Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке

Будущее нашей республики связано с формированием общества постиндустриального типа, в рамках которого может быть обеспечен прогресс Беларуси. Альтернативы данному пути общественного развития в мире в настоящее время не существует.

В современном значении термин "постиндустриализм" был применен в конце 50-х годов ХХ века, а широкое признание специальная концепция, раскрывающая основные черты постиндустриального общества, получила в работе профессора Гарвардского университета Дениэл Белла "Грядущее постиндустриальное общество" в 1973 году. Эта теория стала основной альтернативой традиционному марксистскому учению об обществе, прогноз которого относительно возможного построения коммунистического общества не оправдался.

В данной теории, с одной стороны, прогнозируется появление нового типа общества (постиндустриального) во всем мире, а с другой, – к данному типу общества автором причисляются уже существующие в мире страны с высокоразвитой экономикой, социальной сферой, наукой, культурой (США, страны Западной Европы, Япония).

Белорусская экономическая модель предполагает формирование социально-ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием различных форм собственности и государственным регулированием экономической деятельности в интересах человека и общества, на основе справедливой и честной конкуренции.

Ее основные черты:

-сильная и эффективная государственная власть;

-развитие частного сектора наравне с государственным;

-приватизация – не самоцель, а средство поиска заинтересованного инвестора, создание эффективного собственника;

-интеграционные процессы с Россией и странами СНГ;

-сильная социальная политика государства.

Одним из важнейших краеугольных камней белорусской модели социально-экономического развития выступает эффективная и авторитетная власть, которая позволяет обеспечивать национальную безопасность, социальную справедливость и общественный порядок. В короткий срок Республике Беларусь удалось подняться и в полный голос заявить о себе как о суверенном государстве с самостоятельной, сильной и поистине народной политикой.

Несмотря на всю сложность переходного периода руководству удалось уберечь страну от мафиозных кланов, не допустить к управлению криминал. Власть не "разбазарила" народное достояние, и страна не погрязла в долгах, отдавать которые пришлось бы последующим поколениям.

Власти Беларуси исходят из того, что любые реформы, любые преобразования не должны идти в ущерб людям. Поэтому реформирование экономики в нашей стране идет эволюционным путем, при сохранении и увеличении доли социальных программ, приоритете социальной защиты населения. Разумное сочетание рыночных и социально-ориентированных механизмов обеспечивает сегодня устойчивость белорусской экономики, доверие населения к проводимым реформам.

Жизнь подтвердила правильность экономического курса белорусского государства. Не пойдя на обвальную приватизацию, резкое имущественное расслоение, куплю-продажу сельскохозяйственных земель, децентрализацию в управлении экономикой и страной, руководству страны удалось сохранить не только промышленность, науку, социальную сферу, но и социально-политическую стабильность.

Однако современные вызовы времени требуют новых качественных преобразований белорусской экономики. Возникла объективная необходимость перехода к новому этапу инновационного, интенсивного пути развития на основе разработки и внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, эколого-защитных технологий, одним словом – к постиндустриальному информационному обществу.

Одной из главных задач в экономической сфере является формирование среднего класса – основного носителя политической стабильности. Решению данной задачи будет способствовать стимулирование малого и среднего предпринимательства, которое способно обеспечить долгосрочный экономический рост. Оно создает в экономике конкурентную среду, поддерживает внутренний спрос и служит важным источником занятости.

Усилия следует направить на упрощение процесса регистрации предприятий, сокращение видов лицензируемой деятельности, уменьшение бюрократического бремени, оптимизацию налоговой нагрузки, расширение льготного кредитования, поддержку инновационных технологий, подготовку высококвалифицированных и профессиональных кадров.

По мере роста и укрепления малого и среднего бизнеса государственное регулирование экономики целесообразно сократить при одновременном повышении ответственности субъектов хозяйствования за выполнение законодательства Республики Беларусь.

В дальнейшем будет осуществляться оживление отечественного производства и подъем инвестиционной активности, обеспечение занятости населения и создания условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности товаров белорусских производителей, значительное повышение доходов граждан Беларуси. Притом прирост ВВП должен обеспечиваться при снижении материало- и энергоёмкости производства за счет разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса.

Это будет общество, в котором государственная политика должна быть подчинена созданию условий для удовлетворения всеми гражданами своих социальных потребностей, развития их способностей.

Наши рекомендации