Структура экономической безопасности государства
Происходящие изменения в международной обстановке обусловливают необходимость разработки новых подходов к сравнительной оценке уровня политической, экономической и военной безопасности различных стран мирового сообщества. Актуальность этого подтверждается рядом обстоятельств внутреннего и внешнего характера.
Во-первых, налицо стремление некоторых государств, прежде всего США, дополнить свое превосходство экономическими рычагами давления на остальные страны для достижения своих политических интересов.
Во-вторых, обостряется проблема соблюдения баланса между позитивными и негативными сторонами глобализации с точки зрения обороноспособности государства.
Таким образом, первоочередной задачей любого государства мира в настоящее время является достижение такого уровня экономической безопасности, который гарантировал бы внутреннюю стабильность, активное участие в международном разделении труда и одновременно национальный суверенитет.
Понятие экономической безопасности государства
В Законе Российской Федерации "О безопасности" понятие "национальная безопасность" определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". При этом "жизненно важные интересы" представляются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".
Таким образом, экономическая безопасность является неотъемлемой составной частью национальной безопасности. Собственно же экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, не смотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Экономическая безопасность государства – сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны.
В этой связи следует также заметить, что для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.
Очевидно, что экономическая безопасность государства определяется, прежде всего, состоянием производительных сил и социально-экономических отношений, масштабами использования достижений научно-технического прогресса в хозяйстве страны, структурой внешнеэкономических связей. В этой связи можно утверждать, что материальную основуэкономической безопасности государства составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан. Экономическая безопасность государства тесно связана с понятиями "развитие" и "устойчивость" экономики.
Развитие национального хозяйства - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям.
Устойчивость национального хозяйства страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.
Например, в периоды истории СССР/России, характеризовавшиеся наивысшим уровнем экономической безопасности, имело место прогрессивное развитие экономики, совпадающее со стабильным ростом ее макроэкономических показателей (рис. 1).
Очевидно, что к основным факторам экономической безопасности страны также относятся: ее географическое положение; запасы природных ресурсов; промышленный и сельскохозяйственный потенциал; степень социально-демографического развития и, наконец, качество государственного руководства.
США, Россия, Япония, Китай, страны Евросоюза и ряд других государств мира занимают лидирующее положение в мире по промышленному потенциалу, сельскохозяйственному производству, запасам природных ресурсов, имеют выгодное географическое положение, что способствует обеспечению их экономической безопасности.
Вместе с тем, они порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, социально-демографическому развитию, а также характеру государственного регулирования экономики, что, в значительной мере, обусловливает различия в уровне защищенности их национального хозяйства.
Структура экономической безопасности государства
Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие (рис. 2).
Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии национального хозяйства на путь инновационного развития.
Одной из эффективных является инновационная система США. Для этой системы характерны: четко сформулированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства; огромные по сравнению с другими странами расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию инновационных технологий; государственное финансирование значительной части этих расходов; защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики (стимулирование активного патентования); тесные связи между инновационными компаниями и университетами; большая доля венчурного капитала в общем объеме финансирования НИОКР. Финансирование НИОКР в США осуществляется промышленными предприятиями (свыше 100 млрд. долл. в год), федеральной администрацией (в 2004 году – 89 млрд. долл.) и другими правительственными структурами и частными организациями.
Значительное внимание развитию наукоемких отраслей экономики уделяет Китай. В последнее время страна значительно продвинулась в своем стремлении достичь технологического паритета с ведущими государствами мира, о чем было заявлено еще в 1985 году. Так, в 2004 году доля расходов на НИОКР составила 1,2 % ВВП.
Китайскими приоритетами в науке и технике являются крупномасштабные интегрированные сети, программное обеспечение и системы информационной безопасности, станкостроение и др. При этом основной упор делается на создание совместных предприятий и приобретение зарубежных фирм, что позволяет использовать передовые иностранные технологии.
Европейские государства также играют активную роль в процессе формирования инновационных систем национального и регионального уровней. В рамках Барселонского соглашения 2002 года главы европейских государств и правительств согласились в течение 10 лет увеличить финансирование НИОКР с 1,9 до 3 % ВВП, что позволит к 2014 году достичь технологического уровня США и Японии.
Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность национального хозяйства страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.
Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям и даже потере экономической самостоятельности.
Наиболее экономически самостоятельными странами являются Япония и США. Процент импорта продукции к ВВП в них составляет 8 и 13 % соответственно.
В тоже время в России, Германии, Франции, Великобритании и Италии диапазон значений отношения объема импорта к ВВП варьируется в диапазоне 20 – 30 %. В этой связи можно констатировать, что Россия стоит в одном ряду с экономически независимыми странами Европы.
Страны, национальное хозяйство которых находится в орбите чьего-либо влияния, имеют отношение объема импорта к ВВП 40 – 70 %. В Европе в эту группу попадает Австрия (45 %), Бельгия (73 %), Голландия (56 %), Ирландия (73 %), Португалия (40 %), Чехия (62 %), Венгрия (55 %), Словакия (67 %). Выход за этот диапазон говорит об экономике страны, которая уже не может жить самостоятельно. Примером является Эстония, у которой характерный показатель находится на уровне 80 %.
Валютно-кредитная составляющая может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.
Мировой опыт свидетельствует, что устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики государства:
объем инвестиций должен составлять 20 – 25 % ВВП (уровень капитализации);
при этом доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15 – 17 % от объема внутренних;
степень износа основных фондов не должна превышать 30 – 35 %.
Таким образом, например, для России удвоение ВВП невозможно без обеспечения устойчивого притока значительных объемов инвестиций (не менее 1,11 трлн. долл., в том числе прямых иностранных инвестиций – не менее 170 млрд. долл. за 2004 – 2013 гг.).
В этой связи, встает проблема инвестиционной привлекательности государства. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.
В этой связи следует заметить, что Россия обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого пока еще сдерживается имеющимся инвестиционным риском.
Продовольственнаяисырьевая составляющиепредполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.
Обеспечение продовольствием населения страны является важнейшим фактором экономической безопасности государства. Например, в США, согласно Закону о продовольственной безопасности (Food Security Act, 1985), критический уровень запасов продовольствия определяется 40 % среднегодового потребления. В качестве важнейших мероприятий, обеспечивающих население продовольствием, названы поддержка стабильности продаж на внутреннем рынке продовольствия национального производства и осуществление программ продовольственной помощи малоимущим.
Важнейшей мерой обеспечения продовольственной и сырьевой составляющей экономической безопасности США, Канады и других постиндустриальных стран является так же дотация сельского хозяйства из государственного бюджета, поддержка и лоббирование экспорта сельскохозяйственной продукции.
В то же время Россия до сих пор не достигла советского уровня обеспечения граждан продовольствием. Одновременно более 70 % продовольственной продукции поступает в Россию из стран Евросоюза, США и Канады.
Обеспечение важнейшими видами сырья также является одним из главных факторов экономической безопасности государства. При этом проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов.
Энергетическая составляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.
Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает создание диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с энергодифицитом в национальном хозяйстве.
Примером формирования диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрения энергосберегающих технологий являются США – лидер потребления и импорта нефти и нефтепродуктов.
Одновременно США непрерывно снижают энергоемкость и нефтеемкость своего ВВП. Особое внимание уделяется развитию энергосберегающих технологических процессов и высоких технологий, поддержке работ, направленных на повышение в энергобалансе страны доли возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. В итоге за 1970 – 1980 гг. энерго- и нефтеемкость ВВП США снизилась соответственно на 17 и 12 %, а в 1980 – 1990 гг. – еще на 19,5 и 25,9 %. В 2000 году энергоемкость и нефтеемкость ВВП составила 0,417 и 0,171 т. условного топлива на 1 тыс. долл. соответственно[1].
Кроме того, согласно Закону об энергетической политике и экономии энергии 1975 г., в США создан стратегический нефтяной резерв (СНР) и разработана программа по созданию хранилищ сырой нефти.
Задача программы - создание хранилищ сырой нефти емкостью 750 миллионов баррелей (около 120 млн. тонн) в больших подземных соляных кавернах в шести местах на побережье Мексиканского залива (в шт. Луизиана - Бэйю-Чокто, Салфер-Майнз, Уикс-Айленд и Уэст-Хэкберри; в шт. Техас - Брайанд-Маунт и Биг-Хилл). Кроме чрезвычайных ситуаций общенационального характера, когда президент принимает решение на изъятие нефти из СНР, этот резерв используется также и для решения локальных задач. Так, в середине 2000 г. дважды принималось решение о выделении из СНР по 500 тыс. баррелей нефти двум нефтеперегонным компаниям в штате Луизиана, доставка сырья которым была блокирована из-за аварии в судоходном канале.
Повышение энергоэффективности российской экономики также является одним из главных приоритетов Энергетической стратегии России до 2020 года, одобренной Правительством РФ в августе 2003 года. Согласно этой стратегии почти ¾ необходимого прироста энергопотребления должно обеспечиваться за счет энергосберегающих мероприятий.
Постановлением № 796 от 17 ноября 2002 года Правительство утвердило федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002 – 2005 гг. и на перспективу до 2010 года» – важнейший инструмент реализации отечественной энергетической стратегии. Основная цель программы – создание социально-ориентированного энергетического хозяйства, обеспечивающего за счет структурной перестройки энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей эффективное энергосбережение, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики, снижение энергоемкости ВВП к 2005 году на 13 %, и к 2010 году – на 26 % по сравнению с 2000 годом.
Энергетическая составляющая экономической безопасности государства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В этой связи, к числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, темпы и масштабы национализации и приватизации в отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны.
В этой связи, например, Энергетическая стратегия России предусматривает реструктуризацию ряда энергодобывающих отраслей промышленности.
Экологическая составляющая предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.
Решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно увязывается с ограничением хозяйственной деятельности человека и, прежде всего, с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты.
В этой связи, государство призвано обеспечить сохранность природного потенциала страны (региона, мира) при обеспечении возможности своего экономического роста.
В этой ситуации осторожность России в отношении ратификации Киотского протокола понятна: плата за выполнение обязательств перед мировым сообществом может оказаться для экономики государства слишком высокой.
Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, при котором будут гарантироваться: надежный информационный обмен; повышение доли нематериальных активов в национальном богатстве; увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого внутреннего продукта; а также тайна технологии производства.
Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество.
В 60 - 70-е годы XX века экономика Японии и некоторых других стран Восточной Азии смогла осуществить стремительный рывок благодаря повышению уровня работы с информацией – развитию информационного менеджмента и созданию деловых информационных сетей. Это лидерство остается и сегодня.
США в 80 – 90-е годы прошлого века также добились существенных успехов в экономике на основе электронно-информационных технологий и структурной реорганизации национального хозяйства с использованием информационных сетей. В последние годы за счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны. Развитие информационных технологий в США считается главным условием перехода к «новой экономике» - «экономике, базирующейся на знаниях и идеях».
В утвержденной Президентом России Доктрине информационной безопасности Российской Федерации[2] в качестве приоритетных задач развития национальной экономики рассматривается развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также накопление, сохранность и эффективное использование отечественных информационных ресурсов.
Очевидно, что в современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. В этой связи в России сегодня реализуются Федеральные целевые программы «Национальная технологическая база», «Электронная Россия», «Развитие электронной техники в России» направленные на укрепление информационной составляющей экономической безопасности нашего государства.
Таким образом, рассмотрение структуры и составных частей экономической безопасности государства предоставляет возможность определить факторы, влияющие на этот вид национальной безопасности в современных условиях.
В этой связи также становится очевидным, что обеспечение экономической безопасности представляет собой важнейшую функцию государства. Как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению экономических потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем.