Теократическое государство
Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).
Теократическое государство-такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.
Истокитеократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).
В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.
Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).
В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.
В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.
Можно выделить признаки теократического государства:
1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств. (приоритет государства над обществом)
2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.
3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.
4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.
5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию.Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.
Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.
46. Проблемы типологии правовых систем.
Поц: правовая система — совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
В правовую систему входят:
- правовая идеология
- правовая культура
- правовая политика
- система права
- система законодательства
- юридическая практика … Исчерпывающий перечень дать практически невозможно.
Правовая система — совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).
Среда функционирования правовых систем: связи, отношения, состояния, режимы, статусы, гарантии, принципы, правосубъектность.
Блоки правовых систем: нормативный, динамический, правообразующий, блок прав и обязанностей, доктринальный (научный), статистический и др. — между ними связи и взаимоотношения.
Понятие правовой системы широкое, оно не охватывается даже понятием права.
Структура правовой системы:
1. Действующее законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Право — система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.д., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений).
2. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему (динамическое состояние) и желаемому (статическая составляющая, стереотипы) праву.
3. Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. (правовая семья → правовая система → правовые группы).