Правовые основы муниципальной службы РФ
Правовая основа какой-либо деятельности – это взаимосвязанная система нормативных правовых актов, регламентирующая и регулирующая эту деятельность. Говоря о правовых основах муниципальной службы, мы имеем ввиду ту нормативную правовую базу, те нормы законов, на которых непосредственно основана вся муниципальная служба.
Статья 3, ч.1 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гласит, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также сам Федеральный закон №25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Конституция РФ не содержит прямого упоминания о муниципальной службе, но в ней заложены некоторые общие положения. Для организации муниципальной службы значимость имеют все нормы, устанавливающие конституционные основы местного самоуправления. Например, в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 12 в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. По ч. 2 ст. 15 органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 2 ст. 32 граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, а в соответствии со ст. 33 обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В ч. 2 ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.[7]
Кроме того, правовые основы муниципальной службы составляют и нормы Конституции, согласно которым установление общих принципов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "н" ч. 1 ст. 72, а также гл. 8 "Местное самоуправление" Конституции).
Что касается федерального законодательства, то здесь, конечно же, нужно отметить Федеральный закон №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (упомянутый выше не раз), а также Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Несмотря на то, что в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления" именно муниципальной службе посвящена лишь ст. 42, не содержащая непосредственно регулятивных норм, упомянуть его все же стоит. В ст. 42 этого закона Законодателем установлены отсылочные положения к другим источникам права – Федеральному закону №25-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законам субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований и иным муниципальным правовым актам по вопросам муниципальной службы. Но, кроме этого, частями 2-6 и 11 ст.37 данного закона регламентируется еще заключение и расторжение контракта с главой администрации.
Центральным же, базовым нормативным правовым актом, регламентирующим муниципальную службу, является Федеральный закон №25-ФЗ.
В Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации" дано определение понятия «муниципальная служба», установлены основные принципы муниципальной службы, содержатся общие положения о должностях муниципальной службы, включая их классификацию и квалификационные требования; о правовом статусе муниципального служащего, в том числе его правах и обязанностях; о порядке поступления на муниципальную службу, ее прохождении и прекращении и по другим вопросам, которые должны быть конкретизированы в других нормативных правовых актах.
К числу подзаконных актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, относятся указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Конкретизировать правовые основы организации муниципальной службы призваны законы субъектов Российской Федерации. Федеральный закон предоставляет субъектам Федерации широкие возможности в установлении дополнительных гарантий муниципальным служащим, относит на усмотрение субъекта Федерации установление видов их поощрения, размеров должностных окладов, надбавок и иных выплат к должностному окладу, порядка прохождения муниципальной службы, управления этой службы, требований к ее должностям и т.д. И эти права субъекты Федерации широко используют.[8]
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе. Приняты и специальные законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют вопросы о стаже муниципальной службы, реестре должностей муниципальных служащих, их денежном содержании, соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной службы и др.
К числу подзаконных актов субъектов РФ, регламентирующих вопросы муниципальной службы, относятся акты высшего должностного лица субъекта РФ, постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами власти субъектов РФ в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
В каждом субъекте Российской Федерации складывается своеобразный подход к регулированию муниципальной службы, основанный как на федеральном законодательстве, так и на законодательстве субъекта. Организация муниципальной службы в субъектах Российской Федерации будет иметь как общие, сходные черты, так и различия, обусловленные спецификой субъекта, сложившимися традициями в сфере местного самоуправления.[9]
Правовые основы муниципальной службы составляют также муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят:
– устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
– нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
– правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, можно сказать, что правовое регулирование муниципальной службы в РФ осуществляется на трех уровнях – федеральном, уровне субъектов РФ и муниципальной уровне, на каждом из которых существует своя база нормативных правовых актов.
Так как тема данной курсовой работы правовые основы муниципальной службы на примере г.Барнаула, в следующей главе будет рассмотрена система нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы на уровне муниципального образования г.Барнаул.