Понятие и роль локального правового регулирования труда. Органы и правила локального нормотворчества, обязательные локальные нормативные акты о труде
Локальное регулирование труда:
1. Осуществляется непосредственно в организации, у работодателя;
2. Оно направлено на упорядочение, нормирование общественно-трудовых отношений, складывающихся у данного работодателя;
3. Является производным от централизованного правового регулирования и осуществляется путем реализации полномочий на локальное регулирование, установленных законом;
4. Характеризуется бОльшим динамизмом, нежели централизованное;
5. Осуществляется в нормативном (путем принятия локальных НПА) и договорном порядке (осуществляется путем заключения, изменения и дополнения работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров (ст.9 ТК РФ));
Локальные нормативные акты устанавливают правовые нормы, правила поведения, обязательные для неопределенного круга работников, работающих в данной организации у данного работодателя, рассчитанное на неоднократное применение, действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
При принятии локальных нормативных актов должны быть соблюдены предусмотренные законом требования процедуры принятия локальных нормативных актов.
Локальные НПА принимают:
1. Работодатели единолично, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции
2. Работодатели с учетом мнения представительного органа работников – профком, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими ФЗ, или иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч.2 ст.8, ст. 372 ТК РФ). Мнение профкома носит рекомендательный характер и не является обязательным для работодателя.
3. Работодатели по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).
Обязательные ЛНА:
· Правила внутреннего трудового распорядка (189);
· Графики сменности (103);
· График отпусков (123);
· Положение о порядке обработки (получения, хранения, использования) персональных данных работника (86,87);
· Акты, предусматривающие введение замену и пересмотр норм труда (162);
· Акты, определяющие график работы на вахте (297,301).
Нормы локальных нормативных актов, условия коллективных и трудовых договоров, ухудшающие положение работников, ограничивающие их права или снижающие уровень гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными НПА являются недействительными и применению не подлежат (ч.4 ст.8, ч.2 ст.9 ТК РФ).
7. Понятие, виды субъектов трудового права и их общая характеристика.
Субъекты трудового права – это физические и юридические лица, которые на основе норм трудового права являются или могут быть участниками правоотношений в сфере труда, а именно: трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, признаются обладателями субъективных трудовых прав и обязанностей.
Каждый субъект трудового права имеет свой правовой статус. Он определяется как трудовым кодексом, так и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В содержание правого статуса включают следующие элементы:
1. Трудовую правосубъектность – это особое свойство, признаваемое трудовым законодательством за субъектами трудового права, означающая, что при наличии определенных условий они способны быть субъектами правоотношений в сфере труда:
· Трудовая правоспособность – обеспеченная государством и установленная трудовым законодательством равная возможность вступать в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения;
· Трудовая дееспособность –установленная трудовым законодательством способность и юридическая возможность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности;
· Деликтоспособность – способность субъекта трудового права отвечать за совершенные им трудовые правонарушения.
2. Основные статутные трудовые права и обязанности, установленные законодательством.
3. Юридические гарантии реализации основных трудовых прав и исполнения основных трудовых обязанностей.
4. Ответственность за нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей.
Различают два вида статусов:
1. Общий правовой статус устанавливается для каждого вида субъектов трудового права в целом.
2. Специальный правовой статус представляет собой проявление общего правового статуса к внутривидовым особенностям субъектов трудового права.
Виды субъектов трудового права:
· Работодатели (физические и юридические лица);
· Работники;
· Представители работников (профсоюзы, их объединения, иные профсоюзные организации, их органы, иные представители);
· Представители работодателей (руководители организаций, уполномоченные ими лица, объединения работодателей);
· Органы социального партнерства;
· Органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров;
· Органы по осуществлению государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;
· Органы содействия обеспечению занятости населения;
· Органы государственной власти и органы местного самоуправления;
· Уполномоченные по правам человека в РФ и субъектах РФ;
· Иные субъекты правоотношений в сфере труда.