Вопрос 1. реципрокация и редистрибуция. понятия, главные отличия
Реципрокация- это эквивалентный обмен, дар внутри соц.группы или между соц.группами. ( Между равными!!!)
Редистрибуция- это эквивалентный обмен, дар между не равными субьектами( пример: живые и мертные)
В упрощенной трактовке под редистрибуциейпонимается "перераспределение продукта по вертикали" в отличие от реципрокации - "перераспределения продукта по горизонтали
Вопрос 2. шумер и аккад, III тыс. до н.э.
Тип государств: Древневосточный
Форма государства: Теократическая монархия( монарх+ глава религиозной общины)
Территориальное устройство: Город государство( храмовое хозяйство в центре)
Режим: Авторитарный-деспотический( харизматическая власть)
Виды собственности: храмовая общинная государственная
Гос. строй:
• Верховный жрец- глава города и главного городского храма
Функции правителя:
• Управление общественным строем
• Ирригации
• Храмовое хозяйство
Органы ограниченности власти. Функции:
• контролировали деятельность монарха
• осуществляли суд
• управление общинным имуществом
• Совет старейшин
• Народное собрание
Вопрос 3. как проходило досудебное расследование по кражам по Законам Хаммурапи
Досудебное расследование проходило следующим образом: если человек увидел свою пропавшую вещь у другого человека, то второй должен объяснить, у кого он ее приобрел: привести продавца и свидетелей. Хозяин должен привести свидетелей, знающих его вещь.
Затем, дело рассматривается судьями; свидетели рассказывают то, что знают под ответственностью перед Богом. Наказание для вора- смерть.
Вопрос 4. афинский полис. гос.строй Афин
Полис- античный город-государство, самоуправляющаяся община, с хорошо развитым гражданским обществом и частной собственностью, с элементами правового государства.
Причины возникновения Афинского государства обозначить трудно, но известно, что до Афин существовали 2 другие цивилизации: критовихенская и ахейская.
Государственный строй:
• конец 9 начало 8 века до нэ
Вождь |
Ареопаг |
Экклесия |
• В 7 веке до н.э.
• Нет вождя
• Базилес стал одним из архонтов
Ареопаг |
Коллегия архонтов( 9 штук) |
эклессия |
• 6 век до н. э:
Ареопаг |
Архонты |
Совет 400 Гелиэя I |
II |
III |
IV |
Коллегия 10 стратегов |
• 5 век до н э
Ареопаг (теряет свое значение) | ||
9 архонтов | ||
Гелиэя ( значение конституционного суда) | Эклессия( увеличение роли) | Совет 500 ( входят представители всего населения) |
10 стратегов |
Вопрос 5. причины кризиса римской республики
• Большое количество рабов
• Обедневшее население( мужчины уходли на войны=> земли пустуют)
• Несоответствие территории и управления( одной из попыток урегулирования ыло: в 111 году до н.э. создание частной собственности)
• Кризисное состояние армии( военного ополчения).
Обеднение => падение дисциплины.
Попытка урегулирования: Марий провел реформу, по которой появляется регулярная армия( профессиональные легионы на основе оплаты)
Вопрос 6. в чем заключалась особенность абсолютной частной собственности по римскому праву. в чем отличие от современности.
Разработка понятия частная собственность завершилась в 11 веке н.э.
классическая юриспруденция понимала право собственности как
неограниченное и исключительное правовое господство лица над вещью, как право, свободное от ограничений по самому своему существу и абсолютное по своей защите.
• всесторонняя возможность пользования и распоряжения вещью (отчуждение, обременение)
• исключала вмешательство всех посторонних лиц в сферу господства частного собственника
Отличие от современности: существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое
имущество в Риме не проводилось.
Билет 6
1.Формы социального управления в первобытной деревне
а)в патриархальной семье, правовое положение семьи;
Б)выборы старейшин
а. Деревня – осевший мужской союз.
Большая патриархальная семья – коллектив, возглавляемый патриархом, (не обязательно кровное родство), связаны совместным производств, совместным поеданием пищи.
Глава группы, патриарх, имел одну или несколько жен, проживал со своими детьми (иногда уже женатыми), с братьями вместе с их женами и иными родственниками и домочадцами в рамках единого домохозяйства.
На территории этого домохозяйства жена имела свою хижину (строение с кухней), хижины были и для мужчин, иногда отдельное жилище предоставлялось главе группы.
Внутренние связи в семейной группе были жесткими, имело место неравенство – ранговое.
Пол, возраст, принадлежность к определенному поколению и брачному классу, место в группе – все это стало играть определенную роль и фиксировало определенный статус каждого.
• Самый-самый низ: прибившиеся к коллективу чужаки-аутсайдеры.
• Низший ранг: люди женатые, но не имевшие собственного хозяйства; прошедшие через обряд инициации юноши и девушки, считающиеся взрослыми; дети и подростки.
• Высокий ранг: глава семейной группы.
Власть патриарха – харизматичная ( вера в сверхъестественные способности властителя).
Глава семейной группы еще не собственник всего имущества, имущество - еще коллективное.
Функции главы семейно-клановой группы:
• определение характера деятельности для всех
• Забота о благосостоянии коллектива
• принятие решений в конфликтной ситуации.
новые функции, требующие от лидера:
• Умелый ловкий добытчик + опыт знающего администратора и организатора хозяйственной деятельности группы
• Постоянная борьба и поддержка престижа.
б. Выборы в деревне:
• Выделяются люди, которые могут накормить всю деревню (1 % патриархальной семьи).
Начинается реципрокация (эквивалентный обмен дар между равными).
Такие люди переходят в отряд бигменов, выделившихся в обществе при равных условиях
• Начало предвыборной компании: все бигмены начинают портить и выбрасывать дорогие вещи, или раздают их всем. Претенденты на должность старейшины должны были продемонстрировать высокие личные качества или же приобрести престиж дарами ищедрами раздачами излишков пищи.
• Будущий старейшина доказывает, что он может проводить магические обряды - общение с мертвыми у алтаря (хижина посреди деревни, куда приносили дары.