Политическая система общества
Понятие политики.В жизни современного общества политика занимает весьма важное место. С ней связано решение ключевых вопросов, затрагивающих интересы различных классов, социальных групп, общества в целом. Политическое решение этих вопросов предполагает использование государственной власти. Поэтому политику можно определить как деятельность, направленную на получение государственной власти и её удержание, а также как деятельность по реальному осуществлению этой власти.
Власть — это способность человека или определённой группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая таким путём поставленных целей. Кроме политической можно выделить и другие виды власти: экономическую, военную, информационно-идеологическую.
Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами. Военная власть — это контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, необходимыми для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на формирование у людей представлений и убеждений.
Осуществление политической власти требует концентрации ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определённых людей или групп людей, объединённых в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть предполагает использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей.
В. Лейбль. Деревенские политики (1877)
Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы и нередки острые конфликты, политическая власть должна опираться на военную силу. Одной её, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощается политикой. Очень многое в них происходит по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.
Политическая система: понятие, типы, функции.Политическая жизнь общества представляет собой целостное единство определённых элементов, или систему. Политическая система общества — это совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политических и правовых норм.
Политические организации и институты — это государство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, общественные объединения политической направленности, средства массовой информации, ведущие идеологическую работу.
Люди, участвующие в политической жизни общества, руководствуются определёнными идеями, ценностными установками и воззрениями. Политические взгляды и идеи отражают основополагающие интересы социальных общностей, связанные с получением и использованием власти.
Политические и правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль выполняют прежде всего конституция и законы страны.
Политические отношения складываются по поводу завоевания, перераспределения и использования политической власти в обществе. Это отношения между политическими институтами и людьми, занимающими определённое политическое положение. Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством и даже враждебностью (например, ожесточённая борьба политических партий и их лидеров за власть).
Политическая система играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система — единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.
В наши дни обычно подчёркивают различия между такими крайними типами политических систем, как тоталитарные и демократические.
Тоталитарная (от лат. totalis — весь, полный) политическая система характеризуется всевластием государства, всеобъемлющим и жёстким политическим контролем за различными сторонами жизни общества. Для тоталитарных систем характерно подавление всякого инакомыслия. В таких обществах у власти, как правило, находится одна политическая партия, а все другие общественные организации подчинены 122
ей и контролируются ею. Стабильность в обществе поддерживается насилием, террором. Такие государства бывают крайне агрессивны (например, фашистская Германия).
Демократическая политическая система базируется на рыночной экономике, которой соответствуют политические идеи свободы частной инициативы, а также свободы в отношении определения людьми их общественной позиции. Государство в основном играет роль регулятора отношений между различными социальными субъектами. Оно призвано обеспечивать права и свободы граждан, защищать их от произвола. Власть завоёвывается через участие в избирательных кампаниях. Главным институтом достижения политических целей является правопорядок.
И. Козлов. Реформаторы и диктаторы (XX в.) |
В разных странах вырабатываются собственные представления о демократической организации общественной жизни. Попытки навязать какому-то народу, какой-то стране выработанные другими представления о демократии сами по себе недемократичны.
Политическая система общества выполняет ряд основных функций: целеполагания, интеграции, регламентации, контроля, коммуникации.
Функция целеполагания состоит в определении основных целей общественного и политического развития. Эти цели формулируются в партийных программах, политических декларациях, государственных программах экономического и социального развития и т. д.
Функция интеграции связана с объединением общества для решения важнейших задач. Разные общественные группы имеют неодинаковые интересы и цели. Эффективно действующая политическая система позволяет сопоставить их, определить баланс интересов и выработать конструктивную общую линию действий. Обычно это достигается путём компромисса. В недемократических политических системах интеграция достигается путём подавления всякого несогласия с официальной точкой зрения, которая утверждается в качестве единственно правильной и законной.
Функция регламентации выражается прежде всего в установлении законов, управляющих жизнью общества, а также в обеспечении исполнения законов и связанных с ними норм. В первом случае говорят о законодательной власти, во втором — об исполнительной. Кроме того, важна оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов, осуществляемая судебной властью. Это уже контрольная функция, которую в пределах своих полномочий выполняют не только судебные органы, но и другие политические организации и институты.
Функция коммуникации, общения обусловлена необходимостью осуществлять обмен информацией между различными звеньями политической системы, а также между этой системой и обществом в целом. Люди должны знать, над чем работают и что решают политики, какие принимаются законы и т. д. В свою очередь, участники политической деятельности должны знать, что думают граждане страны, что их заботит, как они оценивают деятельность политической системы и ситуацию в стране и в мире.
Носители политической власти в обществе.В конституциях ряда стран, других политических документах утверж-
Саммит G-8 с лидерами стран Индии и Бразилии. Л'Акиле, 2009
дается, что высшим носителем власти в обществе является народ. Эта демократическая идея противоположна идее монархического правления, исходящей из единовластия верховного правителя — монарха, государя. Вместе с тем даже при демократическом общественном строе роли разных людей в осуществлении политической власти неодинаковы.
Неодинаковость роли людей в осуществлении политической власти характеризует теория политической элиты. Слово *«элита» в переводе с французского означает «лучший», «отборный». Политической элитой называют группу (или группы) людей, которая выделяется особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества. Представители политической элиты постоянно и непосредственно участвуют в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти.
Макс Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (основанное на законе) и харизматическое. В обществах, основанных на следовании традициям,
\
политическую власть получают главным образом путём наследования от отца к сыну, иногда — от старшего брата к младшему. Это характерно прежде всего для монархических государств. Легальное получение власти связано с избранием при соблюдении определённых законных процедур. Власть такого руководителя основана на уверенности в том, что его полномочия получены строго законным способом в условиях соревновательности и открытости. Харизматическое лидерство связано с наличием у некоторых людей необычных, исключительных качеств, которые позволяют им вести за собой людей. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «благодать», «божественный дар». Харизматические лидеры появляются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиозные пророки. Харизма присуща и некоторым политическим лидерам.
Политическая идеология.Осуществление политической власти требует чёткого определения её целей и допустимых средств их достижения. Это означает, что политика всегда опирается на идеологию, является её практическим осуществлением. Политическая идеология представляет собой совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определённой социальной общности на власть или участие в реализации власти, а также пути достижения намеченных целей.
Политическая идеология имеет несколько уровней. Первый, теоретический, — это обобщённые формулировки основных идей, ценностей и целей определённой социальной общности (класс, нация и т. д.). Второй уровень политической идеологии представлен программами, лозунгами и требованиями политических лидеров, партий, общественных движений и т. д. Третий уровень политической идеологии — политические установки отдельных людей, существующие в обыденном сознании. Этот уровень не следует недооценивать, потому что в практических делах люди руководствуются утвердившимися в их сознании стереотипами, убеждениями, политическими симпатиями и антипатиями.
Политическая идеология оказывает наиболее сильное воздействие на жизнь общества в том случае, если она выражает в форме идей и лозунгов то, что люди непосредственно знают. Идеологические пристрастия людей определяются не только их общественным положением, но и индивидуальными чертами личности.
Теоретические политические идеи нужно уметь донести до сознания людей для того, чтобы эти идеи стали действенными, реально повлияли на ход событий. Люди должны хорошо понимать, к чему ведёт применение на практике тех или иных политических идей, программных установок.
Вопросы и задания
1. Какова структура политической системы общества? 2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь. 3. В чём состоит главная особенность политической власти? 4. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества. 5. Между кем в обществе складываются политические отношения? 6. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества. 7. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно-логическую схему «Политическая система общества».
Государство
Основные признаки государства.Задача государства состоит в обеспечении политической целостности общества на определённой территории. Эта целостность обеспечивается с помощью власти, поддерживающей порядок, основанный на законе. Важнейшие признаки государства, без которых его существование невозможно, — территория, население, власть, право, суверенитет.
Территория государства складывается исторически, нередко в результате войн. В прошлом величина государства, богатство природных ресурсов, наличие выхода к морю во многом определяли благосостояние его населения. В современном мире новых технологий характеристики территории, занимаемой государством, утратили ключевое значение.
Государство обладает верховенством власти на своей территории, в пределах своих границ. В современном понимании территория государства — это земля, водное и воздушное пространство. К территории государства, которая подпадает под его юрисдикцию, относят также пространство водных и воздушных судов, ходящих под государственным флагом, территории посольств государства за рубежом.
Население — естественное условие существования государства, его главный ресурс. Связь человека и государства определяется гражданством, т. е. правовой принадлежностью человека к данному государству, распространением на него установленных государством прав и обязанностей.
В государстве существует система специальных органов по управлению обществом, через которые и реализуется государственная власть. Отличие её от любой иной власти заключается в том, что она распространяется на всех граждан государства. Государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные, судебные органы, а также армия, полиция (милиция), тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
Государство неразрывно связано с правом. Государственное управление населением происходит путём издания законов, которые регулируют практически все значимые сферы жизни общества. Только государство издает такие нормы права, которые обязательны для всего населения страны, в том числе для работников государственных органов. В государстве существует специальный аппарат по принуждению к исполнению правовых предписаний.
Суверенитет — особое свойство государственной власти, которое заключается в ее верховенстве внутри страны и независимости от сил, внешних для данного государства.
Таким образом, государство может быть определено как единая политическая организация общества, которая распространяет власть на всю свою территорию и население, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.
Символы государства (обычно это герб, флаг, гимн) выражают его самостоятельность и независимость. Как правило, они связаны с историей его становления и развития. 128
Всего в современном мире существует около 200 государств.
Функции государства.Существуют различные классификации функций государства. Исходным является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внешние функции государства характеризуют основные направления его деятельности на международной арене. Как правило, эти функции выражаются в установлении и поддержании благоприятных отношений с другими государствами, а также в обеспечении обороны страны от внешней агрессии.
В соответствии со сферами жизнедеятельности общества выделяют следующие внутренние функции государства.
Экономическая функция государства состоит в том, что оно содействует развитию экономического потенциала страны. Государство также призвано создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Степень участия государства в управлении экономикой может быть разной — от жёсткого директивного руководства до установления общих рамок и правил хозяйственной деятельности.
Современное государство осуществляет антимонопольную политику, создаёт условия для добросовестной конкуренции товаропроизводителей, поддерживает стратегически важное, социально значимое производство.
Социальная функция государства выражается в обеспечении такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья каждого человека, благосостояния каждой семьи. Современные государства помогают своим гражданам в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам.
С экономической и социальной функциями тесно связана экологическая функция государства. Она состоит в том, что государство принимает меры по созданию дружественной к человеку окружающей среды, устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ. Государственные органы также разрабатывают санитарные правила и нормы, призванные обеспечить полноценную жизнь и здоровье человека. Осознавая реальность экологической угрозы,
• |
5.3ак.1537.
все развитые демократические государства мира принимают согласованные меры по охране природной среды.
Культурная функция связана с тем, что государство заинтересовано в развитии всех форм духовной культуры — литературы, театра, кино, телевидения и других средств массовой информации, а также в обеспечении сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев. Тем самым государство создаёт условия, необходимые для духовного развития граждан, воспитания подрастающего поколения, приобщения его к мировой культуре. Активная творческая личность способствует прогрессу государства, его укреплению и развитию.
Функция охраны правопорядка состоит в обеспечении государством порядка и безопасности в обществе. Интересы общества, государства, отдельной личности охраняются от любых незаконных посягательств.
Функция финансового контроля выражается в учёте государством доходов его граждан. Часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью использования налогов.
Типы и формы государства. В современной политологии форма государства характеризует способ организации и осуществления государственной власти, который реализуется через форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма правления — структура высших органов государственной власти, порядок их образования и функционирования. По форме правления все государства делятся на республики и монархии.
Монархия характеризуется наличием единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно и обычно передаёт её по наследству (король, император, шах). Монархии бывают абсолютные и конституционные (ограниченные). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть правителя ничем не ограничивается. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена представительным 130
органом, действующим на основе конституции. В наши дни конституционный монарх в основном выполняет церемониальные функции (участие в национальных праздниках, международных форумах, награждение, помилование и т. п.). Приблизительно шестая часть государств современного мира — монархии.
В. А. Серов. Коронация(1896)
В республике верховная государственная власть осуществляется выборными органами или лицами, которые избираются населением на определённый срок (парламент, президент). Одни страны мира являются президентскими республиками (Беларусь, США, Франция и др.), другие — парламентскими республиками (Болгария, Индия, Германия и др.). В президентской республике глава государства одновременно возглавляет исполнительную власть. Правительство назначается президентом. Оно ответственно в первую очередь перед ним. Президент может наложить вето на законопроекты парламента и отправить их на доработку.
В парламентских республиках исполнительная власть в целом подчинена законодательной. Президент в парламентской
Республика Беларусь |
республике является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у создаваемого парламентом правительства.
Форма государственного устройства — это административно-территориальное строение государства. По форме устройства все государства делятся на унитарные (единые) и федеративные (состоящие из нескольких частей).
Административно-территориальные единицы унитарных государств подчиняются центральным органам власти. Большинство государств мира являются унитарными (Беларусь, Болгария, Франция и др.). На территории унитарного государства действует единая система законодательства, проводится общая денежная, налоговая, кредитная политика.
Вперёд, Франция (скульптурная группа на здании французского парламента) |
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одном союзном государстве. Федерации состоят из ряда территориальных образований (штаты, республики и т. д.), которые обладают
большой самостоятельностью. Для федерации характерно наличие двух систем государственной власти — федеральной власти и власти субъектов федерации. Каждый субъект федерации имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия, Швейцария и др. Всего в мире более
20 федераций.
Конфедерация — это союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определённых целях (например, для совместной обороны, решения экономических проблем). Для реализации согласованной политики члены конфедерации создают общие органы управления. Их решения вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти каждого государства — члена конфедерации. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство. Её члены осуществляют самостоятельную внешнюю
политику. Они вправе выходить из конфедерации. Характер конфедерации первоначально имело объединение Королевства Польши и Великого княжества Литовского.
Политический режим государства определяет методы и средства, с помощью которых осуществляется государственная власть. Это могут быть демократические методы или, наоборот, методы ограничения политических прав и свобод, подавления инакомыслия, характерные для авторитарного режима. Крайней формой недемократического режима является тоталитарная диктатура.
Вопросы и задания
1. Объясните, зачем современному обществу нужна государственная власть. 2. В чём состоит сущность государства? 3. Определите роль государства в политической системе общества. 4. Перечислите признаки государства. Установите их взаимосвязь. 5. Определите основные функции государства. Сравните осуществление этих функций при демократическом и тоталитарном режимах правления. 6. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «государство» и «общество»?
Афины — родина демократии