Отличие права от социальных норм первобытного общества
Если право понимать в неюрид. смысле, то право возникло до возникновения гос-ва. Это тот период, когда на смену господства природной необходимости и существующей неразличимости и нерасторжимости прав и обязанностей начинает приходить понимание свободы их поведения. Теперь каждый человек может сказать, что вот это он делать вправе в данном обществе, а такие-то варианты поведения являются его обязанностью.
Если право понимать в строго юридическом смысле, то его возникновение связано с деятельностью гос-ва. С этой точки зрения право возникает после или одновременно с возникновением гос-ва.
К моменту возникновения гос-ва, на завершающем этапе развития первобытного общества складывается достаточно эффективная система социальных норм, которую в науке принято называть «доправовой культурой». В этот период гос-ва еще нет, но есть право в неюридическом смысле.
Социальные нормы «доправовой культуры» явились основным источником права в юрид. смысле.
3 способа образования права:
1) Гос-во закрепляет соц.нормы первобытного обществав издаваемых им законодательных актах.
2) В процессе разрешения конкретных юридических дел выяснилось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела. В этом случае правитель на основе социальной нормы первобытного общества выносил юридически значимое решение и оно становилось прецедентом.
3) Этот способ был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы соц.нормами первоб. общества. Гос-во было вынуждено само разрабатывать нормы права и закреплять во вновь принимаемые законодательные акты (правотворческий способ).
Рассмотрение права в юридич.смысле позволяет выделить признаки по кот. оно отличается от соц.норм первобытного общества.
А) Право исходит от гос-ва, а соц.нормы первоб.общества складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени.
Б) Право охраняется специальными правоохранительными органами гос-ва, а соц.нормы первоб.общества охранялись мерами общественного воздействия, которые исходили от всего рода (изгнание из рода).
В) Право закрепляется в определенных формах (нормативно-правовых актах), т.е. формально определено, а соц.нормы первоб.общества «живут» в сознании людей и предаются вербально от поколения к поколению.
Г) Право является достаточно динамичным регулятором общест.отношений, в то время как соц.нормы первоб.общества по своей природе крайне консервативны, т.е. не подвержены быстрому и произвольному изменению.
Д) Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в соц.нормы первоб.общества такой различимости нет.
Таким образом, основное отличие права от соц.норм первоб.общества связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью гос-ва.
Общая характеристика теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, органической, насилия, психологической, марксистской.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Основатель: Фома Аквинский (1225 - 1274). В 1879 г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).
Суть: государство - продукт божественной воли, в силу чего гос. власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
«Минусы» теории. Умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на гос-во и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. Эта теория недоказуема, ибо построена в основном на вере.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Представители: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII в. Р. Фильмер, русский социолог Н.К. Михайловский и др.
Суть: люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства => государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.
Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.
Эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране.
«Минусы» теории. представители теории упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ
Представители:получила распространение в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.
Суть: Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
«Плюсы и минусы» теории: «+» порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти; глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.
«-» схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
Представители: обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Суть: Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
«Минусы» теории. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представители: распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.
Суть: государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.
«Минусы» теории:нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.