Вопрос № 18. Понятие, признаки (принципы) правового государства. РФ как социальное государство
Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:
" права и свободы человека;
" всеобщее равенство перед законом;
" принцип разделения властей;
" разрешение конфликтов через справедливый суд.
Сегодня нельзя не видеть в РФ ряд очень важных признаков правового государства:
а) конституционное закрепление и гарантирование в соответствии с международными стандартами широких основных прав и свобод человека и гражданина, признание их приоритета и высшей ценности (ст. 2, 17-64 и др. Конституции РФ), хотя в обеспечении их практической реализации предстоит еще пройти немалый путь;
б) разработка новой, демократической Конституции РФ 1993 г., признание и обеспече-ние ее верховенства (ч. 1 ст. 15), первые серьезные шаги по демократическому обновле-нию законодательства и созданию развитой, правовой системы;
в) признание верховенства права и необходимости подчинения ему любых форм госу-дарственной деятельности и обеспечения ее законности (ч. 2 и 3 ст. 15);
г) признание включенности общепризнанных принципов и норм международного права в национальную систему права и приоритета правил, установленных международными договорами РФ, перед правилами, установленными законом (ч. 4 ст. 15);
д) конституционное закрепление независимости судов и их подчинения только Консти-туции РФ и федеральному закону (ст. 10, 120-122, 124 и др.) как главного механизма га-рантирования прав и свобод, обеспечения законности.
Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - "социальное государ-ство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В этой формуле обращает на себя внимание преж-де всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем высокий или достойный уровень материальной обеспеченности населения не может достигаться за счет огра-ничения или подавления его свободы.
Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; раз-витие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно раскрывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37-43), о которых уже говорилось выше (см. § 6 гл. 4). Сказанным, понятно, не исчерпываются все направления социальной деятельности российского государства, которая включает, в частности, и такие меры, как бесплатное обеспечение малоимущих жильем, предоставление различных компенсационных выплат и др. Конституционные положения о социальной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных федеральных законов, например, "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г., "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.,* "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г.** и др. Социальное обслуживание населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вопрос № 19. Понятие правового статуса человека. Принципы конституционно-правового статуса человека. Гражданство
РФ.
Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:
1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обя-занности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями при-обретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конститу-ции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способ-ностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федера-ции, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ).
В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда;
2) гражданство;
3) принципы правового статуса человека и гражданина;
4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.
Принципами правового положения граждан в РФ являются:
1. Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В п. 2 ст. 6 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории все-ми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Таким образом, принцип равноправия - это основополагающий принцип статуса человека и гражданина, который включает в себя следующие три аспекта:
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод человека и гражданина;
- равноправие мужчины и женщины.
Равенство всех перед законом и судом означает, что закон в равной мере обязате-лен для всех, а суд в равной мере доступен и справедлив для всех.
Равенство прав и свобод человека и гражданина означает их признание за всеми людьми в равной мере независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде-ния, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных убеж-дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
С учетом исторических традиций Конституция РФ закрепляет равенство мужчин и женщин в их правах, свободах и возможностях для их реализации.
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что ос-новные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст.6 Конституции РФ).
3. Непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип впервые закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 18 "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.
4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставляются, их реализация обеспечивается совокупностью га-рантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотре-ния конституционного права являются правовые конституционные гарантии. В ст. 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и сво-бод человека и гражданина. Ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспе-чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В п. 1 ст. 7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина, что за-крепляется в ст. 45: "1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свобо-ды всеми способами, не запрещенными законом". Конкретные правовые и иные гаран-тии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждой статье гл. 2 Консти-туции РФ, устанавливающей отдельные права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию Правительства Российской Федерации входит деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, являющаяся важной составной частью работы правоохранитель-ных органов.
5. Соответствие международно-правовым актам. Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципами нормам международного права".
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод чело-века и гражданина. В общем виде этот принцип закреплен в ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации "не должны издаваться законы, от-меняющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это положение до-полняется нормой Конституции о том, что "любые нормативные правовые акты, затра-гивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (п. 3 ст. 15 Конститу-ции РФ).
Конституция, как Основной Закон государства, не может закрепить все возмож-ные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них. В этой связи ст. 55 Конституции РФ подчеркивает: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других об-щепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей, поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Эти ограничения возмож-ны только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде-ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон-ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ закрепляется, что "в условиях чрезвычайного положе-ния для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответ-ствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные огра-ничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия".
Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конститу-ции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст. 32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст. 35 - ограни-чения в части пользования имущественными правами
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Вопрос № 20. Личные, политические, сопиадъно-экономмчеекне и культурные права граждан РФ.
Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.
В эту группу входят:
· право на жизнь (ст. 21);
· право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
· право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);
· право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);
· право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
· право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);
· право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);
· свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);
· свобода совести (ст. 28);
· свобода мысли (ст. 29 п. 1);
· право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).
· право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);
· право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);
· право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);
· право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);
· презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);
· право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);
· право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);
· право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);
· право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).
Политические права и свободы гражданина
Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:
· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;
· право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;
· право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);
· право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);
· право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);
· равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);
· право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);
· право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).
Социальные, экономические и культурные права и свободы
Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
К этой группе относятся:
· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);
· право на частную собственность (ст. 35);
· право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);
· право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);
· право на отдых (ст. 37 п. 5);
· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);
· право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);
· право на жилище (ст. 40);
· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
· право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
· право на образование (ст. 43);
· свобода творчества (ст. 44);
· право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);
· право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);
· право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Таким образом, еще раз подчеркнем, что конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.
Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.