Формы государственного вмешательства в ценообразование

В решении политических и социальных задач государство воздействует на спрос и предложение, применяя различные методы: ценовые и неценовые. Порядок и методы регулирования цен в РФ определены постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Имеется наиболее определенный набор форм и методов государственного регулирования. Методы в свою очередь делятся на метод прямого (ценового) воздействия на цены и метод косвенного (неценового) воздействия на цены.

Метод прямого воздействия государства на цены - это административное вмешательство государственных органов в формирование, применение цен и установление определенных правил и порядка ценообразования. При использовании метода прямого воздействия на цены, государство влияет на ценообразование напрямую или с помощью установления уровня цен и формирования отдельных элементов цены. Прямое вмешательство государства целесообразно в том случае, если ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Ценовой метод включает в себя различные формы государственного регулирования цен. Рассмотрим основные из них:

1. Общее замораживание цен. Является одним из методов защиты потребителей или производителей со стороны государства за счет установления твердых цен. Цены фиксируются по максимальному уровню для защиты потребителей либо по минимальному уровню для защиты отечественных производителей. Максимальные цены приводят к повышению спроса над предложением, это может стать причиной появления черного рынка. При минимальных ценах предложение превышает спрос, и в этом случае государству необходимо проводить закупки или ограничивать величину производства. Эта форма используется, когда темпы развития экономики признаются высоко инфляционными. Замораживание цен может использоваться в отношении отдельных товаров либо для определенного периода времени. Общее замораживание цен применяется государством очень редко, и только в экстренных случаях. Последнее замораживание цен в Росси было в 2007 году. Цены замораживали на социально значимые продукты. Это произошло из-за сильного роста инфляции, по официальным данным Росстата, в начале 2007 года инфляция в России составила 1,1 %, а по итогам 2007 года - 11,9 %.

2. Установление фиксированных цен. Фиксированная цена - это цена на определенные виды товаров и услуг, которая регулируется и устанавливаемая органами власти. Товары и услуги, с установленными фиксированными ценами, должны реализовываться именно по этой цене. Примерами могут быть цены и тарифы на продукцию добывающих отраслей промышленности, находящихся в государственной собственности, на электроэнергию с государственных электростанций, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы и т.д. В этом секторе более низкие цены по сравнению с частными секторами. Целью искусственно сдерживаемых цен и тарифов - является снижение издержек производства в частных хозяйствах и повышения национальной конкурентоспособности. Имея значительную долю предприятий в тех или иных сферах экономики, государство на основе поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен на их продукцию, влияет на уровень цен в целом по отрасли. Также данная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным покупателем и заказчиком, например, в строительстве, в производстве вооружений и других товаров для нужд армии. Здесь органы государственной власти устанавливают по договоренности с фирмами-производителями контрактные цены, становящиеся после базовыми для отрасли.

3. Установление предельных цен. Предельная цена -- это цена на определенные виды продуктов, которая регулируется и устанавливается органами власти в соответствии с верхним и нижним пределами, а также в виде «коридора» цен. Предельные цены могут быть максимально допустимыми или минимально допустимыми. Товары, на которые установлены предельные цены, реализуются по цене не выше предельно высокой цены или не ниже предельно низкие цены, установленного предела. Целью при установлении предельно высоких цен является недопущение необоснованного завышения цен на определенные группы товаров и услуг. При этом введение предельно высоких цен способствует предотвращению инфляционных процессов. Целью при установлении предельно низких цен является защита добросовестных отечественных производителей продукции, первоначально, от конкурирующих импортных товаров, а затем, от недобросовестных отечественных производителей, которые выпускают контрафактную и неучтенную продукцию. Так же установление предельно низких цен направлено на защиту малого, в некоторых случаях и среднего, предпринимательства от крупных организаций и организаций-монополистов. "Твердая цена" является определяющим признаком отнесения договора к контракту для государственных и муниципальных нужд. Если изменение условий контракта не предусмотрено Федеральным законом, то не соблюдение условий, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, считается административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность соответствующих должностных лиц государственного сектора.

4. Установление предельного уровня рентабельности. Предельный уровень рентабельности -- это максимальный размер рентабельности, который устанавливается органами власти и может быть заложен в цены на некоторые товары, услуги и работы. Предельный уровень рентабельности в основном устанавливается в процентах к полной себестоимости товара. При использовании данного метода государство ограничивает долю прибыли в составе цены, а уровень цены формируется производителем на основе учета рыночных факторов. Но доля прибыли в цене не должна превышать предельного уровня рентабельности, который был установлен органами власти. Целью данного метода является сдерживание роста цен на определенные группы продукции, установленные государством. Установление предельного уровня рентабельности наиболее используется в сфере ценообразования на продукцию организаций-монополистов. Так, например, Решением Совета депутатов, был установлен предельный уровень рентабельности на жилые помещения и услуги по водоснабжению. Уровень рентабельности на жилые помещения составлял 5%, а на услуги по водоснабжению 10,1%.

5. Установление предельных размеров посреднических надбавок. Под предельным размером посреднических надбавок понимается максимальный уровень посреднической надбавки, который установлен органами власти, в процентах к отпускной цене. Данный способ регулирования используется для сдерживания необоснованного завышения цен на социально значимые товары и способствует более справедливому соотношению вклада производителя и посредника в цене для конечного потребителя. Таким образом, регламентом комитета по тарифам и ценовой политике Государства был установлен предел размеров оптовых и предел размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, которые установлены производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на территории РФ

6. Декларирование (регистрация) цен - это обязательное представление хозяйствующими субъектами в государственные и муниципальные органы власти сведений о предполагаемом уровне цен на определенные виды продукции для заявительной регистрации. Государственные органы имеют право принимать решение о регистрации декларируемой цены или об отказе в ее регистрации. Продукция, на которую было введено обязательное декларирование, реализуется по цене не выше декларируемой с момента, когда цена была зарегистрирована. Виды продукции, которые подлежат декларированию, определяются решением органов исполнительной власти. К ним относится продукция организаций, которые занимают доминирующее положение на рынке. Декларирование цен является механизмом, контролирующим цены на продукцию организаций-монополистов, с целью профилактики их неоправданного повышения. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, на соответствующей географической территории, а так же определять механизм их установления. Применение предельного уровня таких надбавок и наценок распространяется на весь объем товаров, которые реализуются на данной территории.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если уровень цены превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, которая получена от реализации товаров по ценам, выше рекомендованных.

Метод косвенного (неценового) воздействия государства на цены - это воздействие государственных органов исполнительной власти не на сами цены, а на факторы, которые влияют на них. Косвенное регулирование осуществляется при помощи учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот. К Методам косвенного регулирования цен относятся: антимонопольное законодательство; установление налогов и налоговых ставок; регулирование денежного обращения и кредита; регулирование государственных расходов; политика государственных инвестиций.

Используя эти методы государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному росту цен в масштабах всей экономики. Методика косвенного регулирования цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, с помощью субсидирования и дотаций из бюджета. Льготное кредитование осуществляется с целью разработки и создания новых видов продукции. Оно снижает затраты на производство, в результате чего стабилизируются и снижаются цены для потребителей. Государственное субсидирование используется для поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики предприятий, которые находятся в состоянии реконструкции или кризиса. Это оказывает влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости. Субсидирование цен осуществляется с помощью системы компенсационных выплат производителям конкретного вида товара, для того что бы возмещать потери от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства или не приносящим необходимого доход. Для косвенного регулирования цен, государство так же разрабатывает различные мероприятия и программы. Например, создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства; правительственные программы по развитию производства товаров народного потребления; увеличение жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований; государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций; эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин, с целью стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которым в стране дефицит или она предназначена для социально незащищенных групп населения. Кроме применения различных элементов экономической политики государства, в состав неценового метода входят: система стандартизации, квотирования, лицензирования и другие.

Таким образом, в современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия на экономику. Растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, повышаются налоги, имеет место система государственного предпринимательства, значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности и регулирует ценообразование.

В общем выводе по главе можно сказать, что в рыночной экономике предпочитаемым является косвенный метод государственного регулирования цен. Если государство не будет вмешиваться в регулировании цен, то могут разрушиться основы экономики, из-за чего государство потеряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий, при этом, станут достаточно неустойчивыми. И, наоборот, если государство будет чрезмерно вмешиваться в регулирование цен, то рыночные механизмы сильно ослабеют, и появится вероятность потери рыночных ориентиров. Подробное воздействие государства на цены и на рыночную экономику я рассмотрю в следующих паранрафах.

Заключение

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование обычно сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивами такого вмешательства являются социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и многое другое. Но не было случаев когда удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Факторы, которые препятствуют развитию свободного ценообразования, являются частью развитой экономики и устраняются вмешательством государства в процесс воспроизводства. Предпочитаемым является косвенный метод государственного регулирования цен. Если государство не вмешается в регулировании цен, то оно потеряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а финансовое положение многих предприятий, при этом, станут достаточно неустойчивыми. Или, наоборот, при чрезмерном вмешательстве рыночные механизмы сильно ослабеют, и появится вероятность потери рыночных ориентиров. Исходя из практики государственного регулирования цен в России, можно сказать, что данный процесс не может быть признан в полной мере эффективным для использования в рыночной экономике. Потому что, государство подает неправильное направление товаропроизводителям, и многим из них приходится прекращать свое производство и уходить с данного рынка, а другие наоборот начинают производить не нужную продукцию. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, особенно при длительном их применении имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. В заключение хотелось бы отметить, что правительство старается принимать инициативы, которые способствуют развитию конкуренции, и стремится сократить участие государства в работе рынков. Но по сравнению с Украиной, России нецелесообразно воздействовать на цены, путем собственного вмешательства, так как это приводит к обратным процессам, разрушающим экономику. Что касается монополистических предприятий, то можно сделать следующий вывод, министерство по антимонопольной политике должно на основе российских законов проводить политику недопущения формирования новых монополий. И принимать радикальные меры по регулированию их деятельности. Так как высокий уровень монополизации имеет резко отрицательное влияние на экономику:

1. монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль.

2. монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продукцию.

3. при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем.

4. монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса.

5. монополии навязывают партнерам дискриминационные условия договоров, могут изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита. Монополии практикуют предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен. Они могут навязывать покупателям принудительный ассортимент в качестве условия реализации товара. Именно по этим причинам монополии требуют особого внимания к себе.

Список литературы

I Официальные документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

2. Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI , который вступил в силу с 03.08.2012 г.

3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.06.2012)

"О естественных монополиях"

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

4. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебное пособие, 2010 год.

5. Лобачева Е. Н. Экономическая теория. 2012 год.

6. Когденко В. Г. Экономический анализ. 2011 год.

III. Статьи из периодических изданий:

7. «Кризис закончился но не забудется» // "Российская Газета" - Федеральный выпуск №5344, 2010.

8. Шмырова Н.В. Государственное регулирование естественных монополий в России // Государство и бизнес - 2012, -№5(203)

9. Малкина М. Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России// Экономический анализ: теория и практика - 2012, №12 (267)

IV. Интернет-ресурсы:

10. Официальный сайт Госкомстата. - www.gks.ru.

11. Электронный журнал «ГосМенеджмент» - 2012, 10 № 10. - http://gosman.ru/finans?archive=130

12. Интернет газета «Дни.ру» - http://www.dni.ru/economy/2010/8/31/198114.html

13. Макроэкономика и финансы - http://www.macro-econom.ru/economs-500-1.html

14. Инновационное юридическое сопровождение - http://www.lawsynergy.ru/alerts/alert_2010feb16.html

15. Законодательство стран СНГ - http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16401

16. РИАНОВОСТИ - http://ria.ru/economy/20100831/270686680.html

Наши рекомендации