Цели и задачи государственной службы
Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана17. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.
Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленых в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации18. В свою очередь, А. Ф. Ноздрачев19 выделяет следующие цели государственной службы:
- упорядочение работы государственного аппарата;
- установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
- определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
- регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
- формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.
Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратных потребностях, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.
На взгляд автора, цели государственной службы должны совпадать с национальными целями. В этой связи, заслуживает внимания точка зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа20.
Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства можно считать создание условий, позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремиться к достижению собственных целей, ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.
В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей".
Формулирование целей государственной службы представляет собой достаточно сложный и противоречивый процесс. В основе рационального подхода к постановке целей для государственной службы лежит обмен взглядов политической элиты и большинства граждан на глубинные потребности и интересы людей, объединенных в государство. Если этого не наблюдается, то самосохранение захваченной власти-собственности превращается в единственную цель существования государственного режима. Как отмечает М. Дмитриев, "цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, госаппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, "клановые", нейтралистские или региональные интересы, интересы групп влияния"21.
Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям:
- по степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
- по результатам: а) конечные; б) промежуточные;
- по времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;
- по сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.
Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.
Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:
- обеспечение конституционного строя;
- выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
- подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
- создание организационных структур государственной власти;
- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
- защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
- создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
На взгляд В. Граждане, в системе государственного управления государственнная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны, во-вторых, - изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются госудапрственные органы22.
Каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.