Страховой стаж в пенсионном обеспечении
Согласно Федеральному Закону «О трудовых пенсиях» 2001 года страховой стаж[98] – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж. Страховой стаж необходим для возникновения права на трудовую пенсию[99] и в настоящий период практически не влияет на размер назначаемых пенсий[100].
Проблема ничтожности роли страхового стажа в пенсионном обеспечении вызывает общественно-политические дискуссии и, в частности, привела к отражению в программном государственном документе (Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации») нескольких идей по реформированию данного института. Так, в указанной Стратегии указывается, что целесообразно усилить зависимость приобретаемых гражданами пенсионных прав от их участия в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы. В этом случае размер пенсии будет поставлен в зависимость от количества отработанных гражданами лет и от их индивидуального заработка в течение всей трудовой жизни. Предлагается производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. С учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности страхового (трудового) стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств, - до 35 лет. Предлагается также увеличить продолжительность минимального страхового стажа, необходимого для вхождения в пенсионную систему в общеустановленном возрасте.
Если идею о большей обусловленности размера трудовой пенсии продолжительностью страхового стажа поддерживает большинство ученых правоведов и экономистов, то предложение Правительства РФ по увеличению минимального страхового стажа, дающего право на вхождение в пенсионную систему, до 15 лет (сейчас он равен 5 годам) вызывает обоснованные опасения. Повышать этот стаж вряд ли целесообразно, учитывая, что его продолжительность в пять лет установлена более 50 лет назад и гарантирует возможность получения трудовой пенсии. Надо также учитывать, что страховой стаж в пять лет является условием для назначения трудовой пенсии дополнительно к государственной пенсии, например кадровым военнослужащим. Государственным гражданским служащим доля трудовой пенсии может устанавливаться к их пенсии за выслугу лет за страховой стаж даже меньшей продолжительности. Кроме того, повышение минимальной продолжительности страхового стажа приведет к необоснованному использованию страховых взносов граждан, исключенных из системы пенсионного страхования, на выплату пенсий другим застрахованным, что несправедливо, поскольку страховые платежи, как уже неоднократно указывалось, это «отложенная» заработная плата каждого застрахованного на его будущее социальное обеспечение. Реализации данного решения может также породить требования о возврате пенсионных взносов, уплаченных за период трудовой деятельности до введения более высокого стажевого минимума[101]. Представляется, что законодателю следует очень осторожно и взвешенно реформировать институт трудового стажа в пенсионном обеспечении.
Общее правило о том, какие периоды включаются в страховой стаж, содержится в статье 10 Закона о трудовых пенсиях. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" указанные нормы этих актов признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3). В данном постановлении Конституционный Суд РФ признает их неконституционными в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию, Конституционный Суд РФ указал на то, что надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования – исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами – право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ. В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"[102] указывается, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Анализ статьи 10 Закона о трудовых пенсиях позволяет выделить следующие три[103] дополнительных условия формирования страхового стажа[104]:
1. В страховой стаж включаются только периоды работы и (или) иной деятельности. Из этого следует, что никакие иные периоды, кроме предусмотренных ст. 11 названного Закона, не подлежат включению в страховой стаж.
2. В страховой стаж включаются не любые периоды работы и (или) иной деятельности, а только те из них, которые выполнялись на территории Российской Федерации. Из этого следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, по общему правилу не включаются в страховой стаж, кроме двух случаев, прямо оговоренных в п. 2 статьи 10.
3. В страховой стаж включаются не все периоды работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации, а только те из них, которые выполнялись застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования гражданами РФ, а иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации [105].
Наиболее типичными примерами периодов, включаемых в страховой стаж, являются:
- работа по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также деятельность авторов произведений, получающих выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
- самостоятельно организованная работа «самозанятых» лиц (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
- период членства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.
Российское законодательство допускает добровольную уплату гражданином страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя. Однако факт такой уплаты не означает «покупки» страхового стажа. То есть, сама по себе уплата страховых взносов не образует периода страхового стажа. Необходимо сочетание всех четырех факторов[106] - должен быть период работы и (или) иной деятельности (1), выполненный на территории Российской Федерации (2) лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования (3), при условии, что за этот период уплачены страховые взносы в ПФР (4).
В страховой стаж не засчитываются периоды учебы, периоды нахождения в блокадном Ленинграде и некоторые иные периоды, которые включались ранее в общий трудовой стаж в соответствии с утратившим силу Законом «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года. Однако, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона о трудовых пенсиях, как уже говорилось выше, засчитываются также периоды, указанные в статье 11 этого Закона:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, также не более пяти лет в общей сложности.
При этом указанные периоды, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона о ТП.
Общий страховой стаж важен для приобретения права на трудовую пенсию по старости.Для назначения пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Закона о трудовых пенсиях, наряду с достижением возраста, требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет[107]. В то же время для назначения трудовых пенсий по инвалидности (статья 8 Закона) или по случаю потери кормильца (статья 9 Закона) продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет (важен сам факт, что лицо, признанное инвалидом, а также кормилец относились к числу застрахованных).