственную, муниципальную и частную администрацию. В системе государственной администрации по правовому положению и источникам ее финансирования существуют три вида администра- ции:
-федеральная;
-субъектов Российской Федерации;
-государственных организаций, предприятий, учреждений.
В отношениях по социальному обеспечению между гражданами и предоставляющими его органами нет власти и подчинения, поэтому между ними отсутствуют административные отношения. Подобные отношения (административного характера) могут складываться только как внутри отдельных органов социального обеспечения, так и внутри системы органов.
В управлении социальным обеспечением выделяется два его вида: общее управление и оперативное управление.
Общее управление социальным обеспечением в стране осущест- вляет государственная федеральная администрация, а главной феде- ральной администрацией является Правительство РФ. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ- это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполни- тельной власти общей компетенции, подчиненный Президенту РФ.[4]
В статье 3Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» сформулированы основные принципы его деятельности: верховенство закона, народовластие, федерализм, разде- ление властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Все это предопределяет общие принципы деятельности исполнительной власти как таковой. К ним можно также отнести принципы: законности (обеспечение прав и свобод человека и гражданина, верхо- венство закона); демократизма (народовластие, гласность, разделение властей, ответственность); федерализма. В указанном Законе не называется принцип целесообразности, эффективности деятельности. Но фактически этот принцип есть и проявляется в повседневной работе правительства. Федеральное правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В свою очередь министерства и иные Федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. К числу полномочий федерального правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения. Помимо этого на него возложено принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Правительство РФ содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями и т.п. Федеральное правительство подготавливает программы экономического и социального развития, обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и прочее.
В настоящее время в законодательстве отсутствует конкретизация функций общего и оперативного управления федеральным правительством государственной системой социального обеспечения, поэтому не всегда ясно, каковы должны быть пределы управления и его функций в этой сфере.
В России продолжается создание правового и социального госу- дарства. Следовательно, должен идти процесс преобразования админи- стративной власти в исполнительную власть. Конституция РФ назвала эту власть исполнительной, но предстоит еще много сделать, чтобы не только по названию, но и по содержанию она стала государственной исполнительной властью.
Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования[5].
К их полномочиям относится установление:
1) основ правового регулирования обязательного социального страхования и их видов;
2) круга лиц, подлежащих данному страхованию иимеющих право на страховое обеспечение;
3) условий назначения и размеров страхового обеспечения;
4) порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обя- зательного социального страхования и порядка их исполнения, а также утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении;
5) тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
6) базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
7) ответственности субъектов обязательного социального стра- хования при нарушении законодательства РФ.
Помимо этого федеральные органы определяют порядок хранения средств обязательного социального страхования, а также гарантии устойчивости финансовой системы данного страхования.
Оперативное управления органами, осуществляющими социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, возложено на органы государственной исполнительной власти — Мин- трудсоцзащиты России, Минобрнауки России, Минобороны России и др., а также подведомственные им органы. Деятельность органов, осуществляющих социальное обеспечение, не должна быть произвольной. Она должна подчиняться определенным правилам, т. е. должна быть организованной. Управление социальным обеспечением является частью другого понятия — осуществления социального обеспечения.