Тактика действий авиации иностранных государств при преодолении ПВО

Ведение войны предусматривает выполнение разнообразных задач, все большая часть которых, возлагается на СВН.

Основной формой применения СВН являются воздушные удары. Они могут быть массированные, сосредоточенные, групповые и одиночные.

Массированные удары составляют основу воздушных наступательных операций и наносятся крупными формированиями разнородных с целью одновременного огневого воздействия СВН по большому количеству объектов в обширном районе.

Сосредоточенные и групповые удары наносятся силами соединений, частей и подразделений с целью надежного поражения одного или нескольких объектов.

Одиночные удары наносятся звеном или парой самолетов по одному объекту.

Все стратегические объекты и группировки войск имеют защиту от воздушного нападения. Её называют противовоздушная оборона (ПВО). В неё входят части и подразделения ЗРВ, которые ведут боевые действия по отражению ударов воздушного противника.

Нанося удары по объектам и войскам, авиация противника будет учитывать все сильные и слабые стороны системы ПВО. Способы её преодоления непрерывно совершенствуются и насыщаются новыми элементами по мере поступления на вооружение новых средств борьбы с летательными аппаратами.

Построение удара СВН по объектам шаблонным не является, однако практически всегда в состав наряда сил, кроме ударных групп, как правило, включается несколько групп самолетов различного предназначения (постановки активных помех из зон барражирования, постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, доразведки целей, огневого подавления средств ПВО, непосредственного истребительного прикрытия ударных групп). Действия всех групп объединены общим замыслом и согласованы по времени, цели и месту.

Нанесению ударов предшествует тщательная разведка. Цель её – определения тех самых «сильных» и «слабых» сторон ПВО. Еще в мирное время противником изучается группировка сил и средств ПВО, их характеристики, возможности по уничтожению средств воздушного нападения, возможности по усилению и противодействию. В ходе боевых действий, он ведет непрерывную разведку изменений возможностей ПВО.

В настоящее время определились три основных способа преодоления системы ПВО: уклонение, нейтрализация и подавление. (ЗВО 1995г. №5)

Уклонение объединяет тактические приемы преодоления ПВО без применения систем оружия и постановки помех. Главными из них являются: использование малых и предельно малых высот, обход зон поражения ЗРК, выполнение различных видов маневра, использование ночного времени, сложных метеоусловий и скрытности полета.

Использование СВН малых и предельно малых высот позволяет уменьшить дальность их обнаружения. Сокращается время на подготовку к открытию огня и уменьшается время пребывания в зоне поражения ЗРК. Полет на ПМВ с огибанием рельефа местности обеспечивает почти полную маскировку и, как следствие, внезапность нанесения ударов. Существенно уменьшается вероятность поражения СВН огнем ЗРК из-за влияния земной поверхности на качество радиолокационных сигналов (за счет многократных переотражений от неровностей местности).

В то же время полет на МВ и ПМВ значительно усложняет подготовку летчика и снижает эффективность боевого применения авиации.

Повышается сложность самолетовождения, что ведет к неточности выхода в район цели. Не обнаружив цель “сходу” летчик вынужден выполнять повторный заход. При этом элемент внезапности утрачивается и многократно повышается вероятность поражения самолета огнем переносных ЗРК.

При подготовке к полету на малых высотах по карте тщательно изучается маршрут, выбираются на нем контрольные ориентиры через каждые 5...10 мин. полета. При возможности маршрут выбирается вдоль железной или шоссейной дороги, русла реки и т.п. На большинстве современных самолетов устанавливается специальная аппаратура (РЛС и ЭВМ), позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме.

При полете на МВ и ПМВ снижается работоспособность экипажа самолета. Пилот устает через 15-20 минут полета в результате утомительного слежения за ведущим, за расстоянием до поверхности земли и постоянной аэродинамической тряски.

Почти троекратно увеличивается расход топлива и вдвое уменьшается радиус боевых действий.

Другим приемом уклонения является обход зон поражения средств ПВО. Он стал возможен после качественного усовершенствования средств радиотехнической разведки, которые пеленгуют включившиеся в работу РЭС ПВО и идентифицируют их по параметрам излучения (обзорные, целеуказания, наведения). Продолжительность полета при этом увеличивается, как правило, на 30-40% из-за искривления линии пути.

Основная цель маневра – снизить эффективность боевого применения средств противовоздушной обороны. Современная бортовая аппаратура обеспечивает летчика информацией об облучении РЛС, представляющей в данный момент наибольшую угрозу, и предупреждает его о необходимости начала соответствующего маневра с целью срыва атаки.

По времени и месту выполнения маневр можно разделить на маневр против управления и маневр против стрельбы (противоракетный).

Маневр против управлениявыполняется до входа самолетов в зоны пуска ЗРВ и осуществляется путем резких изменений курсов самолетов. Его цель — введение в заблуждение боевых расчетов пунктов управления и привлечение возможно большего количества сил ПВО для действий по второстепенным целям, отвлекая от главных и облегчая тем самым им преодоление системы ПВО. Такие действия усложняют обстановку и приводят к затруднениям при целераспределении и постановке задач подразделениям.

Маневр одиночного самолета осуществляется путем изменения направления, скорости и высоты полета. Маневр группы самолетов может осуществляться путем различных перестроений их боевых порядков.

Маневр против стрельбы выполняется в зонах пуска и поражения ЗРК с целью снижения эффективности стрельбы ЗУР. Осуществляется резким изменением курса, высоты и скорости полета самолета при обнаружении запуска ЗУР. Пуск ЗУР может быть обнаружен с помощью специальной аппаратуры или визуально. Маневр, как правило, осуществляется под прикрытием радиоэлектронных помех.

Демонстративные и отвлекающие действия применяются с целью достижения внезапности удара путем отвлечения основных сил и средств ПВО от основной (ударной) группы авиации на демонстративные и второстепенные. Эта задача может решаться как самолетами, так и БЛА. Для введения противника в заблуждение могут использоваться:

действия демонстративных (отвлекающих) групп;

маневр против управления;

создание зон интенсивных полетов, из которых производятся внезапные вылеты и прорыв авиации к объектам удара) и т.д.

Для отвлечения внимания сил ПВО от обороны основного объекта может наноситься демонстративный удар по второстепенному объекту. Основная ударная группа в это время производит скрытный подход и наносит внезапный удар по основному объекту.

Демонстративные действия являются необходимым элементом при огневом подавлении средств ПВО, особенно при применении противорадиолокационных ракет.

Главным преимуществом использования ночных условий, ограниченной видимости и скрытности полета является снижение возможностей обнаружения СВН визуальным способом и применения зенитных артиллерийских средств.

Нейтрализация – это затруднение работы средств ПВО без использования огневого воздействия по ним. Это, прежде всего, снижение радиолокационной и тепловой заметности и радиоэлектронное подавление РЭС ПВО.

Радиолокационная заметность снижается выбором геометрии планера СВН и нанесением на него радиопоглощающих покрытий.

Тепловая – выбором конструкции и расположения сопел.

Радиоэлектронное подавление включает:

применение радиоэлектронных помех;

применение ложных целей и инфракрасных ловушек.

Основная цель постановки помех – исключить или затруднить обнаружение и уничтожение самолетов ударных групп и обеспечить нанесение ими ударов по объектам.

Наибольшее воздействие на функционирование радиоэлектронных средств ПВО оказывает применение активных радиоэлектронных помех.

Оно может осуществляться:

самолетами РЭБ из зон барражирования;

самолетами РЭБ из боевых порядков самолетов ударных групп;

самолетами ударных групп;

беспилотными летательными аппаратами РЭБ;

забрасываемыми передатчиками помех.

Дополнительным элементом нейтрализации является постановка пассивных помех. Пассивные помехи образуются вследствие воздействия на РЭС энергии электромагнитных волн, рассеянных (отраженных) различными отражателями или отражающими средствами: дипольными, уголковыми и линзовыми отражателями, отражающими антенными решетками, ионизированными средами и аэрозольными отражателями.

Для введения противника в заблуждение относительно состава группы, затруднения выявления ударных самолетов, отвлечение от них огневых средств применяются ложные цели и инфракрасные ловушки.

Способы преодоления ПВО, не связанные с применением оружия ( уклонение и нейтрализация), не всегда эффективны для беспрепятственного выхода ударных групп к назначенным целям. Более эффективным способом преодоления системы ПВО является ее подавление с применением управляемых ракет класса “воздух-земля”, специально предназначенных для уничтожения объектов ПВО и имеющие систему самонаведения на изучение РЛС.

Постановщики активных помех из зон барражирования (по опыту нанесения ударов, имеющемуся в настоящее время) ставили помехи с дальностей 100-150 км в течение всего налета с основных направлений действия ударных групп .

Группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов создавали пассивные помехи на маршруте ударных групп перед зонами и в зонах поражения ЗРК, затрудняя управление зенитных ракетных подразделений, а затем выходили в район аэродромов, препятствуя взлету истребителей.

Группы доразведки целей, действуя во времени с некоторым упреждением относительно групп подавления и ударных групп, имела задачу определить координаты стартовых и технических позиций, командных пунктов и других средств ПВО путем, как визуального наблюдения, так и путем вызова работы РЛС на излучение.

Группы огневого подавления, действуя, как правило, на малых и предельно малых высотах (ПМВ), выходили к объектам удара и, применяя бомбы, противорадиолокационные ракеты (ПРР) и пушечное вооружение стремятся вывести из строя ЗРК, СРЦ и другие средства ПВО.

Действия ударных групп предназначенных для поражения объектов обороны обеспечивались также полетами отвлекающих групп, групп радиоэлектронного подавления и непосредственно истребительного прикрытия.

Общий состав обеспечивающих групп может в 2-4 раза превышать численность ударной группы.

Для координации действий всех групп выделяются самолеты управления, выполняющие функции воздушных командных пунктов (ВКП).

Основными принципами применения тактической и палубной авиации являются массированность ее применения и внезапность. Удары, как правило, производятся группами от 4 до 8-12 и более самолетов в типовых строях клин, пеленг, ромб, колонна. Расстояние по фронту 1-2 км, в глубину 4-8 км и по высоте 100-300 м. Налетам предшествует тщательная разведка объекта удара.

Удар может наноситься как управляемыми и неуправляемыми ракетами, так и бомбами, в т.ч. и ядерными. Основные способы бомбометания: бомбометание с пикирования, кабрирования и вертикального набора высоты.

Стратегическая авиацияВВС США остается важным элементом американских стратегических наступательных сил. Она в состоянии в течение нескольких часов обеспечить доставку средств поражения и уничтожить основные объекты в любом районе мира. Военной доктриной США предусматривается применение бомбардировщиков в стратегической наступательной операции и для решения задач на ТВД совместно с силами общего назначения.

Стратегическую авиацию в ядерной войне вероятный противник предполагает использовать массированно. Задействуя при этом до 80% боеготовой СА, вторым эшелоном, после удара МБР, БРПЛ и ТА. СА КГУ, вооруженная крылатыми ракетами АLКМ, AKM c ядерными боеприпасами и JASSM с обычным фугасом, будет наносить удары по объектам не входя в зону ПВО и не нарушая государственной границы. Бомбометание по объекту СА будет производить, как правило, после подавления ПВО, с горизонтального полета или плавного набора высоты. Каждому бомбардировщику назначается для поражения 3-4 объекта.

После взлета и набора высоты стратегическая авиация следует в район дозаправки и далее в район регулирования (800-1200 км от границы), который служит для выдерживания временного графика нанесения ударов по целям и координации действий при преодолении ПВО.

Затем СА следует по нескольким боевым маршрутам удаленным на 50 - 100 км к рубежу пассивного радиообнаружения, с которого переходят в режим радиомолчания в боевых порядках колонн групп, состоящих из 3-5 самолетов с интервалами по фронту между самолетами 2-3 км, дистанции 8-15 км, между группами 30-45 км.

Наши рекомендации