Сущность государственного вмешательства в рыночное ценообразование причины, цели и последствия

Воздействие государства на рыночное ценообразование

Содержание

Введение

1 Сущность государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Причины, цели и последствия

2 Формы, методы государственного вмешательства в ценообразование

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Механизм рыночной экономики действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Но иногда равновесие нарушается искусственно или в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, которые заинтересованы в поддержании монопольно высоких цен. Отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены в условиях рынка устанавливаются собственником или производителем товара. Однако, в случаях где рынок не может обеспечить оптимальное использование ресурсов, так как рыночные сигналы не эффективны, и, где рынок терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено формами государственного регулирования. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров и при определенных условиях. Государство устанавливает общие подходы и принципы к ценообразованию.

Государственное вмешательство в ценообразование в настоящее время является актуальной темой, так как государственное регулирование цен в условиях сложившейся современной российской экономики, с присущей ей свободной экономической деятельностью, является одним из важнейших механизмов по соблюдению государственных и общественных интересов.

Объектом исследования является процесс образования цен в рыночной экономике.

Цель - определить, роль и значение государственного вмешательства в процессы рыночного ценообразования.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1) выявить сущность государственного регулирования цен;

2) ознакомиться с формами и методами регулирования цен государством;

3) рассмотреть случаи государственного вмешательства в ценообразование и определить его перспективы.

4) рассмотреть государственное регулирование деятельности монополий.

Место и роль государственного регулирования в ценообразовании

Сущность государственного вмешательства в рыночное ценообразование причины, цели и последствия

Ценообразование - это процесс формирования цен, определения их уровней и соотношений. Цена - это одна из важных и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Существует две системы ценообразования: рыночное ценообразование, основанное на спросе и предложении и централизованное государственное ценообразование, основанное на установлении цен государственными органами. Государственное регулирование - это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования за счет прямого и косвенного воздействия на уровни, их соотношение и динамику цен с целью реализации выработанной экономической политики страны. В современной экономике воздействие на процессы ценообразования оказывает не только государство, но и предприятия - монополисты. Государством осуществляется ценовая политика, от которой зависит рыночная структура.

Политика цен - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов ценообразования, которая осуществляется для регулирования и контроля цен в народном хозяйстве и сфере торговли. Политика цен осуществляется на основе анализа практики и применяемых стратегий ценообразования, надзора за соблюдением требований государственной дисциплины цен и путем ограничения отрицательных последствий деятельности монополий. Ценовая политика входит в состав экономической политики государства и большую роль играет в рыночной экономике. Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия меняется. Необходимость государственного вмешательства в экономику вытекает, из особенностей функционирования самой рыночной системы, которая не может справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций, и не способна усилить целостность современных общественных систем, которые требуют институционального представления общих для всех интересов. Таким образом, целью государственного регулирования цен является создание условий, при которых согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. При осуществлении государственного регулирования цен государство решает определенный комплекс задач. Основными из них являются:

• защита населения от необоснованного роста цен;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• регулирование инфляционного роста цен;

• регулирование и контроль цен на продукцию монополистов;

• защита отечественных производителей продукции;

• создание необходимых условий для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции;

• поддержание приоритета цен на продукцию различных отраслей экономики и групп и видов товаров и услуг.

Исходя из цели государственного регулирования цен и задач, которые оно решает, определяются масштабы, методы и формы государственного регулирования. Они обоснованны интересами общественного развития: усилением эффективности и конкурентоспособности капитала и производства, развитием экономики, науки и техники, обеспечением национальной безопасности, места и роли страны в мировом хозяйстве. Государственное регулирование цен охватывает все уровни управления экономикой страны: федеральный уровень, региональный и муниципальный уровень, уровень предприятий и организаций. На федеральном уровне управление ценообразованием осуществляется по Российской Федерации в целом. В этом процессе задействована система государственных институтов, сложившихся за последнее время. На региональном муниципальном уровнях регулирующая система сформирована по типу федерального уровня. Отличие состоит лишь в номенклатуре регулируемых товаров, масштабах и организации механизмов регулирования. В организациях и на предприятиях цены формируются на основе рыночных отношений, исходя из требований рынка. Но и для организаций государство определяет, особую систему методов, которая определяет условия формирования цен. Известно, что рынок обладает механизмами саморегулирования. Но из практики видно, что он в редких случаях остается независимым от государства. Органы государственного управления не случайно вмешиваются в процесс ценообразования. Основными причинами государственного вмешательства являются нарушения в работе рыночного механизма, которые можно разделить на следующие группы:

- внешние экономические эффекты (экстерналии);

- общественные блага;

- монополизм.

Внешние экономические эффекты - это ситуации, когда издержки (выгоды) рыночных сделок падают на лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. В основном сюда входят ситуации так или иначе связанные с окружающей средой, а именно с ее загрязнением. В случаях внешних эффектов образуется неоправданное отклонение кривых спроса и предложения на данную продукцию. Когда внешние эффекты отрицательны, кривая рыночного предложения не учитывает часть издержек общества, из-за чего объемы производства и потребления увеличиваются, а цены уменьшаются, в этом случае наблюдается неэффективное использование ресурсов. В обратной ситуации, то есть при положительных экстерналиях, неоплаченные выгоды занижают платежеспособный спрос, а цены образуются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли не допотребляются. Проблема отрицательных эффектов могла бы быть решена рыночным путем, но при выявлении прав собственности на все ресурсы. Однако проблема заключается в том, что нулевые транзакционные издержки невозможны или установить и распределить права собственности невозможно. Из-за этого государственное вмешательство в такие ситуации оказывается неизбежным. Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов. Результатом отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этом направлении задачей регулирования отрицательных внешних эффектов является, корректирование объема предложения благ в сторону оптимального. Что бы решить эту задачу используются разные методы: стандарты по вредным выбросам; налоги как платежи за наносимый ущерб. Налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага. В этом направлении задачей регулирования положительных внешних эффектов является, корректирование объема потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то сущность регулирования данного эффекта приводит к понижающему воздействию на цену блага. Это увеличивает спрос на благо, а как следствие, и производство (предложение). Методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ.

Общественные блага - это блага, которые обладают следующими свойствами:

- неисключаемость;

- неконкурентность.

Производство и предложение этих благ частными производителями является невыгодным, а иногда и невозможным. Общественные блага в соответствии с их свойствами производятся государством или фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств государственного бюджета. В этих условиях сложной проблемой является определение объемов производства благ и затрат ресурсов которые им соответствуют, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Государственного участия требуют и проблемы распределения доходов. Рыночный механизм жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики.

Тенденция к монополизации также является важной причиной вмешательства государства в систему саморегуляции рынка, исходящая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов с одной стороны, и снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки с другой, создает противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Монополия является разрушительной для хозяйственной системы, и поэтому она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности, через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики. Государственное вмешательство в ценообразование регламентировано законодательно - правовыми актами государства. В настоящее время в России функционирует орган, специально созданный, для правового регулирования ценообразования.

Рыночное равновесие является неустойчивым состоянием. Внешними последствиями разрушенного равновесия цен будут очереди за товарами, социальная напряжённость и недовольство политической деятельностью правительства. При низких ценах спрос возрастает, и в отличие от цены, на него невозможно воздействовать принудительно, так как он бы вызвал тенденцию сокращения производства, сокращения предложения товаров из-за низких цен. Но возникающие при этом конкурентные силы - на стороне предложения или спроса, изменят объемы и цены по направлению к равновесному их уровню. Ситуацию рыночного равновесия на графике имеет следующий вид.

Сущность государственного вмешательства в рыночное ценообразование причины, цели и последствия - student2.ru

Рис. 1

Точка Е на рисунке - это равновесие спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат - точки равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Из этого следует, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики. При вмешательстве государства в рыночное ценообразование могут возникнуть дефицит или излишки продукции. На рисунке а) видно, что при установлении государством цены выше рыночного равновесия, оно пытается поддержать производство на высоком уровне, но в этом случае возникает избыток предложения. А на рисунке б) показано поддержание цен на низком уровне и следствием этого является дефицит предложения. Целью государственного регулирования является не допущение инфляционного роста цен из-за возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Так же важным при этом является достижение определенных социальных результатов, в том числе, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. Государственное вмешательство в рыночную экономику чаще сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже уровня рыночного равновесия спроса и предложения. Последствия такого вмешательства могут быть многообразными. Они наблюдаются в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что оказывает отрицательное влияние на общество. Контроль над ценами приводит к сокращению производства и к теневой экономике. После каждого государственного вмешательства в ценообразование, следуют определенные последствия. Исходя из практики государственного регулирования цен в России, видно, что данный процесс не может быть признан в полной мере эффективным для использования в рыночной экономике. Нередко регулировщики оказываются под воздействием крупных компаний, которые подлежат регулированию. Как следствие этого определяется целый ряд определенных проблем:

- сокращение производства товаров с регулируемыми ценами;

- завышение затрат по производству товаров с регулируемыми ценами;

- перенос затрат с нерегулируемых товаров на регулируемые.

Когда государство регулирует цены, оно подает неправильное направление товаропроизводителям, и многим из них приходится прекращать свое производство и уходить с данного рынка, а другие наоборот начинают производить не нужную продукцию.

Таким образом, факторы, препятствующие развитию свободного ценообразования, являются частью развитой экономики и могут быть устранены только вмешательством государства в процесс воспроизводства. Все ныне существующие развитые экономические системы являются системами, основанными на объективных законах рынка (спроса и предложения, конкуренции, свободного ценообразования и др.) и механизме государственного регулирования.

Наши рекомендации