Государственная идеология Республики Беларусь: понятие, сущность, основные направления

Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформация существовавшего тогда общественно-экономического уклада. Ее теоретики и практики, не учитывая своеобразия национальных особенностей развития, копировали западный путь преобразований. Вскоре стало очевидным, что осуществить данный процесс по западному образцу было невозможно хотя бы в силу системного закона неприводимости динамических систем к исходному состоянию. Предполагаемые коренные преобразования объективно нуждались в адекватной новой идеологии – разработке теорий, моделей, программ и проектов. Однако оказалось, что как в зарубежных, так и в отечественных теориях и практике трансформации фактически не было выдвинуто ни одной новой идеи. В самом деле, можно ли считать новацией невыплату заработной платы как средства борьбы с инфляцией или использование киллеров в борьбе с конкурентами?

По мнению Ральфа Дарендорфа, на повестке дня в бывшем коммунистическом мире стояло всего лишь «восстановление старых идей»[45]. В итоге появились теории трансформации. Они оказались «подгримированными» теориями модернизации, созданными в еще 50–60 гг. ХХ в. главным образом для некоторых развивающихся стран. Как показал ход исторического развития, предлагаемые модели не дали положительных результатов.

Таким образом, теории трансформации постсоциалистического мира оказались сильнейшим поражением социальной науки и практики. Разработчики теории трансформации не предложили сколь нибудь убедительного решения назревших проблем.

Сторонники рыночной экономики на все лады восхваляли принципы либерализации. А его противники категорически их отрицали. В этом случае уместно вспомнить характеристику подобных действий, которую дал еще А. Герцен: «Одни хотят насильственно раскрыть дверь будущему, другие насильственно не выпускают прошедшего… Их работа состоит в том, чтобы мешать друг другу, и вот те и другие стоят в болоте». К примеру, известный московский ученый Б.Г. Капустин утверждает, что «рынок, как он видится правильной теорией, в принципе нельзя построить в России. Предписания теории, способы и средства такого строительства дают результаты, обратные ожидаемым (возникновение подневольного труда вместо придания рабочей силе вида товара, демонетаризация в экономике через бартер и иное…)»[46].

Старт так называемых экономических реформ в постсоциалистических странах описал один из известных экономистов нашей эпохи Джон Кеннет Гэлбрэйт в своей нашумевшей статье «Рецепт по имени капитализм» с примечательным подзаголовком: «На крах коммунизма Запад реагирует идеологией вместо помощи». «Прошедшие месяцы ознаменовались крупнейшими изменениями нашей эпохи. Это привело к потоку экономических советов: поскольку, по общему мнению, коммунизм провалился, то триумфирует капитализм, и поэтому высокопоставленные священники капитализма должны дать наставления – или, скорее, отдать приказы, что должны делать страны, которые оказались затронуты переменами».

Можно предположить, что многие рекомендации, которые предлагались и предлагаются центрально- и восточно-европейским государствам, воспроизводят ту «картину» капиталистической экономики, которая мало соотносится с реальностью. Она является идеологическим воображением.

Советы исходят от людей, которые давно осознали необходимость социальных перемен в западной экономической системе: построение социального государства, увеличение помощи бедным, расширение сферы общественных услуг, укрепление сотрудничества с профсоюзами, обеспечение справедливого распределения доходов и повышение ответственности государства за функционирование экономической системы. Подобные «реформы» в собственных странах советники не любят: они находят благодарных слушателей за пределами своих государств.

«Легкомысленные советы» для перехода к рыночной экономике предлагают принять обнищание, безработицу, инфляцию и падение жизненных социальных стандартов. Эти рекомендации – так называемая «терапия»: на основе опыта безработицы и голода формируется будто бы «новая» трудовая этика. И вот результат, о котором профессор католической высшей школы в Кёльне Х. Тайзен, в рамках программы «Трансформ» прочитавший лекции и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, говорит следующим образом: «Экономика без политики, политика без философии, философия без этики – такая редукция целостной реальности несет с собой разрушительные последствия. Вакуум власти, который возник в государственном порядке после начала реформ, был заменен не самоорганизацией рынка, но финансовыми олигархами и мафиози, которые овладели большей частью экономической и государственной жизни».

Подобные «реформы» в России, по мнению члена-корреспондента Российской Академии наук М.Н. Руткевича, привели к тому, что сложившаяся ситуация «определяется невиданным для мирного времени системным кризисом, который поставил страну перед угрозой катастрофы. Российское общество отброшено назад на десятилетия, что особенно рельефно на фоне быстрого прогресса Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии»[47].

После распада СССР белорусское общество было также на грани хаоса. Народное хозяйство страны становилось неуправляемым, дерегулирование стало фактом, а рыночное саморегулирование отсутствовало. К тому же становилось очевидным, что его одного недостаточно для успешного развития экономики и общества.

Большинство населения Беларуси осознало необходимость смены курса, что отразилось на президентских выборах 10 июля 1994 г. После сложной борьбы с пятью кандидатами, представлявшими весь спектр политических сил страны, кандидат от народа А.Г. Лукашенко, получивший более 80% голосов избирателей, был избран Президентом Республики Беларусь. В условиях нараставшего кризиса, резкого падения уровня жизни большинства, народ под руководством первого Президента страны приступил к последовательному выполнению его предвыборной программы.

«Предстояло не только выработать концепцию преобразований, но и реформировать органы власти, наладить их работу, определить систему обучения подготовки и переподготовки кадров, выстроить все иные атрибуты современного демократического государства – парламент, правительство, судебную систему и прокуратуру, вооруженные силы, внутренние и иностранные дела, а также модернизировать или создать заново важнейшие общественные организации, обеспечивающие связь народа и государства, – ветеранские, профсоюзные, молодежные, женские и т.п. Одновременно шел активный законотворческий процесс – тысячи новых правовых норм должны были отрегулировать все основные потребности суверенного государства.

А.Г. Лукашенко принял предельно ослабленную страну с множеством острейших социально-экономических проблем. В обществе преобладали пессимизм и апатия. Рушилась вековая мораль, распадались семьи, тысячи людей опускались в бездну нищеты и утраты своей индивидуальности.

А.Г. Лукашенко объединил усилия граждан страны по проведению экономической реформы, совершенствованию работы государственных органов, реформе образования и здравоохранения, развитию национальной культуры. Все важнейшие решения принимались им с учетом мнения народа.

Референдумы 1995 и 1996 гг. определили конституционное устройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государственные символы, недвусмысленно высказались за союз с Россией.

По инициативе А.Г. Лукашенко был создан мощный демократический институт активизации общественного мнения страны – в октябре 1996 г. впервые было проведено первое Всебелорусское народное собрание, определившее направление развития страны до 2000 г. Второе Всебелорусское народное собрание в мае 2001 г. утвердило программу развития страны на следующие пять лет.

Был дан импульс развитию гражданского общества как системы общественных организаций, способных сплоченно выражать и отстаивать национальные интересы и традиции. В стране прошли съезды Белорусского союза женщин, Белорусского патриотического союза молодежи, учителей, судей, представителей других социальных слоев общества. В рамках повышения уровня работы местных органов власти и с целью ускоренного развития регионов был проведен Съезд депутатов Советов депутатов Республики Беларусь.

Президент сформулировал новые подходы к идеологической и воспитательной работе, положив в ее основу христианские ценности. Много времени и сил он посвятил укреплению и развитию творческих организаций, работе с молодежью, научным и педагогическим корпусом, положению в области здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, межконфессиональных отношений, связям с Православной церковью, объединяющей 80% верующих в стране, а также с белорусской диаспорой за рубежом. Разрабатывая стратегию духовного и экономического возрождения, А.Г. Лукашенко определил приоритеты, позволяющие наиболее эффективно расходовать ресурсы и строить годовые бюджеты: экспорт, жилье, продовольствие; их основой определена инновационная и инвестиционная деятельность при выделении науки и здоровья нации как главных инструментов осуществления высших целей белорусского государства»[48].

В свете теории адаптивного поведения, выдающиеся ученые, Нобелевские лауреаты Р. Акофф и Ф. Эмери отмечают: «Государство также может считаться целеустремленным индивидом». Это значит, что оно стремится, как и физический индивид, улучшить свое жизненное пространство, определить цели, пути и средства жизнедеятельности в рамках своего исторического предназначения: обеспечения безопасности и общего блага граждан. Следовательно, государство, как и индивид, может иметь свою идеологию. История учит: любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения обновленной системы ценностей, новой идеологии общественного обустройства государства. В данном контексте и была поставлена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко масштабная задача разработки государственной идеологии: «Государственная идеология – это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

Политическая воля Главы государства оказалась созвучной тому, что происходило в душах и умах основной массы сограждан, улавливая желания и интересы большинства народа. Все это создавалось страстью, интеллектом, политической волей.

Государственная идеология – это система базовых принципов, установок, определяющих стратегию развития государства на основе общественного выбора и достижения консенсуса по поводу базовых принципов и целей развития.

Государственная идеология социально - политически направлена, так как она раскрывает взаимосвязь и взаимную ответственность гражданина и государства. Основой этой взаимосвязи является личная ответственность гражданина перед государством и государства перед личностью.

Составные компоненты государственной идеологии белорусского общества:

–система ценностей, формирующих основу гражданского согласия в обществе и демократической политической культуры;

– нормы демократического политического участия граждан в общественных процессах;

– система институтов государственной власти;

– важнейшие направления государственной политики.

Основные направления государственной идеологии белорусского общества:

– обоснование белорусской модели развития и определение места Беларуси в современной цивилизации;

– развитие идеи белорусского народа как единой общности в рамках суверенного белорусского государства;

– историческая непрерывность развития общества и определение концептуальных позиций истории Беларуси[49].

Беларусь все больше интегрируется в мирохозяйственные связи, которые характеризуются такими ведущими тенденциями, как глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального (ноосферного) общества, формирование транснациональных корпораций, кластерных структур, региональных интеграционных объединений стран на принципах и правилах Всемирной торговой организации.

Данные закономерности поставили республику перед необходимостью изменения социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не только средством, фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью, а развитие личности – основой и критерием гармонизации системы «природа – человек – общество».

Реализация новой социально-экономической парадигмы в Беларуси предполагает осуществление кардинальной структурной перестройки экономики, модернизацию и обновление фондов на основе развития разума, воплощаемого в новейших достижениях научно-технического прогресса.

На решение этой проблемы направлены и разрабатываемые концепции и программы по социально-экономическому развитию республики, прогнозы научно-технического прогресса с определением приоритетных направлений научно-технической деятельности в Беларуси, стратегии национальной постиндустриальной (ноосферной) системы инновационного развития республики в контексте международной концепции устойчивого развития, обоснованной в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

Главные ориентиры разрабатываемых концепций – это формирование нового по своему качеству трудового потенциала, создание системы стимулов к высококвалифицированному инновационному труду и его эффективному использованию. Решающее экономическое значение приобретает развитие сферы услуг, где занятость трудоспособного населения может и должна составить около 2/3 от всех занятых в сфере общественного производства.

Сферы науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, логистики становятся приоритетными в экономической деятельности. На основе синтеза новых технологий и культуры происходит переориентация структуры экономики на современное наукоемкое производство и образование. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации и управлении производством, приходится до 90% прироста ВВП.

Основой белорусской государственности становится переход к социально ориентированной рыночной инновационной экономике, предполагающей сочетание и гармонизацию механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования социально-экономических, экономико-экологических процессов. За государством остается выполнение таких функций, как создание законодательного поля, что предполагает:

· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственности и субъекта хозяйствования;

· обеспечение гарантий минимума благ и услуг совместного пользования (наука, образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

· формирование устойчивой макроэкономической системы «природа – человек – общество», включающей эффективное функционирование финансовых и денежно-кредитных подсистем;

· проведение внешнеэкономической и оборонной политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья в контексте вступления в ВТО;

· четкую инвестиционную политику в социальном обеспечении и развитии инфраструктуры общегосударственного значения;

· поддержку нетрудоспособного населения;

· охрану окружающей среды;

· осуществление активной демографической политики;

· преодоление последствий катастроф (особенно на Чернобыльской АЭС).

В ближайшие 10 лет предстоит решить следующие задачи:

· повысить престиж науки и образования;

· создать систему стимулирования высококвалифицированного, качественного и инновационного труда;

· создать равные условия для функционирования различных форм собственности;

· снизить непроизводительные государственные расходы и уменьшить на этой основе налоговый пресс;

· укрепить национальную финансовую систему;

· создать стимулирующий механизм инвестирования, особенно отечественного, и ценообразования;

· развить институт экспорта отечественного и трансфера зарубежного капитала;

· обеспечить государственную поддержку предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса;

· разработать и ввести механизмы протекционизма, конкуренции и банкротства субъектов хозяйствования всех форм собственности; завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности;

· усовершенствовать механизмы местного управления и самоуправления.

Стратегию устойчивого развития республики (своего рода национальной идеи) должна определять инновационная деятельность. Жизненно важным в ближайшее время (по опыту развитых инновационных стран) является доведение наукоемкости ВВП до 3–4%.

Приоритетным направлением в системе подготовки и переподготовки кадров должно стать повышение наукоемкости образования. Наука и образование сосредоточатся на решении проблем повышения эффективности производства на основе развития его экспортного потенциала, импортозамещения, разумного природопользования, ресурсосбережения.

Особое место должно занять решение проблемы повышения эффективности энергопроизводства и энергопотребления. От ее успешного решения во многом зависит рост конкурентоспособности продукции и увеличение доли заработной платы в структуре стоимости произведенной продукции, работ и услуг.

Не менее важным является необходимость кардинального (кратного) повышения оплаты труда в сфере науки и образования.

Предстоит улучшить информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности путем создания современных технологий и использования компьютерных сетей.

Особое внимание предстоит уделить управлению научно-техническим и инновационным развитием на региональном уровне, для чего важно создать условия для применения научных подходов при решении конкретных проблем использования природных ресурсов и производственного потенциала, замены физически и морально устаревших технологий и оборудования, обеспечения роста объемов инвестиций в сферу производства экспортных товаров (работ и услуг).

В ближайшие 10–15 лет предстоит реализовать около 200 инвестиционных проектов, что позволит снизить степень износа фондов в 2015 г. до 40–55% и расширить выпуск конкурентоспособной продукции.

Значительные изменения планируются в строительном комплексе, особенно в строительстве жилья с высокими потребительскими качествами на основе прогрессивных энергосберегающих материалов, изделий, конструкций.

Структурная перестройка экономики будет происходить на основе изменения производственных отношений путем укрепления и развития государственной собственности наряду с разгосударствлением, приватизацией, демонополизацией, совершенствованием организационно-управленческих структур и институтов различных форм собственности.

Главной целью изменения производственных отношений является повышение эффективности общественного производства, где критерием является не прибыль, а развитие личности и рост ВВП.

В системе реформирования особое место будет занимать решение проблем развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Развитие этих процессов будет осуществляться в контексте общемировых тенденций.

Курс на глобализацию предполагает вхождение республики в единый международный рынок финансовых услуг, в транснациональные государственные и негосударственные кластерные образования, а дальнейшая информатизация общества – изменения в системах обработки и хранения финансовой информации, технологии анализа и принятия решений на рынке сбыта товаров и услуг, автоматизации рабочих мест трейдеров, брокеров и операторов ценных бумаг. Все большее значение будут иметь рынки срочных контрактов (форварды, фьючерсы, опционы, инструмент хеджирования и др.). Широкое распространение получит лизинг оборудования, недвижимости, бытовых услуг, электронная торговля и электронное декларирование.

Исходя из особенностей Республики Беларусь как страны с высокой степенью открытости экономики и необходимости ее успешного инновационного развития на основе углубления интеграционных процессов, важнейшим условием является обеспечение устойчивости национальной валюты, а затем переход к общей валюте стран, с которыми республика будет иметь наиболее прочные и развитые внешнеэкономические и внешнеполитические отношения. Речь может идти прежде всего об углублении интеграции Беларуси, России, Казахстана, Украины, Китая и других стран.

Среди актуальнейших проблем в Беларуси особое место занимает проблема преодоления негативной тенденции демографических процессов. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих мер:

· укрепление института семьи;

· повышение физической активности населения;

· пропаганду и стимулирование здорового образа жизни;

· охрану материнства и детства, стимулирование деторождаемости;

· защиту окружающей среды;

· повышение уровня жизни населения и обеспечение его потребности в жилье, в организации быта и отдыха.

В решении этих и других проблем велика роль науки, образования, культуры и в первую очередь научной экономической мысли, социологии, политологии и права. Без научного системного политико-экономического и экономико-экологического мышления ни одно государство в мире не способно даже существовать в будущем, не говоря уже про устойчивое обеспечение экономического роста, национальной безопасности, уровня благосостояния.

В республике имеется все необходимое, а главное – кадры ученых-экономистов, социологов, политологов, юристов, психологов, экологов, специалистов других отраслей науки, которые способны выработать необходимые основы, методы и принципы эффективного ведения народного хозяйства Беларуси.

Исходя из сути прогрессивных мировых тенденций и моделей социально-экономического развития, XXI в. предполагает рассматривать экономическую науку не только как социально-экономическую теорию о производстве товара и прибыли в условиях ограниченных ресурсов и оценивать эффективность государства по традиционным технико-экономическим и социально-экономическим показателям и схемам. Экономическая наука, социология, право и политика известные схемы общественного воспроизводства Д-Т-Д или Т-Д-Т будут применять в XXI в. во взаимосвязи с большими макросистемными триадами. С точки зрения основ государственности – это Политика, Экономика и Право. В этой макросистеме экономика будет являться одновременно базисом и критерием ее эффективности.

Алгоритм ее действий может быть таким. Если экономика дает сбой, накапливая различного рода противоречия, то на основе системного анализа будет уточняться степень соответствия экономических действий принятым законодательным актам и политическим установкам в контексте мирового развития. Проведя предварительный системный научный анализ этого взаимодействия, можно приступать к совершенствованию законодательного поля, менять политико-экономические ориентиры и двигать общество вперед.

К сожалению, сегодня такого подхода нет. Законодатели пытаются создавать или совершенствовать правовую систему, как правило, на базе зарубежного опыта и без глубокого изучения национальных экономических проблем во взаимосвязи с международными экономическими процессами. Иначе говоря, все подсистемы названной триады нередко функционируют без взаимодействия друг с другом и даже противоречат друг другу.

С точки зрения содержания модели социально-экономического устойчивого инновационного развития (выбор человека как ценности и самоценности общества) – это природа, человек, общество, которые должны находиться во взаимообусловленной гармонии.

С точки зрения единства и взаимообусловленности материального и нематериального общественного воспроизводства – это:

I C + V + m = М1 – воспроизводство средств производства;

II С + V + m = M2 – воспроизводство предметов потребления;

III С + V + m = М3 – воспроизводство человека как биосоциального и ноосферного продукта (разум, знание, интеллект, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура и другие услуги).

При этом важно понять, что с позиции эффективности общественного воспроизводства и накопления первичным, опережающим процессом всегда является нематериальное производство и накопление. Вначале, как правильно трактует религия, идет слово, а потом дело. Прежде чем создать новую технологию, технику или другую потребительную стоимость, стоимость и меновую стоимость, надо иметь приоритетное накопление и развитие в самом человеке, его разуме, интеллекте, духовности, культуре (а следовательно, в обществе в целом).

Если нет опережающего накопления в нематериальной сфере, особенно в самом человеке, его разуме, знаниях, науке, образовании, культуре, то нельзя надеяться на рост валового внутреннего продукта, повышение эффективности в материальном и нематериальном производстве. В этом суть ноосферной экономики и социальной политики, которые делают свои первые шаги, императивно определяя новое содержание белорусской модели социально-экономического устойчивого инновационного развития в XXI в.

В основу теории развития экономики и социальной политики положено системное использование трех основных фундаментальных социально-экономических теорий цивилизационного развития человечества:

· ноосферной теории с ее критерием приоритетного развития разума человека и инновационной деятельности по развитию постиндустриальных производительных сил и совершенствованию производственных отношений, обеспечивающих сохранение природы для будущих поколений;

· неомарксистской теории, рассматривающей развитие науки как главной производительной силы, которая, используя различные формы собственности, обеспечит устойчивый рост ВВП – вновь созданной стоимости на основе структурного принципа «золотого сечения» (34% ВВП, создаваемого в сфере материального производства, и 66% ВВП, создаваемого в нематериальной сфере – сфере услуг), а также государственное регулирование распределительных отношений ВВП между 10% относительно богатых и 10% относительно бедных членов общества в соотношении 5:1.

· неокейнсианской теории с ее представлением о сильной и эффективной роли государства в общественном воспроизводстве системы «природа – человек – общество» с максимальной занятостью трудоспособного населения.

Наши рекомендации