Эволюция. Теория разделения государственной власти и механизм государства

Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т. е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М. И. Байтин, проф. М. Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации.

Вместе с тем в юридической литературе высказано мнение, что механизм государства включает в себя помимо государственных органов и организаций еще и такие компоненты, как публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение (проф. Ю. А. Тихомиров).

О государственных органах будет сказано подробнее дальше. Остановимся на характеристике других элементов механизма государства.

Принято выделять следующие особенности механизма государства:

1) это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями;

2) первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и организации;

3) механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;

4) для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет непосредственные орудия принуждения — тюрьмы, вооруженные силы и др.;

5) сложность и многообразие органов государства и государственных организаций.

Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития.

Важнейшим структурным элементом механизма является орган государства. В отличие от государственных организаций орган государства характеризуется следующими признаками:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);

б) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;

в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);

г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;

д) действует от имени государства;

е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;

ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением

Эволюция структуры в государствах различных типов:

Рабовладельческое.

Составными частями механизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административный и управленческий аппарат. Вся рабовлад.гос.машина призвана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества – классом рабовладельцев другой – свободных неимущих и рабов, закрепить и обеспечить охрану существующего общественно-полит.и эконом.строя, частной собственности, средств производства и рабов, служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политические жизни рабовлад.общества, в решении гос.и обществ.дел.

Главную роль в процессе решения аиболее важных задач, стоящих перед рабовлад.государством, играли такие орудия гос.власти, как армия, полиция, флот и др.вооруж.формирования господств.класса. Они составляли основу рабовлад.гос.механизма и выступали в качестве важн.средств захвата и покорения др.народов, защиты своей территории от нападения извне, в качестве орудий подавления и угнетения свободных неимущих и рабов.

На ранних стадиях развития рабовлад.строя гос.аппарат отличался относительной простотой, неразвитостью и слабостью. На более поздних этапах развития гос.аппарат неуклонно разрастался и укреплялся. Это было связано прежде всего с возникновением новых отраслей экономики и всего хозяйства, усложнением социальной структуры рабовлад.общества, обострением антагонистич.и неантагонист.противоречий, с усилением сопротивления угнетенных масс.

По мере развития рабовлад.общества значительно разрастались и усиливались вооруж.формирования господ.класса, расширялась и укреплялась суд.система, четче выделяется круг долж.лиц, складывалась система органов власти и управления, а также система иных институтов и учреждений, входящих в механизм рабовлад.гос-ва.

Рабовлад.гос.аппарат формировался по строго классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократ.механизме рабовлад.гос-ва занимали представители господ.класса (знать). На низшие ступени гос.механизма допускались также представители др.классов и социал.слоев общества, например, полицеские наряды в Др.Афинах формировались исключительно из рабов.

Огромную роль в деятельности гос.механизма многих рабовлад.государств (Вавилон, Египет) играли жрецы. Они обожествляли царей, императоров, создавали религ.культ главы гос-ва и тем самым значительно укрепляли рабовлад.гос.строй. наряду с военачальниками, гос.чиновниками и др.представителями господ.класса жрецы занимали привилег.положение в обществе и считались весьма почитаемыми людьми. Неприкосновенность их личности и имущества, святость сохраняемых ими религ.обычаев и ритуалов зачастую закреплялись в законах.

Феодальное. Составными частями гос.механизма являлись: армия, феод.дружины, полиция, жандармерия, военно-адм.и суд.аппарат. Характерной чертой феод.гос-ва было соединение в одних руках земел.собственности и полит.власти, аппарата управления хозяйством и отправления адм., фискал., полиц.и судеб.функций.

Сложный, непрерывно разраставшийся по мере развития феод.общества гос.механизм содержался за счет огром.налогов, всякого рода штрафов, податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян.

Исключительно важную роль в период существования феод.гос-ва играла церковь. Ее власть нередко приравнивалась к власти императора или короля. Церковь обладала огромными экон-ми, полит.и идеолог.средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Церковь вела борьбу с ересями. Церковь подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духов.жизнь миллионов людей, оказывала полит.и иное давление на глав государств, княжеств и правителей крупных областей путем угрозы отлучения их от церкви или запрета богослужения на управляемых ими территориях. В условиях раздробленности феод.гос-в Европы церковь, обладая мощной, широко разветвленной организацией, выступала как сила, соединяющая воедино феод.общество.

Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений.

Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.

Система сдержек и противовесов покоится на следующих основополагающих началах: а) все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например Президент, избирается народом косвенным путем; судебная, в частности Верховный суд, — формируется совместно Президентом и Сенатом); б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно, Президент избирается на четыре года, Палата представителей — на два года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятельностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности; в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право Конгресса отклонить законопредложения исполнительной власти, право импичмента в отношении Президента и др.).

Учение о разделении властей в течение многих лет совершенствовалось и развивалось, уточнялось и адаптировалось к новым условиям. В частности, обращается внимание на то, что существуют органы власти, которые не входят ни в одну из названных ветвей: прокуратуру, счетную палату.

Наши рекомендации