Эффективность размещения таможенных органов
Экономическая эффективность размещения таможенных органов – один из аспектов общей экономической эффективности таможенного дела.
Эффективность изменений в размещении таможенных органов можно охарактеризовать качественно и количественно. При подходе с качественных позиций оценивают, как создание таможенных органов на той или иной территории содействует:
- росту экономического потенциала России и решению важнейших задач социально-экономического развития, стоящих перед ней в каждый конкретный период;
- созданию благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов и наращивания производства определенных видов продукции;
- экономическому и социальному развитию субъектов Российской Федерации.
Количественно эффект от лучшего размещения таможенного дела должен выражаться в рационализации суммы затрат на таможенное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности и транспортировку товаров. Показатель экономической эффективности изменений в размещении таможенных органов может иметь весьма приближенное значение в связи с трудностью определения составляющих эффекта. Основную трудность представляет разделение результатов, полученных за счет лучшего размещения таможенных органов, и соответствующих результатов, полученных за счет действия других факторов. Надежными методами подобных расчетов экономическая наука пока не располагает. В вопросе об эффективности размещения таможенных органов можно выделить два аспекта: создание конкретного таможенного органа на конкретной территории и эффект от размещения системы таможенных органов в некий момент времени по сравнению с предыдущим.
При организации нового таможенного поста (автомобильного пункта пропуска) почти всегда возможны несколько альтернативных вариантов их размещения. В расчетах экономической эффективности размещения таможенных органов необходимо учитывать все расходы – и капитальные вложения, и текущие затраты, возникающие в связи с размещением данной таможни в конкретном месте. При этом следует принимать во внимание продолжительность строительства и временной лаг между совершением капитальных затрат и получением эффекта за счет выполнения таможенных процедур и оказания таможенных услуг. При выборе лучшего из возможных варианта размещения эффект определяется по формуле приведенных затрат с учетом изменения временной стоимости денег.
Приведенные затраты – это затраты в базовый момент времени, равноценные по своему значению совокупности затрат, производимых в различные моменты времени. Приведение затрат может осуществляться не только к какому-либо моменту, но и к годовым затратам. Такой способ приведения удобен в тех случаях, когда текущие затраты со временем не меняются или меняются незначительно, в известных пределах. При этом капитальные вложения «приводятся» к текущим годовым затратам.
Например, создание таможенного органа требует единовременных капитальных вложений К в году t = 0 и текущих затрат C в годы t = 1, 2, …n.
Если затраты приводятся к годовым с момента начала эксплуатации (t = 1), то они могут быть рассчитаны по формуле:
R = C + E . K, где (6.1)
R – величина приведенных затрат,
Е – нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений.
Норма эффективности капитальных вложений является величиной, обратной нормативному сроку окупаемости T капитальных затрат в объекты таможенной инфраструктуры.
E = 1/T (6.2)
Показатель приведенных затрат может быть использован при сравнении вариантов различного размещения таможенных органов. Лучшим при этом будет вариант с наименьшими приведенными затратами.
Экономический эффект достигается за счет совершенствования организации таможенного дела в конкретных районах (рационального сочетания концентрации и специализации таможенных органов); за счет создания единых для групп таможен и постов вспомогательных служб (ремонтных, складских и др.); вследствие рационального использования трудовых ресурсов и повышения производительности труда.
Задачу развития и размещения таможенных органов в общем виде можно сформулировать следующим образом: необходимо определить такой вариант организации новых таможен (пункты их размещения, зоны ответственности, специализацию), реконструкции или ликвидации действующих таможен (постов), при котором совокупные затраты на таможенное оформление и таможенный контроль таможенной службы, и затраты участников внешнеэкономической деятельности, обусловленные перемещением товаров через государственную границу и доставкой к месту предполагаемого использования, были бы минимальными.
Наряду с выбором критерия минимизации затрат на выполнение целевой функции таможенного дела необходимо задать ограничения и количественно определить цель. Цель – удовлетворение фиксированной потребности в таможенных услугах на прогнозируемый период, дифференцированной по пунктам потребления оформляемых товаров. Ограничениями на начало рассматриваемого периода будут состояние системы таможенных органов, пропускная способность транспортной сети, возможности транспортно-логистических терминалов.
Для решения таких экономических задач могут быть применены модели транспортной задачи, методы линейного программирования, а также разработки и приемы теории массового обслуживания.
Предметом исследования теории массового обслуживания являются вероятностные модели реальных систем обслуживания, в которых в случайные или в не случайные моменты времени возникают заявки на обслуживание (таможенное оформление) и имеются устройства (таможни, посты) для обслуживания этих заявок. Методами теории массового обслуживания производится анализ функционирования системы, на основе которого в дальнейшем можно выбрать оптимальные параметры системы, например, число таможен (обслуживающих устройств), оптимальное распределение сотрудников между таможнями, исходя из экономических соображений (время таможенного оформления, пропускная способность пунктов пропуска, мощность складских комплексов).
Решение подобных задач требует высокой квалификации исполнителей, решения комплекса организационных и методических вопросов, над которыми работает наука.
Рекомендуемая литература:
1. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г № 311 –ФЗ;
2. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации // Таможенный брокер, № 9-10, 2008;
3. Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств: приказ ФТС России от 24.01.2005 г. № 52;
4. Андрейчук Е.Л.,Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов;- Интермедиа 2012.