Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций
Тема 1.3.Буддизм на Востоке в средние века
Задачи урока:
– получить знания о периодизации средневековой истории Индии, о сущности буддизма, о распространении буддизма в Китае и Японии; усвоить понятия Средние века, буддизм, кочевники, варварство, традиционные устои;
– учить представлять результаты изучения исторического материала в форме кратких конспектов, таблиц;
– содействовать развитию умения выделять главное.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока: иллюстрации, схемы, таблицы
План урока
1. Периодизация средневековой истории Индии. Индийское общество в Средние века.
2. Сущность буддизма. Этапы превращения буддизма в мировую религию
3. Особенности распространения буддизма в Китае
4. Буддизм в Японии
Ход урока
1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели
2. Входной контроль
В ходе беседы вспомнить основные положения буддизма и историю его возникновения.
3. Изучение нового материала
1. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Лекция преподавателя. Студенты составляют краткий конспект в тетради.
2. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Лекция преподавателя Составление таблицы “Этапы превращения буддизма в мировую религию”
3. Особенности распространения буддизма в Китае. Составление краткого конспекта.
4. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Составление краткого конспекта.
4. Завершающий контроль
Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей. Обучающиеся сдают тетради на проверку.
5. Рефлексия
Сформулируйте свое мнение об уроке. Ваши пожелания.
Самостоятельная работа: ответьте на вопросы устно или в форме сообщений, презентаций.
1. Укажите шедевры индийской средневековой культуры.(презентация)
2. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: раджпуты, раджа, каста, варно-кастовый строй, индуизм, дхарма, ахимса, сикхизм.(письменно)
3. Проанализируйте политическую историю средневековой Индии. Какая особенность прослеживается? Наблюдалась ли она в древности?
4. По карте проследите изменения территории Делийского султаната.
5. Выделите факторы, которые обеспечивали стабильность и традиционность индийского общества. Объясните роль каждого фактора.
6. Что такое индийская община? Приведите примеры уже изученных вами древних и средневековых государств, где община играла большую роль. Как вы думаете, почему?
7. Какую роль играл индуизм в индийском обществе? Согласны ли вы с мнением историка Ф. Броделя: «Индуизм — это нечто большее, чем религия или социальный порядок, это квинтэссенция индийской цивилизации». Аргументируйте своё мнение.
8. Какова была религиозная ситуация в Древней Индии? Изменилась ли она к Средневековью? Почему в Индии не утвердилась единая религия?
9. Сравните типы политической организации индийских государств Средневековья. Выявите их сходство и различия. (таблица)
10. Какие достижения индийской средневековой цивилизации привлекали европейцев настолько, что в конце XIV в. они стали искать туда морской путь?
11. Подберите в Интернете иллюстрации произведений искусства средневековой Индии, доказывающие мысль о том, что «это искусство находилось под мусульманским и индийским влиянием». Обоснуйте свой выбор.(презентация)
(лекция преподавателя истории Барановой И.П.)
План лекции
1.Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы.
2. Индийское общество в Средние века.
3. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию.
4. Особенности распространения буддизма в Китае.
5. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.
Вы узнаете:
1. Что нового появилось в развитии средневековой Индии?
2. Почему север Индии потерпел исламизации? Что такое Делийский султанат?
3. Какие достижения средневековой культуры Индии?
Опрос:
Что мы понимаем под термином «восток»?
Какие черты характерны для восточных цивилизаций?
Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций.
1. Каковы основные черты развития стран Востока в средние века?
Под термином «Восток» в исторической науке принято понимать общество не только Азии, но и Африки и Океании. Ниже познакомитесь с развитием типичных цивилизаций Востока: индийско-южноазиатский и китайско-дальневосточной, Хотя эти цивилизации во многом различаются, они имеют и некоторые общие черты, дающие возможность оценивать их как принадлежащие к одному типу - восточного, который отличный от западного.
2. Назовите характерные черты цивилизаций Востока:
1. государство является верховным собственником земли.
2. кто имеет власть, тот имеет собственность;
3. основа общества и государства - сельская община;
4. частная собственность играет лишь вспомогательную роль, а господствующей является государство;
5. наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли.
3. Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций.
На отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.
Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывали землю, были объединены в общины, которые имели гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, предместья т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках государственного аппарата. Между обществом и государственным аппаратом существовало четкая связь. Выработанный избыточный продукт община передавала как налог государству, его перераспределяла в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал в государственный аппарат, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их долю в собственность. Чем выше должность занимала человек в государственном аппарате, тем большую долю она получала. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации была наличие власти собственности.
Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем регулярнее и в достаточном объеме собирались налоги. Государство было крепким и мощным. Его могущество возрастало от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалось: восстание, голод, гибель государств и т.п. Сбои этой системы происходили через две главные причины: когда объемы налогов через неразумную политику правителей превышали возможности производства или после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни.