Беловежское соглашение. Распад СССР: причины и последствия
Белове́жское соглаше́ние — термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины[2]8 декабря 1991 года; ознаменовало прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик.
После попытки смещения М. С. Горбачёва с поста президента СССР по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором. Главы большинства республик заявляли о своём намерении присоединиться к договору о Союзе Суверенных Государств. Последний раз такое заявление было сделано в ноябре 1991 года и транслировалось на телевидении, а само подписание было намечено на декабрь.
1 декабря на Украине был проведён референдум по вопросу её независимости, который показал 90 % утвердительных ответов. Однако, на референдуме не был четко сформулирован вопрос о выходе из состава СССР[3], а также были были допущены нарушения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (в Крымской АССР не был проведен собственный референдум, чтобы определить: оставаться в Союзе ССР или выходить из Союза вместе с Украиной)[4].
Президент США Джордж Буш в своём заявлении от 25 декабря 1991 года, после того как Горбачёв сообщил ему по телефону о своей отставке, подчеркнул: «Соединённые Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.)[3].
Ельцин настаивал на скорейшей ратификации соглашения о создании СНГ, ссылался на множество проблем, возникающих из-за неопределенности в этом вопросе[5].
12 декабря 1991 соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР[6]; в связи с этим был «расторгнут» несуществовавший с 1924 года Договор об образовании СССР[7][8]. Против ратификации Беловежского соглашения из 246[9]членов российского парламента проголосовало 7 парламентариев[10]: Сергей Бабурин [11], Николай Павлов [11], Владимир Исаков[12], Илья Константинов[11], Сергей Полозков[12], Виктор Балала[13] и Павел Лысов[11]. Воздержались по вопросу о ратификации 5 человек: Ринат Валеев[14], Хасан Хабибуллин[14], Людмила Бахтиярова[15], Зоя Ойкина[16] и Владимир Петров[15]. Не участвовало в голосовании 34 человека[17] (наиболее известные среди них: космонавт Андриян Николаев, телеведущий Александр Любимов и политик Александр Починок)[18].
Ряд членов Верховного Совета отмечали, что, согласно Конституции РСФСР, для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и тем самым влекло за собой изменения в конституцию[19].
В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии станет одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем приведёт к разгону Съезда в октябре 1993 года[20][21][22]. Таким образом, несмотря на то, что де-факто СССР прекратил существование, Конституция СССР и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России согласно статьям 4, 102 и 147 Конституции РСФСР[23]до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.
Причины и последствия распада СССР в современной российской и зарубежной истории рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века. В широких хронологических рамках исследуют проблему распада СССР — сторонники системного подхода. Они исходят из того, что современный мир — мир второй половины ХХ века — представляет целостную систему. Развитие капитализма на основе европейской цивилизации направило с ХIХ в. процесс интеграции в русло экономического прогресса. Мир стал западноцентричным в технико-экономическом плане, одновременно сохраняя, а подчас и углубляя культурную и историческую самобытность отдельных стран. Интернационализация производства сформировала систему мирового капиталистического хозяйства. С развитием и углублением научно-технической революции европейская цивилизация все более становилась техногенной и мировой. Техногенной, потому что она была порождена техническим прогрессом, и постоянно порождала, и порождает его. Суть европейской цивилизации стали выражать научно-технические параметры и связанные с ними социально-экономическая и политическая организация. Одновременно она — “мировая цивилизация”, поскольку во главу угла в центре общественного развития ставится мировое интеграционное развитие, выражающееся в том, что система и механизм мирового капиталистического хозяйства функционируют по общим принципам и требованиям технологической цивилизации. Мировое интеграционное развитие превращает все национальные экономики в его подсистемы. Эти подсистемы (субструктуры) включают страны или группы стран, место которых в системе определяется степенью их вовлеченности в указанные глобальные процессы и способностью использовать результаты этих процессов в своем внутреннем экономическом и общественно-политическом развитии. Процессы мирового капиталистического хозяйства, научно-техническая революция и мировое интеграционное развитие рассматриваются в рамках “мировой переходности” от “незападной” модели развития к “западной”. Распад СССР был порожден противостоянием “Запад” — “Незапад”, которое завершилось победой “Запада”.
Нынешняя Россия находится в границах, которые были у нее в 17 веке. Она как бы отодвинута в северную и северо-восточную часть Евразии. Резко выросла ее изоляция от Европы, с которой у СССР были тесные экономические и политические связи. Теперь Россия отделена от Европы двойным поясом — бывших республик СССР и бывших союзных государств Восточной Европы, стремящихся интегрироваться в западно-европейское экономическое и политическое пространство. Сузился выход России к незамерзающим западным морским портам. Она оказалась в стороне от главных мировых коммуникаций. Наиболее открытым для нее является доступ к АТР, который в ХХI в., согласно современным прогнозам, будет самой динамичной — с точки зрения экономического роста — частью мира. Однако районы России, которые примыкают к АТР, являются наименее развитыми. Быстрое социально-экономическое и промышленное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока крайне затруднительно из-за их отдаленности и низкой плотности населения и требует огромных капиталовложений. Валовой внутренний продукт России в 1997 г. составил 6% от ВВП США. Сама Россия стремится включиться в мировые экономические связи. Попытка интегрироваться в европейское, а через него в мировое экономическое сообщество пока не состоялась и в ближайшее время вряд ли состоится. Это объясняется как слабым участием СССР в международном разделении труда, когда он выступал преимущественно в роли поставщика энергоносителей, так и нынешним состоянием России, которая “в обозримом будущем останется непредсказуемой страной”. Стать “предсказуемой” страной Россия может, лишь сосредоточив свои усилия на решении внутренних проблем. Укрепление правового государства, успешное осуществление экономической реформы, углубление экономической и политической интеграции с бывшими республиками СССР, разработка концепции национальных интересов и национальной безопасности с четко обозначенными внешнеполитическими ориентирами должны обеспечить ей преодоления социально-экономического и политического кризиса и прогресс во всех сферах общественной жизни. Тогда появится шанс на то, что Россия не останется в стороне от мировых интеграционных процессов.
Билет 30.