Методы и принципы государственного управления землепользованием
Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.
1. Экономический метод предполагает
-платность использования земли;
- экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием;
- право собственности на землю;
- совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование;
- нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.
2. Административный метод правового управления землепользованием включает:
- выдача разрешений на использование земли (земельного участка);
- лицензирование использования земли;
- проведение государственной экологической экспертизы.
3. Организационно-правововой метод управления землепользованием включает:
- обеспечение безопасного использования земли;
- рациональную организацию государственного земельного кадастра;
- создание государственного реестра собственности земель;
- организацию ведения мониторинга земель.
Принципы управления земельными ресурсами можно разделить на общие и частные. К общим принципамотносят:
1) Приоритет государственного управления земельными ресурсами.
2) Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов.
3) Принцип рационального использования земель.
4) Единство управления земельными ресурсами и управления территориями.
5) Организационная согласованность использования земель и управления территориями.
6) Систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами.
7) Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами.
8) Разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня.
9) Разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
10) Правовая обеспеченность управления земельными ресурсами земельных отношений.
11) Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.
К частным принципамуправления земельными ресурсами можно отнести:
1. Принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами,который подразумевает наличие специальных органов управления земельными ресурсами с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по управлению земельными ресурсами. Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, и которых заинтересовано государство.
2. Принцип управляемостипредполагает рациональное соотношение управленческих и управляемых структур, их штатной численности, рациональную степень загрузки структур, принимающих решения и обеспечивающих их выполнение.
3. Принцип соответствия субъекта и объектазаключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структур звеньев управления, так и системы в целом.
4. Принцип изменяемости–способность органов управления земельными ресурсами на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения внешних и внутренних экономических, социальных, правовых и иных условий.
5. Принцип специализации– формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединения управленческих работ с повторяющимися операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.).
6. Принцип иерархичностипредполагает необходимость создания структуры управления с учетом обязательности выполнения решений и постановлений вышестоящих структур нижестоящими органами.
7. Принцип экономичностизаключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.
Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – платность пользования землей. Законодательство РФ предусматривает такие формы платы за землю, как земельный налог и арендная плата.
За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки – арендная плата.
Земельный налог должен поступать в распоряжение субъектов Федерации и муниципальных образований и использоваться для обустройства их территорий, проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, повышения плодородия почв, развития производственной и социальной инфраструктуры.