Вопрос 1. реципрокация и редистрибуция. понятия, главные отличия

Реципрокация- это эквивалентный обмен, дар внутри соц.группы или между соц.группами. ( Между равными!!!)

Редистрибуция- это эквивалентный обмен, дар между не равными субьектами( пример: живые и мертные)

В упрощенной трактовке под редистрибуциейпонимается "перераспределение продукта по вертикали" в отличие от реципрокации - "перераспределения продукта по горизонтали

Вопрос 2. шумер и аккад, III тыс. до н.э.

Тип государств: Древневосточный

Форма государства: Теократическая монархия( монарх+ глава религиозной общины)

Территориальное устройство: Город государство( храмовое хозяйство в центре)

Режим: Авторитарный-деспотический( харизматическая власть)

Виды собственности: храмовая общинная государственная

Гос. строй:

• Верховный жрец- глава города и главного городского храма

Функции правителя:

• Управление общественным строем

• Ирригации

• Храмовое хозяйство

Органы ограниченности власти. Функции:

• контролировали деятельность монарха

• осуществляли суд

• управление общинным имуществом

• Совет старейшин

• Народное собрание

Вопрос 3. как проходило досудебное расследование по кражам по Законам Хаммурапи

Досудебное расследование проходило следующим образом: если человек увидел свою пропавшую вещь у другого человека, то второй должен объяснить, у кого он ее приобрел: привести продавца и свидетелей. Хозяин должен привести свидетелей, знающих его вещь.

Затем, дело рассматривается судьями; свидетели рассказывают то, что знают под ответственностью перед Богом. Наказание для вора- смерть.

Вопрос 4. афинский полис. гос.строй Афин

Полис- античный город-государство, самоуправляющаяся община, с хорошо развитым гражданским обществом и частной собственностью, с элементами правового государства.

Причины возникновения Афинского государства обозначить трудно, но известно, что до Афин существовали 2 другие цивилизации: критовихенская и ахейская.

Государственный строй:

конец 9 начало 8 века до нэ



Вождь
Ареопаг
Экклесия

В 7 веке до н.э.

• Нет вождя

• Базилес стал одним из архонтов

Ареопаг
Коллегия архонтов( 9 штук)
эклессия

6 век до н. э:

Ареопаг
Архонты
Совет 400 Гелиэя I
II
III
IV
Коллегия 10 стратегов

5 век до н э

Ареопаг (теряет свое значение)
9 архонтов
Гелиэя ( значение конституционного суда) Эклессия( увеличение роли) Совет 500 ( входят представители всего населения)
10 стратегов

Вопрос 5. причины кризиса римской республики

• Большое количество рабов

• Обедневшее население( мужчины уходли на войны=> земли пустуют)

• Несоответствие территории и управления( одной из попыток урегулирования ыло: в 111 году до н.э. создание частной собственности)

• Кризисное состояние армии( военного ополчения).

Обеднение => падение дисциплины.

Попытка урегулирования: Марий провел реформу, по которой появляется регулярная армия( профессиональные легионы на основе оплаты)

Вопрос 6. в чем заключалась особенность абсолютной частной собственности по римскому праву. в чем отличие от современности.

Разработка понятия частная собственность завершилась в 11 веке н.э.


классическая юриспруденция понимала право собственности как

неограниченное и исключительное правовое господство лица над вещью, как право, свободное от ограничений по самому своему существу и абсолютное по своей защите.

• всесторонняя возможность пользования и распоряжения вещью (отчуждение, обременение)

• исключала вмешательство всех посторонних лиц в сферу господства частного собственника

Отличие от современности: существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое

имущество в Риме не проводилось.

Билет 6
1.Формы социального управления в первобытной деревне
а)в патриархальной семье, правовое положение семьи;

Б)выборы старейшин

а. Деревня – осевший мужской союз.

Большая патриархальная семья – коллектив, возглавляемый патриархом, (не обязательно кровное родство), связаны совместным производств, совместным поеданием пищи.

Глава группы, патриарх, имел одну или несколько жен, проживал со своими детьми (иногда уже женатыми), с братьями вместе с их женами и иными родственниками и домочадцами в рамках единого домохозяйства.

На территории этого домохозяйства жена имела свою хижину (строение с кухней), хижины были и для мужчин, иногда отдельное жилище предоставлялось главе группы.

Внутренние связи в семейной группе были жесткими, имело место неравенство – ранговое.

Пол, возраст, принадлежность к определенному поколению и брачному классу, место в группе – все это стало играть определенную роль и фиксировало определенный статус каждого.

• Самый-самый низ: прибившиеся к коллективу чужаки-аутсайдеры.

• Низший ранг: люди женатые, но не имевшие собственного хозяйства; прошедшие через обряд инициации юноши и девушки, считающиеся взрослыми; дети и подростки.

• Высокий ранг: глава семейной группы.

Власть патриарха – харизматичная ( вера в сверхъестественные способности властителя).

Глава семейной группы еще не собственник всего имущества, имущество - еще коллективное.

Функции главы семейно-клановой группы:

• определение характера деятельности для всех

• Забота о благосостоянии коллектива

• принятие решений в конфликтной ситуации.

новые функции, требующие от лидера:

• Умелый ловкий добытчик + опыт знающего администратора и организатора хозяйственной деятельности группы

• Постоянная борьба и поддержка престижа.

б. Выборы в деревне:

• Выделяются люди, которые могут накормить всю деревню (1 % патриархальной семьи).

Начинается реципрокация (эквивалентный обмен дар между равными).

Такие люди переходят в отряд бигменов, выделившихся в обществе при равных условиях

• Начало предвыборной компании: все бигмены начинают портить и выбрасывать дорогие вещи, или раздают их всем. Претенденты на должность старейшины должны были продемонстрировать высокие личные качества или же приобрести престиж дарами ищедрами раздачами излишков пищи.

• Будущий старейшина доказывает, что он может проводить магические обряды - общение с мертвыми у алтаря (хижина посреди деревни, куда приносили дары.

Наши рекомендации