Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Тест 1 «Общество и общественные отношения».
А1. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному | 3) информационному |
2) индустриальному | 4) постиндустриальному |
А2. Отличительной тенденцией развития современного общества является
1) механизация | 3) модернизация |
2) индустриализация | 4) глобализация |
А3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.
Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. Глобальная экологическая проблема выражается в
1) организации заповедников и заказников 3) истощении природных ресурсов
2) распространении наркоманий и алкоголизма 4) угрозе новой мировой войны
А5. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные- изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному | 3) аграрному |
2) индустриальному | 4) информационному |
А6. Что относится к экономической сфере жизни общества?
1) производство материальных благ | 3) создание произведений искусства |
2) организация государственной власти | 4) разработка и принятие законов |
А7. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?
1) производителей и потребителей | 3) родителей и детей |
2) партий и государства | 4) писателей и читателей |
А8. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А9. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства | 3) загрязнение окружающей среды |
2) глобализация мирового хозяйства | 4) переход в постиндустриальную фазу развития |
А10. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному | 3) информационному |
2) индустриальному | 4) постиндустриальному |
A11. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.
Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А12. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество | 3) приводят к отрицательным последствиям |
2) не имеют путей решения | 4) относятся к сфере экономики |
А13. Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
А14. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному | 3) агарному |
2) индустриальному | 4) информационному |
Часть 2.
В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества.
1) расширение круга ядерных держав 4) истощение почв под влиянием деятельности людей
2) ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте 5) рост числа начальных школ в ряде стран Африки
3) увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран
В2. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия традиционного и индустриального обществ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую - номера черт отличия.
1) развитие промышленности | 3) признание прав и свобод граждан |
2) наличие норм общественной жизни | 4) создание культурных ценностей |
В3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество».
1) социальная группа 2) способ взаимодействия людей 3) природа 4) общие интересы 5) связи между людьми
В4. Установите соответствие.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) производство товаров и услуг | 1) экономическая |
Б) отношения «отцов» и «детей» | 2) социальная |
В) межнациональный конфликт | |
Г) оказание банковских услуг |
А | Б | В | Г |
В5. Прочитайте текст и определите факт, оценку и теорию.
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придает ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары - это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
1. факт 2. оценка 3. теория
В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры негативного воздействия общества на природу.
1. организация национального парка 4. принятие программы сохранения амурских тигров
2. промышленное загрязнение русла реки 5. принятие экологического законодательства
3. вырубка парка под строительство жилья
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
По материалам энциклопедии для школьников
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.