Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне
Исполнительная власть— это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть возглавляет и осуществляет правительство —- центральный орган государственного управления. Правительство (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства.
Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).
В Республике Беларусь Правительство формирует Президент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра. Президент не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе правительства и его главы. Совет министров Республики Беларусь состоит из премьер-министра, четырех его заместителей (один из них — первый), функции которых специализированы по руководству определенными сферами деятельности (социальная сфера, наука, экономика, промышленность, строительство, транспорт, энергетика, торговля, АПК), 24 министров и 12 председателей госкомитетов. Министры и председатели госкомитетов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества.
Следует знать, что исполнительная власть обеспечивает исполнение Конституции, законов Парламента и Декретов, Указов, директив и распоряжений Президента. В компетенцию Правительства входят разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация, разработка проекта госбюджета и предоставление отчета об его исполнении, обеспечение проведения единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономической, финансовой, кредитной, социальной, духовной и др.), принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защита интересов государства, обеспечение его национальной безопасности и обороноспособности. Правительство обладает конституционным правом законодательной инициативы, принятия собственных политических решений и подзаконных актов, правом на легитимное принуждение.
Основные функции Правительства:
- руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
- разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
- проведение единой государственной политики;
- разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- организация управления государственной собственностью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).
На региональном уровне исполнительно-распорядительные функции выполняют областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
К Контрольно-надзорным государственным органам относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля. Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).
Местное управление и самоуправление. Местная власть является воплощением территориального разграничения и внутреннего разделения власти. Территориальными границами местной власти являются отдельные поселения (округа, графства, города, общины, поселки, районы, области), где компактно проживают городские и сельские жители. Европейская хартия «О местном самоуправлении», принятая Советом Европы в 1990 г., подчеркивает, что местное самоуправление — одна из форм народовластия, необходимый институт гражданского общества, критерий демократичности государства, важный способ привлечения граждан к прямому участию в управлении. Государство не может опираться только на власть.
Экономической основой органов местного самоуправления является муниципальная (местная) собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, социальной — средний класс. Местное самоуправление предполагает формирование органов власти из непрофессиональных управленцев. В Республике Беларусь местная власть представляет единство трех властей: представительной, исполнительной и распорядительной, которые имеют такие же полномочия, как и Парламент, и Правительство, и Администрация, но только в пределах подведомственной им территории.
Местное управление и самоуправление вРеспублике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими Советами депутатов (ст. 55 Конституции Республики Беларусь).
Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, 14 отделов, комиссии — административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних. Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Представительная власть на местах реализуется посредством органов общественного самоуправления(Советов депутатов, других органов территориального общественного самоуправления, создаваемых на основе добровольного волеизъявления граждан), а также через местные референдумы, собрания жителей и другие формы непосредственного участия граждан в государственных и общественных делах. Органы территориального общественного самоуправленияизбираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения.
Всего в республике функционирует 43 758 органов территориального общественного самоуправления, в том числе 1581 местный Совет с 22 639 депутатами. В них представлены различные слои населения.
Советы депутатов избираются гражданами сроком на 4 года, являются государственными органами, юридическими лицами, основой народовластия, в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений. В республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный (сельские и поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы); базовый (районные, городские (городов областного подчинения), Минский городской, Советы); областной (областные и Минский городской Советы).
Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяется законодательством. В статье 121 Конституции Республики Беларусь закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов — представительных органов, избираемых гражданами: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в рамках, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.
Местное управлениеосуществляется через исполнительные и распорядительные органы: исполкомы и администрации. Структуре органов управления свойственен вертикальный характер построения снизу доверху, региональная власть иерархически зависит от центральной. Вертикаль исполнительной власти функционирует по принципу: республика — область — район — город (поселок, село) и включает в себя Правительство и 1596 областных, районных, городских, поселковых, сельских исполкомов.
В систему распорядительных органов власти входят местные администрации, созданные на территории районов в городах, где не избираются районные Советы депутатов. Распорядительные органы местной власти подчинены системе президентской вертикали: Президент — Администрация Президента — областная администрация — районная (городская) администрация. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. Решение Советов, исполнительных и распорядительных органов обязательны для исполнения на подведомственной им территории. В своей деятельности они подотчетны, ответственны и подконтрольны вышестоящим инстанциям, а также гражданам, проживающим на соответствующей территории. Актуальная задача для местных органов власти — обеспечение устойчивого и комплексного развития регионов.
Судебная власть
Судебная власть— система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Судебная власть— средство, связывающее государственную власть в единое целое.
Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением Конституции и других законов гражданами, физическими и юридическими лицами, самой законодательной и исполнительной властью, Президентом.
В компетенцию судебной власти входят охрана и защита прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан; осуществление правосудия. Суд рассматривает на основе права и от имени государства конкретные уголовные, гражданские, административные и иные дела, а также дает заключения о соответствии Конституции и праву законов и действий государственных органов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствие с ней иных нормативных актов. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Судебная власть, как и любая иная,исходит от народа.
Структура судебных органов Республики Беларусь:Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды (Верховный суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные суды).
Судьи назначаются на должность представительными органами. Все судьи и председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики и освобождаются от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.
Судьи при осуществлении правосудия независимы, подчиняются только закону, лично неприкосновенны, должны иметь специальное образование, опыт работы, соответствовать предъявленным требованиям.
Контроль конституционности нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется на паритетной основе из 12 судей: 6 из них назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Председатель суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей — 11 лет. (Конституция Республики Беларусь, ст.109-116).
Особую актуальность на современном этапе приобретает обоснование необходимости рационального сочетания интересов, личности и государства, достижение высокого уровня правосознания общества и личности, воспитание у граждан уважения к действующему законодательству.
Тема 3.Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
3.1.Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса.
3.2.Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом.
3.3. Политические партии и общественные организации в Республике Беларусь. Типология и сравнительный анализ партийных систем.
3.4.Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права.
3.5.Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм.