ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ЯПОНИИ (доклад Александровой А.Р.)
В целом японская этика основана на законе соблюдения нескольких постоянств: человечности, чувстве долга, благонравии, мудрости, верности. Эти нормы глубоко укоренены в народе благодаря своеобразному единству конфуцианского учения, синтоизма, буддизма и в какой-то степени христианства. Буддизм – религия самосовершенствования, он привнес в японскую национальную психологию учтивость, простоту, покорность и смирение, равнодушие к вещам. В свою очередь, конфуцианство учило, что высшим законом деятельности должно быть безусловное выполнение долга, провозглашало покорность и безоговорочное следование авторитету. Синтоизм - древнее японское религиозное учение, обожествляющее природу, требующее чистоты (и в помыслах и в экологии).
В течение столетий формировались правила и принципы японского характера:
· уважение старших и начальников, почтительное отношение к ним;
· вежливость, помогающая урегулировать конфликты;
· чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, коллегами, корпорацией;
· повсеместное использование намеков, подтекста;
· позитивное отношение к искреннему раскаянию провинившихся;
· осознание японцами себя членами общей большой семьи и небольшой страны, окруженной другими иностранными государствами;
· важная роль монархии в стабилизации и мобилизации японского общества и соответствующее отношение к нему.
Появившиеся в VII в. первые нормативно-правовые акты содержали нормы и правила поведения государственных служащих, основанные на моральных и религиозных нормах японского общества. М.В. Воробьев в этой связи пишет: «Следующим шагом по новому пути стали знаменитые “Законоположения в 17 статьях” (604 г.). В них политические идеи изложены в форме моральных заветов» [1]. Подавляющее большинство статей Законоположения (Конституция Сетоку) содержит нормы и правила поведения государственных служащих. В силу этого данный правовой акт можно назвать первым этическим кодексом. Конституцией предусматривалось беспрекословное следование ритуалу, непререкаемый авторитет старших, неукоснительное исполнение надлежащих каждому состоянию обязанностей. Принц Сетоку изменил порядок и число рангов в соответствии с принципами буддизма.
Всего были установлены 6 рангов:
· сетоку (святая добродетель), подобающий только императору;
· седзин (человеколюбие);
· серай (учтивость);
· сесеин (искренность);
· сеги (справедливость);
· сети (мудрость).
Ранги предоставлялись в зависимости как от личных качеств государственного служащего, так и от заслуг рода.
В основу управления, согласно Конституции Сетоку, был положен ритуал: «Основа управления народом – безусловно, в соблюдении ритуала. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления» (ст. 4) [2]. Появление данной статьи не случайно. Как уже было отмечено, японская этика представляет собой синтез древнейших воззрений, идеалов, конфуцианства, буддизма и в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической доктрины «до» (Пути), в некотором смысле идентичной «дао». По японским понятиям, истинный Путь выражается в любви к родителям, уважении к старшим, соблюдении цепи ритуалов.
Статьи Конституции Сетоку содержали особые правила поведения для чиновников:
1. «Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справедливо разбирайте поступающие жалобы» (ст. 5);
2. «Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости» (ст. 8);
3. «Все назначенные чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности» (ст. 13);
4. «Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Несоблюдение указов естественно поведет к общему упадку» (ст. 3).
Содержит конституция и определенные требования, предъявляемые к чиновникам: «Все дела будут непременно улажены, если на должность будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и несрочного. При умных людях всё естественно улаживается. Таким образом, государство будет вечным и страна будет в безопасности. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей» (ст. 7) [2].
По всей видимости, уже в те времена для японских чиновников были не чужды взятки. Статья 5 Конституции Сетоку прямо указывает на это: «В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки. Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень. Из-за этого бедный народ не знает пристанища. Именно в этом и есть нарушение истинного пути наших вассалов» [2].
Уже в средневековый период японской истории вводится наказание за совершение подобного деяния. Так, К. Ливанцев отмечает: «В системе наказаний существовало понятие “полного разжалования” (т.е. лишение званий, постов, наград). Так, например, полному разжалованию подлежали сановники (управители, наместники), если они совершат в подведомственном им регионе (провинции, уезде) кражу, ограбление, взяточничество, изнасилование» [3].
На сегодняшний день для Японии характерны высокая социальная взаимообязательность людей в отношениях друг к другу и к обществу, их заботливость и ответственность. К основам социальных отношений относится понятие «ва» – принцип гармонии. Именно он поддерживает в обществе бесконфликтность, неприятие оппозиционности.
В отношениях в системе управления выделяется система отношений «оябун – кобун», что значит «старший – младший». Это означает, что служащий обязан принадлежать определенной группе и начинать свою карьеру как ее младший член, подчиненный одному из ее руководителей того или иного звена.
С апреля 2000 г. в стране действуют Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение [4, с. 55]. В этических правилах государственного служащего дается развернутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона. Вообще японский служебный этикет строится на послушании и преданности – с одной стороны, и на внимании к работнику – с другой. Так, поступление на службу обставляется особой церемонией и роскошным представлением, во время которой новичку выражают доверие руководители. Он, как правило, обязан оправдывать это доверие всю жизнь. Адаптация к условиям службы нередко начинается с «морального воспитания». Новичка переучивают кланяться, ходить, говорить, приучают быть вежливым, послушным, не отделять себя от товарищей, исполнять любой приказ руководителя, переносить психологические нагрузки.
Старшему предписывается быть с младшими и подчиненными любезным, а подчиненному и младшему – умерять свой пыл и чаще благодарить старшего. Старший одобряет правильные действия младшего и критикует неправильные. Случаи неповиновения старшим или отказы выполнять их указания наблюдаются крайне редко. Даже если у работника возникает по отношению к старшему чувство негодования, он никогда не выскажет его в непосредственном общении со старшим. Такое поведение должно вознаграждаться политическим или карьерным ростом.
Закон «Об этике государственных служащих» устанавливает конкретные положения, содержащие запреты и ограничения на получение подарков и услуг от предпринимателей, имеющих отношение к профессиональной деятельности служащих, кроме того, определяет строгий порядок контроля за соблюдением этих правил и норм. Так, служащие – от помощника начальника отдела и выше – обязаны каждые три месяца докладывать главе министерства или управления обо всех случаях приема услуг и подарков от предпринимателей на сумму 5 тыс. иен и более. Высокопоставленные чиновники обязаны докладывать начальству о своем доходе за предыдущий год, эти сведения должны быть открытыми для общественности. Для предупреждения саботажа указанных мер внутри ведомств был учрежден Комитет по этическим расследованиям – своего рода третейский орган, формируемый в составе Совета по делам персонала. Комитет имеет право проводить расследования и налагать административные взыскания [4, с. 55].
В апреле 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам право на доступ к официальной информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определенные сведения. Эти условия позволили общественным группам разоблачить несколько случаев коррупции [4, с. 56].
Список использованной литературы
1. Воробьёв М.В. Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука. – 1980.
2. Лих М.А. Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих в Японии // Вестник Международного института экономики и права. – 2013. – №3(12).
3. Ливанцев К. История средневекового государства и права // http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/livan/07.php.
4. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней: Монография. – Владивосток, 2004.