ВОПРОС 1. Формы прямой демократии в системе местного самоуправления
Особую роль в системе местного самоуправления играют институты прямой демократии, позволяющие населению определенной территории непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Институты прямой демократии относятся к формам местного самоуправления.
Под формами местного самоуправления следует понимать организацию системы местного самоуправления, т. е. каналы, структуры, органы, через которые осуществляется местная власть, решаются вопросы местного значения[117]. К ним относятся формы непосредственной и представительной демократии, через которые осуществляется народовластие.
Между всеми формами существует тесная организационная и правовая взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость. Все они различными способами и методами решают по существу общие цели и задачи местной жизни. Поэтому в своей совокупности эти формы составляют в муниципальном образовании единую систему местного самоуправления. Однако такое единство, как справедливо подчеркивает О. Е. Кутафин, существует лишь в рамках конкретного муниципального образования и, в отличие от государственной власти, не составляет единой системы местного самоуправления в рамках Российской Федерации. Каждая система местного самоуправления, имея общую правовую базу, функционирует самостоятельно и независимо от других, подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Формы организации и осуществления местного самоуправления выступают одним из центральных вопросов более крупной проблемы, а именно — муниципального строительства. Вопрос о формах осуществления местного самоуправления регулируется международно-правовыми документами и российским законодательством.
В Европейской Хартии местного самоуправления[118] говорится, что право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.
В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества[119] закрепляется право территориальных сообществ решать все вопросы местного значения через избираемые ими органы местного самоуправления либо непосредственно. Эти права гарантируются конституциями и действующим законодательством.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 3 формы народовластия в нашей стране, указывает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Раскрывая формы местного самоуправления, ст. 130 Конституции Российской Федераций устанавливает, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямо от волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы осуществления местного самоуправления закрепляются в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
К непосредственным формам местного самоуправления относятся формы прямого волеизъявления граждан осуществления местного самоуправления, закрепленные в гл. IV Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно:
v местный референдум;
v муниципальные выборы;
v собрания (сходы) граждан;
v народная правотворческая инициатива;
v обращения граждан в органы местного самоуправления;
v территориальное общественное самоуправление;
v другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления[120].
Вопрос 2. Местный референдум.
Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования[121]:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно[122].
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений,
является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум[123].
С точки зрения соблюдения права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и, повторимся, технологичности вызывает сомнения процедура инициирования местно референдума. Так же, как и процедура выдвижения инициативы местного референдума вообще, она не согласуется по срокам с порядком, установленном в ст. 36 Закона о гарантиях (70 дней против 30)[124]. Тем более что существенным условием назначения референдума является именно создание инициативной группы («группы избирателей»), а на это по Закону о гарантиях, который в данном случае будет применяться, может уйти до 50 дней. Большая часть названного срока отводится на процедуру с участием избирательных комиссий или органов власти, значит, от них будет зависеть судьба референдума. Не говоря уже о том, что в назначении референдума инициативной группе может быть отказано по формальным основаниям, предусмотренным ст. 36 Закона о гарантиях. Как быть в этом случае, Закон о местном самоуправлении умалчивает[125].
В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 7 дней со дня окончания голосования[126].
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Таким образом, следует сказать, что местный референдум является непосредственной формой выражения воли населения. Однако в силу своей организационной сложности, вызывающей ряд трудностей, находит редкое применение в Российской Федерации.