Понятие функций трудового права
Социальное назначение права в целом и его функций обусловлено сущностью и содержанием самого государства, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями и задачами, которые определяют основные направления деятельности государства, то есть его функции. Другими словами, характер функций права вообще и функций трудового права в частности неразрывно связан с характером функций самого государства[27]. Сам термин «функция» в юридической науке употребляется с целью раскрытия социальной роли государства и права. Трудовое право свою социальную роль выполняет посредством урегулирования, упорядочения общественных отношений, придания им должной стабильности, создания необходимых условий для реализации прав граждан в сфере труда и в конечном итоге нормального существования гражданского общества. В теории права с понятием функций права связано соотношение таких категорий как «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Если правовое регулирование – это упорядочение общественных отношений посредством правовых норм, то правовое воздействие отражает результат правового регулирования - психологическое, идеологическое влияние права на сознание и действия людей. Следовательно, правовое регулирование общественных отношений в сфере наемного труда является в то же время одной из форм правового воздействия на участников этих отношений. Основные направления воздействия трудового права на общественные отношения, которые в совокупности образуют предмет данной отрасли, и есть его функции. Содержание функций трудового права не может быть раскрыто с достаточной полнотой без уяснения их места в общей системе функций права. Система функций права самым непосредственным образом связана с системой самого права, в соответствии с элементами которой выделяются следующие группы функций: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, правовых институтов, норм права[28].
Необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления, прежде всего, таких внутренне присущих ему функций, как регулятивная и охранительная. Следовательно, трудовое право, как и любая иная отрасль, реализует общеправовые функции с учетом предмета и метода данной отрасли.
В то же время, трудовое право имеет цели и задачи, вытекающие из экономических, политических, социальных потребностей общества, которые не могут быть решены без «собственных» функций данной отрасли. К числу таких целей и задач Трудовой кодекс РФ относит: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей; создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Указанные цели и задачи не только обусловливают содержание функций трудового права, но и влияют на формы и методы их реализации, предопределяя конкретные направления правового воздействия на общественные отношения.
С учетом сказанного, можно дать следующее определение функций трудового права: функции трудового права – это основные направления правового воздействия данной отрасли на регулируемые общественные отношения, отражающие не только настоящее, но и будущее трудового права, реализация которых призвана достичь цели и обеспечить решение задач в сфере наемного труда, стоящих перед государством и перед трудовым правом.
§ 2. Классификация и содержание функций трудового права
Классификация функцийтрудового права основывается на их системе, которая, как уже было сказано, включает функции, свойственные праву в целом; «собственные» функции данной отрасли; функции правовых институтов и даже отдельных правовых норм.
Функции, присущие праву в целом, - регулятивная и охранительная реализуются в трудовом праве, как уже сказано выше, отражая специфику его предмета и метода.
Осуществление регулятивной функции проявляется в том, что посредством норм трудового права определяется праводееспособность и деликтоспособность субъектов отношений, регулируемых данной отраслью, закрепляется их правовой статус, предусматриваются соответствующие юридические факты, которые влекут возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, формируется содержание этих правоотношений. Кроме того, посредством регулятивной функции определяются основные способы правового регулирования отношений, входящих в предмет трудового права. К ним законодатель отнес сочетание государственного и договорного регулирования, тем самым закрепив необходимость публичных и частных начал, и, следовательно, применение одновременно как императивного, так и диспозитивного приемов регулирования, которые и отражают особый характер регулируемых трудовым правом общественных отношений.
Регулятивная функция трудового права – это обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия на общественные отношения, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на его субъектов.
Охранительная функция трудового права обусловлена необходимостью охраны общественных отношений, образующих предмет данной самостоятельной отрасли права. Охраняя эти отношения, трудовое право пресекает, запрещает действия, которые препятствуют их нормальному возникновению и функционированию, предусматривая за их совершение юридическую ответственность. Основное назначение охранительной функции связано с ее превентивной ролью – предотвращением нарушений норм трудового права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета[29].
Помимо общеправовых функций, о которых выше шла речь, трудовому праву, как уже говорилось, присущи и «собственные» функции. Их производный характер от функций государства обусловливает необходимость соответствия их экономического, социального назначения и содержания целям и задачам, которые стоят перед государством на каждом конкретном этапе его развития, а эффективность правового воздействия на общественные отношения в сфере труда определяется тем, насколько оно способствует наиболее полному решению таких задач. Изменение общественно-экономического устройства государства объективно повлекло изменение его роли, значения во всех сферах жизни общества, включая сферу регулирования общественного труда, который приобрел новое качество, трансформировавшись из труда социалистического в наемный труд. Соответственно изменилось и содержание прежних традиционных функций трудового права (экономической, социальной, защитной). Кроме того, четко обозначились тенденции появления у трудового права и новых функций. Это связано с новой ролью государства на современном этапе: с одной стороны, государство должно создать максимально благоприятные условия для подъема экономики, а, с другой, - проводить такую политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ).
Значение и содержание основных функций трудового права. Рыночная экономика, неотъемлемым элементом которой является рынок труда, внесла существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое положение их субъектов. Трудовое право, воздействуя на трудовые отношения, способно влиять на производственную силу – людей, формируя правовой механизм защиты интересов работников, и гарантируя каждому право на достойный труд и достойную его оплату.
С учетом сказанного, необходимо выявить, какие же функции характерны для российского трудового права на современном этапе развития государства и общества?
Прежде всего – это экономическая функция, прообразом которой в недалеком советском прошлом была производственная функция, однако содержание производственной функции в основном преследовало цель ориентировать рабочих и служащих на получение высоких результатов от общественного труда в виде обеспечения выполнения и перевыполнения плановых показателей на уровне страны в целом, отрасли и конкретного предприятия.
Содержание экономической функции принципиально иное и предопределено тем, что государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст.8 Конституции). Одной из целей государственной политики на современном этапе и в долгосрочной перспективе в развитии экономики, является, в частности, создание правовых условий, обеспечивающих: развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолевать структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу; сокращение нелегальной занятости; повышение мотивации к высокопроизводительному труду; гарантированность каждому работнику и его семье достойных условий жизни. Общеизвестно, что ни человек в отдельности, ни общество в целом не могут сохранять свою жизнеспособность, не потребляя соответствующие материальные и духовные блага, которые создаются в процессе общественного труда. Следовательно, основа экономики любой страны – это, прежде всего, созидательный труд людей. Именно поэтому Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.[30] в качестве вызовов предстоящего долгосрочного периода называет возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Однако, чтобы данный фактор стал основным, необходимо принципиально иное воздействие норм трудового права на регулируемые им общественные отношения, стимулирующее повышение качества рабочей силы и ее профессиональной мобильности, соответствующей потребностям экономики на современном этапе развития общественного производства, следствием которой должно стать сокращение неконкурентоспособных видов производства, возможность перераспределения работников по видам экономической деятельности, создание новых эффективных рабочих мест.
Содержание экономической функции трудового права обусловлено не только теми общими целями правового воздействия на общественные отношения, которые стоят перед государством, взявшим курс на переход к инновационной экономике. Не менее важна роль трудового права в обеспечении каждому человеку реализации его общепризнанного экономического права – права на труд. В юридической науке продолжаются дискуссии о том, к какой категории прав человека следует относить данное право – к экономическим или социальным правам[31]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, Европейская социальная хартия закрепляют право на труд как одно из важнейших социально-экономических прав человека: «каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом»[32]. Труд является основным источником благополучия подавляющего большинства людей, только труд может обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития человека, способствовать возникновению права собственности, которое является «материальной и личной гарантией сохранения свободы в сфере экономики» и «обеспечивает пространство для независимости и самореализации личности»[33].
Экономическая функция трудового права реализуется путем закрепления, с одной стороны, равного положения субъектов трудового отношения, а с другой – юридически обязательного подчинения каждого из них установленным правилам поведения в процессе совместного общественного труда; обеспечение права каждого работника: на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; использованием систем мотивации высокопроизводительного и качественного труда; наделения работодателя в целях достижения оптимальных экономических показателей правом осуществлять правовое регулирование трудовых отношений в установленных законом случаях на основе локальных актов и самостоятельно решать вопросы организации и управления трудом работников.
Реализация экономической функции осуществляется посредством норм таких институтов трудового права, как занятости и трудоустройства, трудового договора, профессиональной подготовки и обучения, рабочего времени и времени отдыха, дисциплины труда, заработной платы. Нормы указанных институтов призваны обеспечить: продуктивную занятость населения и вовлечение в экономическую деятельность социально незащищенных его слоев; свободный выбор рода занятий и добровольное вступление в трудовое отношение; непрерывное повышение уровня профессиональной подготовки, гарантирующее каждому конкурентоспособность на рынке труда; законодательное ограничение продолжительности рабочего времени, позволяющего в течение всей трудовой деятельности сохранять способность к производительному труду и «зарабатывать на жизнь собственным трудом». Трудно переоценить в реализации экономической функции трудового права значение норм такого института как «Заработная плата», поскольку его правовой механизм должен способствовать выполнению заработной платой как экономической категорией собственных функций: отражать справедливую цену рабочей силы на рынке труда, обеспечивать возможности воспроизводства рабочей силы, стимулировать заинтересованность в развитии производства и другие. Кроме того, соотношение доли расходов на оплату труда в стране с величиной ее валового внутреннего продукта, рассматривается экономистами как показатель степени эксплуатации наемного труда. Чем ниже цена рабочей силы, тем ниже уровень оплаты труда и, соответственно, ниже покупательная способность населения, которое рискует оказаться на уровне черты бедности или даже ниже этой черты. К сожалению, Россия на мировом рынке относится к странам с дешевой рабочей силой.
Особую роль в реализации экономической функции трудового права выполняет и такой институт как «Дисциплина труда». Это объясняется тем, что на современном уровне развития общественного производства, когда используются новейшие инновационные технологии и средства труда, позволяющие резко повышать производительность труда и получать более высокие результаты от экономической деятельности, дисциплина труда также превратилась в экономический фактор. Любой сбой в организации труда и нарушение общих правил поведения, как правило, приводит к экономическим потерям, к гибели и повреждению здоровья людей, уничтожению или порче материальных ценностей, девальвации ценностных ориентаций в отношении к труду.
Второй традиционной функцией трудового права признается социальная функция.В отличие от экономической функции, конечной целью которой является реализация экономических прав граждан в сфере наемного труда, назначение социальной функции – гарантировать каждому работнику реализацию его социальных прав. Данная функция специфичными для трудового права способами позволяет осуществлять в сфере наемного труда соответствующую функцию государства, которое на индустриальной стадии своего развития трансформируется в социальное. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство гарантирует охрану труда и здоровья людей, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 Конституции РФ). Социальная функция трудового права не тождественна его социальной роли, о которой выше говорилось, раскрывающей основное предназначение данной отрасли в регулировании общественных отношений, включая создание правовых условий и для развития экономики. В то же время социальная функция оказывает такое воздействие на регулируемые отношения, которое способствует реализации участниками этих отношений прав, называемых в международных актах и в национальном законодательстве – социально-экономическими правами. Экономическими признаются такие права, реализация которых позволяет человеку принимать участие в сфере производства и распределения имущественных благ, и самостоятельно обеспечивать себе и своей семье материальные условия существования, гарантирующие свободу в сфере хозяйственных и трудовых отношений[34]. Социальные права связаны не с производством материальных благ, а с их справедливым распределением[35]. Реализация социальных прав гарантируется экономическими возможностями государства.
Именно поэтому объективно необходимо тесное взаимодействие социальной функции с функцией экономической. Это взаимодействие необходимо для достижения поставленных целей и решения стоящих перед государством задач в сфере правового регулирования наемного труда. Социальная функция трудового права призвана обеспечить такое воздействие норм отрасли на регулируемые отношения, в результате которого все социальные права граждан, закрепленные в Конституции РФ, становятся для занятых в общественном производстве реальными, а не декларируемыми. К их числу относятся: право на достаточный уровень жизни; право на отдых; право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на образование; право на социальное обеспечение.
Реализация социальной функции осуществляется посредством применения целого комплекса норм трудового права. В частности норм: предусматривающих, что размер заработной платы не может быть ниже минимального, установленного федеральным законом, который в свою очередь не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; закрепляющих различные виды отдыха и их продолжительность, которые гарантируются каждому работнику. Это и нормы, определяющие статус безработного в целях его социальной защиты; устанавливающие правовой механизм создания здоровых и безопасных условий труда; нормы, дифференцированно регламентирующие трудовые отношения, одним из субъектов которых являются женщины, подростки, лица с ограниченной трудоспособностью, женщины-матери, другие лица, обремененные семейными обязанностями. Социальная функция реализуется и путем предоставления дополнительных прав тем, кто получает профессиональную подготовку, проходит переподготовку, повышает свою квалификацию, либо нуждается в переводе на более легкую работу в связи с состоянием здоровья, трудится в условиях, отклоняющихся от нормальных; закреплением права каждого работника на обязательное социальное страхование. По мере внедрения в общественную практику такого способа регулирования отношений как договорное, содержание социальной функции будет непрерывно обогащаться за счет расширения социальных возможностей, включаемых в трудовые договоры и социально-партнерские соглашения. Уже сейчас обычным становится предоставление работникам набора социальных благ за счет средств работодателя в виде «социального пакета».
Следующей традиционной функцией трудового права признаетсязащитная функция, содержание которой в определенной степени совпадает с содержанием такой общеправовой функции, как охранительная, однако не исчерпывается им. В учебной литературе защитная функция иногда отождествляется с социальной, либо не выделяется вообще[36]. В условиях рыночной экономики на стадии формирования рынка труда социальное значение защитной функции самого государства и соответственно трудового права резко возрастает. Разделяя позицию С.П. Маврина о том, что общая направленность защитной функции трудового права в целом и трудового законодательства в особенности состоит в охране человека труда от чрезмерной эксплуатации со стороны любого работодателя путем законодательного закрепления комплекса трудовых прав наемного работника и обеспечения ему некоего минимального стандарта социально-экономических прав в сфере трудовых отношений[37], в то же время полагаем, что только этим содержание указанной функции далеко не исчерпывается. Представляется, что для более конструктивного подхода к рассмотрению вопроса о значении и содержании защитной функции следует четко выделить ее основные цели и способы их достижения. В соответствии со ст. 1 ТК РФ такими целями являются: защита прав и интересов не только работника, но и работодателя. При этом защита работника осуществляется не только от чрезмерной эксплуатации со стороны работодателя, но и от его произвола, а защита работодателя от неправомерных действий (бездействий) работника. В зависимости от того, чьи права и интересы защищает трудовое право – работника или работодателя можно давать оценку эффективности соответствующего способа защиты.
Говоря о защите работника от чрезмерной эксплуатации со стороны любого работодателя, необходимо оценивать достаточность соответствующих правовых средств для такой защиты. В этом случае важное значение приобретают те нормы трудового права, которые устанавливают социальный стандарт условий труда, а основной гарантией защиты является запрет их ухудшать, по сравнению с предусмотренными законом. В случае включения таких условий в трудовой договор или социально-партнерские соглашения они не подлежат применению (ст.9 ТК РФ). Особое значение в этом стандарте приобретают нормы, закрепляющие общественно необходимую меру труда в виде установления максимально возможной продолжительности рабочего времени в сочетании с минимальной продолжительностью времени отдыха, которые для каждого работодателя являются строго обязательными. К сожалению, внятного социального стандарта в части защиты интересов работника от необоснованно низкой заработной платы ныне действующее законодательство не предусматривает. Минимальный размер оплаты труда, ниже которого заработная плата не может устанавливаться, декларируемый как государственная гарантия по существу таковой не является, поскольку до настоящего времени не действует норма о том, что его размер не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Защита работника от произвола работодателя осуществляется, во-первых, системой норм – запретов и, во-вторых, правовым механизмом защиты нарушенных прав. К числу норм – запретов относятся нормы, запрещающие: дискриминацию в сфере труда, привлечение к принудительному труду, необоснованный отказ в заключении трудового договора и требование от лица, поступающего на работу, документов, не предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами; устанавливать испытание при приеме на работу в случаях, прямо указанных в законе; заключать срочный трудовой договор в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок; перевод на другую работу без согласия работника и другие. Практически в каждом институте трудового права содержатся нормы-запреты, основная цель которых защитить работника от произвола работодателя.
Ко второй группе норм, применение которых обеспечивает реализацию защитной функции трудового права, следует относить нормы, закрепляющие правовые способы защиты прав работников в случае их нарушения. В основном это нормы, регулирующие индивидуальные и коллективные трудовые споры. В целях усиления роли защитной функции содержание ряда норм данной группы претерпело изменение, а также приняты новые нормы, расширяющие правовые возможности защиты прав работников. Так, например, работнику теперь предоставлено право на самозащиту, а также самостоятельно определить орган по рассмотрению спора и обратиться со спором сразу в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (ст.391 ТК РФ). Впервые выборному органу первичной профсоюзной организации предоставлено право обжаловать в суд локальный нормативный акт, принятый работодателем в случае недостижения согласия с этим органом (ст. 372 ТК РФ).
Третья группа норм, посредством которых осуществляется защита прав работников, - это нормы, предусматривающие юридическую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде, включая нормы об охране труда.
К четвертой группе относятся нормы, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми, по осуществлению государственного контроля (надзора), профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Нормы, регулирующие защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.
Защита прав и интересов работодателя, входящая в содержание защитной функции, обеспечивается нормами таких институтов как трудовой договор, материальная ответственность, дисциплина труда. Возможность применять соответствующие санкции к работнику, совершившему правонарушение, - это право работодателя, а не его юридическая обязанность. В целях защиты работника от произвола работодателя в случае их применения работодатель обязан выполнить определенную процедуру и сроки привлечения работника к ответственности.
Таким образом, защитная функция трудового права на современном этапе приобрела особую социальную актуальность и осуществляется посредством применения огромного массива правовых норм данной отрасли.
Одной из основных задач трудового законодательства на современном этапе является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Необходимостью решения этой задачи обусловлена потребность в такой новой функции трудового права каксоциального диалога.Реализация данной функции осуществляется нормами института социального партнерства, регулирующими коллективные отношения, тесно связанные с трудовыми: по организации труда и управлению трудом, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Особая роль и важное значение данной функции в условиях рыночной экономики очевидны: объективно непримиримые экономические интересы собственников средств труда и наемных работников постоянно создают социальную напряженность. В результате социального диалога возможно достижение «классового мира», который если не исключит, то, по крайней мере, смягчит угрозу сползания российского общества в состояние перманентной классовой борьбы, возникающей на основе того, что марксизм называл «противоречием между трудом и капиталом»[38].
В результате резкого роста смертности населения и существенного сокращения рождаемости, которые привели к прекращению расширенного воспроизводства населения, в стране актуализировалась демографическая проблема.Одной из основных экономических причин данного драматического процесса является крайне низкий уровень оплаты труда основной массы людей, занятых наемным трудом. Минимальные гарантии в сфере оплаты труда не обеспечивают прожиточного минимума даже одинокого трудоспособного гражданина и не позволяют удовлетворять потребности его семьи. Дети, рожденные в семье работника, - это будущая рабочая сила, однако главная причина вымирания России, как пишут ученые, состоит в том, что «в нынешних условиях рыночной экономики и постсоветского капитализма цена рабочей силы отказалась ниже величины, необходимой даже для простого воспроизводства населения»[39]. В связи со сказанным выше четко обозначилась объективная необходимость осуществления трудовым правом и демографической функции.Однако реализация данной функции станет возможной только после решения острейшей социальной проблемы повышения крайне низкого уровня оплаты труда и введения дифференциации ее минимального размера с учетом нетрудоспособных детей работника.
Рассмотренные выше функции являются основными. В процессе реализации они взаимодействуют, переплетаются, а их содержание обогащается, что в перспективе может привести к формированию единой консолидированной функции – функции достойного труда. Сегодня уже мировое сообщество приступает к реализации глобальной доктрины – доктрины достойного труда. Согласно Концепции достойного труда под ним понимается производительный труд, который одновременно является свободным, безопасным, справедливо оплачиваемым, развивающим и не принижающим достоинство человека. Все указанные признаки достойного труда из декларируемых станут реальными лишь при условии эффективного воздействия на трудовые и иные тесно связанные с ними отношения правовых норм, посредством которых сегодня осуществляются все основные функции, рассмотренные выше.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация функций права.
2. Обусловленность отраслевых функций функциями государства.
3. Классификация и виды функций трудового права.
4. Содержание каждой из функций трудового права.
5. Соотношение охранительной и защитной функций трудового права.
6. Международная доктрина достойного труда и трансформация функций трудового права России.
Глава 3.