Типология правосознания
Правосознание является одной из форм общественного сознания. Оно отражает определенную часть общественного бытия — юридическую действительность. Термин «правовое сознание» давно утвердился в юридической науке, хотя он является несколько односторонним — в силу самой непосредственной связи права с государством точнее было бы говорить о государственно-правовом сознании. Оно охватывает как собственно правовые, так и государственные явления (функции государства, порядок образования, компетенция, формы деятельности различных государственных органов и т. д.). Наряду и вместе с правовой формой сознания существуют, например, моральное, религиозное, политическое сознание. Все эти формы перекрещиваются и взаимно дополняют друг друга.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, органично входящая в правовую систему общества и представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности.
Правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативно-правового акта) и, как результат, — находит свое выражение в содержании норм права. Поэтому приобретают значение личностные и профессиональные характеристики лиц, участвующих в работе над проектами законов и принимающих нормативно-правовые акты.
Отсюда приобретают важное значение функции правосознания — основные направления его действия на волю людей и их поступки. К ним относятся информационная, ориентационная, правопобудительная, правосозидающая функции.
Информационная функция иначе именуется познавательной и заключается она в предоставлении определенных знаний о государственно-правовых реалиях и внутреннем мире субъекта, его установках, его идеологии.
Ориентационная (иногда ее именуют оценочной) дает возможность для оценок и направлена на правовую подготовку в области государства и законодательства.
Правопобудительная имеет своей целью стимулировать или принудить субъекта к определенному правотворческому или правореализационному решению.
Правосозидающая — непосредственно творит право. Это очевидно для представителей психологических теорий. Но правотворческое значение правосознания в той или другой степени признается и иными школами.
Таким образом, роль правосознания просматривается в трех направлениях: оно источник права, поскольку отражает назревшие потребности правового регулирования; оно сопровождает все формы и стадии процесса реализации права; оно служит оценке поведения на предмет соответствия праву.
С точки зрения структуры выделяют две части правосознания: правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология — это систематизированное выражение вовне концептуальных представлений, взглядов, понятий, убеждений, теорий о правовой действительности. Идеология предполагает осмысление соответствующего предмета на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и только потом усваивается (или не усваивается по причине сложности и оторванности от повседневности) населением. Глубокое постижение правовой идеологии достигается в процессе получении юридического образования и целенаправленным самообразованием при знакомстве с литературными и нормативно-правовыми источниками.
Правовая психология — это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности; психологические элементы правосознания — это отношение и к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («праведное» или «не праведное», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает», «привлекает» или «отталкивает» и т. д.). В информационном обществе часто психологические факторы формируются целенаправленно искусными идеологами и политиками. Но было бы ошибочно безоговорочно говорить о первенстве правовой идеологии над правовой психологией. По естеству, наоборот, рациональному знанию предшествует знание чувственное; знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно и в эмоциональной окраске. В действительности правовую идеологию и правовую психологию не отделить друг от друга, они переплетаются и взаимопроникают друг в друга, тесно взаимодействуя между собой. Особое значение имеет ментальность народа, особенности национальной идеологии и психологии.
Правосознание делят на виды по двум основаниям — по субъектам и по уровням правосознания.
По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание.
Индивидуальное правосознание — это представления, взгляды, эмоции и пр. одного человека. Оно в своей совокупности неповторимо.
Групповое правосознание охватывает сходные черты правового сознания, свойственные определенной категории граждан (студентов, пенсионеров, педагогов, судей, полицейских и т. д.). Общесоциальное и правовое положение разных групп не одинаково, что и обусловливает особенности представлений о праве и государстве определенной социальной группы.
В качестве особой разновидности группового правосознания следует выделить корпоративное, обусловленное местом соответствующей организации в трудовых отношениях.
Общественное правосознание свойственно всему обществу в силу присущего ему менталитета, общего положения, обусловленного существующими государственно-правовыми институтами, своими правовыми обычаями, юридическими традициями, получившими отражение в сознании данного общества.
Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако оно не сводимо ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного состояния во всем многообразии.
В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают обыденное, профессиональное и теоретическое правовое сознание.
Обыденное правосознание складывается стихийно, самопроизвольно. Оно производно от эпизодического столкновения с юридической сферой жизни общества. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта, в связи с чем его соотносят с практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Значительный объем в нем занимает не идеология, а психологические проявления. Обыденное правосознание часто ошибочно, хотя и здравый смысл занимает здесь определенное место. Данный вид правового сознания можно обнаружить не только на индивидуальном, но и на групповом и общественном уровне.
Профессиональное сознание свойственно людям, имеющим специальную юридическую подготовку. Здесь в равной степени наличествуют приобретенная в учебном заведении правовая идеология и то, что привносится в сознание опытом квалифицированной работы. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, оценкой значения соответствующих юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов — судей, прокуроров, адвокатов, юристов учреждений и предприятий. В принципе профессиональное сознание юристов характеризуется устойчивостью и положительным отношением к праву. Однако, наряду с положительной характеристикой правовых установок профессиональных юристов, отмечают и своего рода профессиональную деформацию их сознания, притупленность его и внутреннюю раздвоенность.
Высшим уровнем является теоретическое (научное) правосознание. Оно формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально, значительно более осмысленно. Теоретическое правосознание как система правовых знаний проникает в сущность государственно-правовых явлений, вскрывает закономерности их функционирования и развития.
Под типом правосознания понимается совокупность характерных и в то же время существенных черт правовой идеологии и психологии, отражающих их связь с обществом на соответствующей стадии развития.
Долгое время господствовало теократическое правовое сознание, в котором государственный строй и законодательство — одновременно и религия, а религиозные заповеди и обычаи — правовые законы. Индивид в этом сознании не занимает никакого места.
Противоположностью ему является светское правосознание, утвердившее себя в отделении государства от церкви, в превознесении знания, личной и индивидуальной духовности.
Новый тип правосознания формируется на этапе возвращения этой противоположности духа к началу единства божественной и человеческой природы, к примирению между ними во имя истины и свободы. Естественно-правовое сознание соединяется с позитивно-правовым.
Иные основания лежат в выделении типов сознания Старого Света и Нового Света; Западного общества и Восточного; доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.
Возможно также исследование процесса исторического развития общественного правосознания на основе формационного и цивилизационного подходов, о чем говорится при характеристике типов государства и права. В соответствии с первым выделяют правосознание рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. С позиций цивилизационного подхода возможно деление согласно делению цивилизаций, каковых довольно много. Назовем только два вида: развитые и неразвитые. Правовое сознание до периода буржуазных революций вообще можно охарактеризовать как неразвитое, несформировавшееся.