Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества

Исторически подтверждаемый факт — государство появилось примерно 5-6 тыс. лет тому назад (человек как разумное существо появился примерно 40 тыс. лет назад).

Государству как особой, специфической организации общества предшествовал первобытнообщинный строй, который Ф. Энгельс назвал «детством человеческого рода». Первобытнообщинная организация жизни людей — это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи (охоты, ловли рыбы, сбора ягод и т. д.).

В первобытном обществе была власть. Однако это особая власть. Это власть авторитета, старейшины, вожака рода, который был первым среди равных. Люди сами избирали его в качестве старейшины за его опыт, силу, храбрость и т. п. Он вместе со своими соплеменниками ходил на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда. В первобытном обществе власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Там было общественное самоуправление. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода. Даже вождь — это представитель рода.

Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором решались основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательными для всех. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, военачальника. Они осуществляли исполнительную власть, т. е. исполняли решения собрания. Важнейшая функция старейшины — организация жизни рода, руководство повседневной, хозяйственной и общественной жизнью рода, он рассматривал возникающие споры внутри рода и решал другие текущие дела. Должность старейшины имела общественный характер. И лишь на этапе разложения родового строя эта должность возвышает старейшину, выделяет его из общих рядов рядом льгот и полномочий. В процессе развития первобытного строя его отдельные роды объединяются во фратрии, а те — в племена, и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Тогда возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин (куда входили старейшины, вожди объединившихся племён) избирал вождя племени и других должностных лиц.

Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдуны, шаманы, священники, знахари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обычаев общины.

В первобытных обществах регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами, правилами. Это ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т. д.

Первым видом норм были ритуалы — форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество ещё не овладело речью. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определённых действий в определённой форме. Цель ритуала — внушить определённые чувства, побудить человека совершить определённые действия.

Обряды. Если ритуалы позволяли выразить довольно примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды — более тонкие регуляторы[1]. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т. д. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приёме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды захоронения. У разных народов они применялись по-разному. Но всегда отражали радость или печаль.

Мифы считаются одной из важнейших форм социального регулирования. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Обычай — правило поведения, складывающееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее правилом в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения очень длительное время. В настоящее время принято делить обычаи на положительные и негативные. В первобытном обществе все обычаи считались правильными и необходимыми. Например, обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами обиженного рода в отношении членов рода, к которому принадлежал обидчик.

В нормах первобытного строя ещё не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.

. Профессор А. Б. Венгеров считал, что правила (нормы) поведения в доклассовом обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А. И. Першица, имеют характер «мононорм», т. е. единых, ещё нерасчленённых специфических норм первобытного общества

Власть в первобытном обществе основывалась не на принуждении, а на семейном и родственном авторитете. Не было нужды в создании отдельного аппарата принуждения, насилия, управления

В нормах первобытного строя ещё не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.

Основные отличия права как регулятора общественных отношений от родовых обычаев заключаются в следующем. Право выражает волю и интересы не всего общества (как обычай), а волю господствующего класса или сил, стоящих у власти.

Нормы права санкционируются либо создаются государством и охраняются государством, а обычаи поддерживались всем родом, общественным мнением, традициями, авторитетом.

Санкции избавляются от религиозных элементов. При этом санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не жрецами и другими служителями культов.

Наши рекомендации