Образование арабского государства
Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Возник ислам.
Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в их интересах. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.
Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период(622 — 661 гг.) — это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский(661-750 гг.) — правление Омейядов; Багдадский (750 — 1055 гг.) — правление династии Аббасидов. А теперь история создания государства.
Мухаджиры(переселенцы в Медину(Ясриб) и омейяды(мекканский род)- конфликты. Омар являлся посредником. Он предлагает стать заместителем Мухамеда- Абу Бакра.
Абу -Бакр нашел выход из тупика , осуществляя внешние захваты.
4 праведных пророка: Абу-бакр(632-34), Омар(634-44), Осман(644-56), Али(656- 661).
Можно заним. политической деятельностью, внешними захватами, барьба с вероотступниками. Полит. и идеолог. функции совмещены . Появл-ся соц. расслоение : Род хашимитов, мухаджиры и амсары( жители ясриба) , мухаджиры- совершившие хиджру(переселились в Медину из Мекки), омейяды.
Расширение территории...
633-751- арабские завоевание. 633- иран, 634- Палестина(Византия),
Цель завоевания: прервать караванский путь, пустить через Аравию, ликвидация внутр. противоречий, внедрение ислама.
602-628 война Византией и Ираном. Борьба между монафизитами и христианами. В Палестине местное население поддерживало арабов .
640г. тер. была завоеванна. --Византии - Африка. - Ливия.
647-на тер. Магриба (Мароко, Алжир, Тунис).
641. - на тер. Армении, захват. г. Двин, уводят 40 тыс. рабов.
636г. Рустам собрал войско , лугерь у кадиси арабы победили.
Осман окружил себя омейядами, его противники группируются вокруг Али.
Шииты- сторонники Али - течение в исламе, идея передача власти потомкам пророка по мнении Али.
656- в Медину приходят представители 3 провинции куфа , Басера, Египет. Требую отозвать правителей Мерван помошник Османа, направился в провинции, чтобы казнить представителей . но они вернулись в Медину и убили пророка) . Али 4-ый пророк , омейяды отказались принять избрарания и сосредоточ. вокруг муавийя. гражданская война. Переговоры между Али и Муавийя. От Али отходят противники переговоров(хприджиты отколовшееся).
. в выборах участие приним. все мусульмане.
мусульмане делились: суниты, шииты, хариджиты.
661- хариджиты нападают на Али и убивают его. Затем верхушка становится в Дамаске. 661-680 Муавийя халиф.(столица Дамаск, )
Внешние захваты:
-запад Африки, 696- карфаген, 711- Испания, 741- потерпели поражения от Византии.
Арабы подписывают договоры.
751 разбили китайцев, происходит переселение арабов: Куфа, Шираз(Персия), Рамла(Палестина). В Ираке, Сирии - арамеи. Арабский язык официальный. происходит распространение ислама.
СЕГУНАТ АСИКАГА(1336-1573).
В 1333г феодал Асикага захватил столицу-Киото и поставил туда Годайго. 2-ой феодал захватил НиттуК власти пришли благодаря тому,что Асикага предал императора и посадил на трон своего ставленника. Годайго пишет Нитта и 50 лет получает название «Войсна Северной и Южной династии».Это 2-ой Сегунат. Второе название-Муромати. Новые сёгуны постепенно лишили императорский двор прежних полномочий и к концу XIV века исчез дуализм в системе управления периода Камакура, когда бакуфу делило власть с тэнно и кугэ (придворной знатью). Самым могущественным сёгуном династии по праву считается Асикага Ёсимицу.Власть на местах контролировали назначенные правительством сюго (военные губернаторы) или местная знать, которые впоследствии переросли в фактически независимых военных правителей даймё. Усиление центробежных тенденций привело к началу междоусобицы в стране — периода «воюющих провинций».При нем были введены налоги для бедных феодалов(зерном). Запущен процесс ликвидации сёйпов. Феодалы превращаются в князей(Даймё). Община укрепилась и вооружилась. Петиционные крестьянские восстания.(требования крестьян-снижение налогов,прекращение произвола самураев.Расцвета восстания достигают во 2-0й половине 15в-«Эпоха воюющих провинций». Все петиционные восстания заканчивались одинаково: лидера звали в столицу и казнили. Экспорт из Японии-в основном-в Китай(медь,шелк,вооружение).В период Муромати португальцы заключили первый договор с местным населением(могли приезжать для торговли раз в год.).При Муромати каждый князь должен был иметь резиденцию, а если уезжает в княжество-должен оставлять в заложники семью.Ода Набунако-первый объединитель Японии,сторонник христианства, выгнал последнего Асикага из столицы в 1573г.
СЁГУНАТ ТОКУГАВА.
После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство Одо Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 г. титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны. Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя — Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность.При Иэясу Император и его приближённые потеряли возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро.Городской совет старейшин — родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри — своеобразных камергеров правителя.В крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя — гундай.Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладали огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой.Городское население занимало последние ступени в социальной системе эпохи Токугава. К ним относятся прежде всего «ко» — ремесленники, и «сё» — торговцы. Рост внутренней торговли, развитие транспорта и сообщений между различными провинциями привело к росту старых городов и к возникновению новых — центров политической и экономической жизни.Мощные кабунакама (профессиональные объединения купцов) и ремесленный союзы (дза) превратили Осаку в главный экономический центр, получивший название дайдокоро, что значит «кухня» страны. В Осаке был главный рынок Японии, где концентрировалось продукция со всей страны (рис, шёлк, хлопчатобумажные ткани, лакированные изделия, фарфор, бумага, воск и др.) Всё более широкое распространение получали деньги. Происходит специализация регионов по производству того или иного вида товаров: северный и юго-западный Кюсю производил фарфор и хлопчатобумажные ткани, район Киото и Нара — парчу, шелковые ткани, саке, изделия из металла и лака, район Нагоя и Сэто — керамику и фарфор, Нагано — сырье для шелкопрядства и т. д. Таким образом, складывавшийся единый рынок способствовал объединению страны на экономическом уровне. В XVII веке в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, что свидетельствовало о грядущем завершении феодальной эпохи. Что же касается ремесленников, то их положение отличалось большей суровостью, нежели положение купечества. Если купцы наращивали экономическую мощь и постепенно начинали влиять на политические события, то у ремесленников сохранялось зависимое положение. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и передавали профессиональные навыки по наследству. Правительство вводило различные ограничения в их деятельность, тщательно следило за выпускаемой продукцией и выходом ее на рынок.В этот период в городском населении формируется новое сословие — интеллигенция, вызывающее наибольшие опасения у верховной власти, которая всячески препятствовала развитию этого слоя.С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианство. Иэясу поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам- разрешил торговать определёнными товарами только через конкретные порты (политика сакоку). Постепенно вводились все большие репрессии против христиан.Сёгунат запретил торговлю с Испанией в 1624г ,а в 1629 г. были казнены тысячи христиан. Наконец, в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.Вассалы владели наследуемой землёй, несли военную службу и присягали их господину. В связи с недовольством населения Японии контактами с иностранцами по всей Японии начались выступления против представителей Запада. Пытаясь восстановить мир в стране, сёгунат попытался закрыть порты для иностранных судов. Ответом на это стала разрушительная бомбардировка Нагасаки. На какое-то время Токугава удалось одержать верх в борьбе против объединенных войск крупных феодалов. Однако в битвах при Фуёими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунатской коалицией в январе 1868 года он потерпел поражение.