Формирование системы управления в годы правления Ивана III и Василия III
Перед вступившим в 1462 году на Московский великокняжеский престол Иваном III стояли три взаимосвязанные задачи. Ему предстояло завершить политическое объединение земель вокруг Москвы; обрести полный суверенитет, окончательно освободившись от ордынского ига; провести изменения в государственных и правовых сферах, приспосабливая их к принципиально новым условиям единого Русского государства. Следует подчеркнуть, что если первые две задачи были знакомы властным элитам, получив соответствующее идеологическое и практическое обоснование задолго до начала княжения Ивана III, то последняя задача оказалась совершенно новой. Она не была даже осмыслена на теоретическом уровне, не говоря уже о понимании способов и методов ее достижения. Это обстоятельство определило одну из особенностей государственного строительства — доминирование практики. Власть чаще всего двигалась методом проб и ошибок, стараясь не выходить за рамки привычных представлений и институтов. Стратегическое более реализовалось в конкретных делах, продиктованных насущными политическими задачами или сиюминутными задачами административного строительства. Повседневность — вот что преобладало в решениях политиков-практиков. Отсюда — частые откаты, колебания, нередко объяснявшиеся личными свойствами правителя.
Формирование государственной территории при Иване III (1462—1505) и его сыне Василии III (1505—1533) происходило впечатляющими темпами. Разнообразны были и формы вовлечения княжеств и земель в орбиту политического влияния московских правителей — от полного подчинения, подданства, до
установления неравных договорных отношений и патроната, когда удельные князья низводились до положения служебных князей с обязательством московского государя «кормити на службу». В первой половине 60-х годов была ликвидирована независимость Ярославского великого княжения; контроль над великим князем рязанским был дополнен его браком с сестрой Ивана III.
В 70-е годы в результате нескольких военно-политических акций утратил свою самостоятельность Великий Новгород. Поскольку государственное устройство Новгорода принципиально расходилось с московским, то его присоединение сопровождалось упразднением вечевых институтов власти (1478 г.). Впрочем, позднее, в случае с Псковом, московские князья продемонстрировали способность к известной толерантности. Они на время примирились с псковскими вечевыми порядками, ограничившись тем, что поставили местное самоуправление под жесткий контроль великокняжеских наместников.
Разность в подходах определялась остротой противостояния и политической ситуацией. Псков был подчеркнуто лоялен к Ивану III. Новгород демонстрировал непостоянство, готовность на открытое противостояние в условиях обострения отношений с Большой Ордой и Великим княжеством Литовским. Упразднение Новгородской республики — выражение не только противоположности вечевого и монархического начала как двух разных типов государственности, это еще и решение, продиктованное политической целесообразностью, стремление консолидировать силы в канун решительных столкновений.
В ходе войны с Новгородом была присоединена территория Великой Перми (1472 г.). В 1474 году Иван III купил оставшуюся часть Ростовского княжества. То была последняя купля московского князя в истории объединения земель.
В 80-е годы последовало упразднение целого ряда уделов, во главе которых стояли братья и родственники Ивана III. В 1485 году настало время Тверского княжества, некогда самого могущественного соперника Москвы. Изнемогая в неравной борьбе, тверской князь Михаил Борисович попытался опереться на Литву. Политические шаги «молодшего брата» —-а именно в такой плоскости к этому времени выстраивались московско-тверские отношения — дали Ивану III основание для вмешательства в дела княжества. Поход московских ратей к городу привел к бегству последнего тверского князя в Литву и переходу на сторону Ивана III тверских бояр. В итоге Тверь вошла в состав Российского го-
сударства с сохранением известной автономии: наследник Ивана Ш и племянник Михаила Борисовича, князь Иван Иванович Молодой, был объявлен великим тверским князем. В его распоряжении осталась боярская дума, государев двор, корпорация тверских служилых людей. Позднее автономный статус Твери был упразднен.
В 1489 году в состав Российского государства вошла Вятка, в 1499-м — Югра (Югорская земля). В начале 80-х годов белозер-ско-верейский князь Михаил Андреевич, один из немногих, кто сумел сохранить свой удел, взял обязательство передать после смерти свои владения Ивану III.
В последующем основные территориальные приращения оказались связанными с целой чередой русско-литовских войн, которые вели Иван III и его сын Василий III. В середине 90-х годов по договору с Литвой к Москве отошли Верховские княжества*: Новосильское, Воротынское, Одоевское, Перемышльское и другие. В последние годы жизни Ивана III к Москве отошла Северская земля, а в 1514 году — Смоленск и Смоленское княжество. В 1510 году утратил свою автономию Псков, в начале 20-х годов было упразднено Рязанское княжество, давно уже находившееся в орбите влияния московских князей.
Объединение земель — одно из главных условий возрастания власти московского князя. Ведь в вотчинном государстве размеры территории находились в прямой взаимозависимости с могуществом его правителя. Вполне естественно, что накопление земли становилось навязчивой идеей потомков Александра Невского, и в первую очередь Ивана III, одолевшего всех в этом длинном и жестоком состязании московских князей.
Для понимания судеб российской государственности важна не только история формирования ее территории, но и как те или иные регионы вошли в состав Московской Руси. Доминировало насилие (войны, военные и политические акции), в результате которых удельные князья низводились до ранга подданных, а окружавшая их элита утрачивала связи с родовыми гнездами. Крайнее проявление подобной политики — насильственное переселение в 80-х годах новгородского боярства и житьих людей в центральные и южные уезды. В результате этой акции потенциально оппозиционные силы утратили экономическую самостоятельность и превратились в обыкновенных служилых людей. Пребывание на новом месте диктовало им совершенно иную модель поведения, ориентированную на пол-
Так назывались княжества, расположенные в верховьях Оки.
ное послушание великому князю. Такой ход объединения земель экономически и политически ослаблял аристократию. Сколь ни велики были в отдельные моменты ее амбиции, возможности формирующейся элиты были совершенно недостаточными, чтобы что-то реально противопоставить власти московского князя.
Вторая половина XV — первая треть XVI века — важнейший этап в формировании государственной территории Московской Руси. За относительно короткий срок территория Российского государства увеличилась более чем в шесть раз: с 430 тысяч квадратных километров (1462 г.) до 2 миллионов 800 тысяч квадратных километров (1533 г.). Понятно, что Московское княжество давно уже переросло размеры обыкновенного княжества и было вполне соизмеримо с обширным царством. На севере территория государства простиралась до Ледовитого океана, на северо-востоке — до Уральского хребта. Западные границы шли по линии Чудское озеро — верховья Западной Двины, Днепра, Оки. Самыми неопределенными оставались южные и юго-восточные границы. Они терялись в так называемом Диком поле и тянулись по территориям современных Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской областей.
Обширность и разнородность территорий ставили перед московскими правителями целый ряд первостепенных задач, включавших защиту и освоение новоприобретенных земель. Последнее означало утверждение на местах московской администрации и новой налоговой системы.
Существенно изменялся с образованием Русского государства и геополитический «ландшафт» Восточной Европы. В регионе кардинально перестраивалась вся система международных отношений, на одном из полюсов которой появилось сильное Московское государство.
Необходимое условие для успешного государственного строительства — обретение суверенитета. В 1480 году знаменитое «стояние на Угре» покончило с зависимостью от Большой Орды. Попытка хана Ахмата восстановить в полном объеме выход и связанные с ним отношения подданства окончилась провалом. Иван III освободился от унизительной роли ханского «улусни-ка», решив таким образом еще одну труднейшую задачу, стоявшую перед ним и его предшественниками.
Важно отметить, что с достижением независимости угроза со стороны государств — наследников Золотой Орды (в первую очередь Казанского и Крымского ханств), не была ликвидиро-
вана. Уместно говорить о некой ее трансформации, диапазон которой — от разбойничьих набегов до территориальных и суверенно-политических претензий правителей Казанского и Крымского ханств. Это не могло не наложить свой отпечаток на историю государственного строительства. На протяжении XVi_XVII веков административная политика на юге и юго-востоке подчинялась прежде всего военно-политическим задачам. Возникавшие города на юге и юго-востоке выполняли в первую очередь военно-оборонительные функции. Соответствующим образом формировались и задачи, стоявшие перед местной властью.
С возникновением Русского государства перед властью вставали принципиально новые по своему содержанию и масштабам задачи. Реализуемые во властной сфере, они, в свою очередь, настоятельно требовали поиска и выстраивания оптимальной структуры государственно-политического и административно-территориального устройства.
Создатели Российского государства строили его как некую вотчину московских князей. При этом само единство государства рассматривалось как единство княжеств и земель, сошедших под высокую руку московских правителей. В представлениях современников Московская Русь — некая сумма земель, сосредоточенных в руках племени Калиты. Книжники называли московских князей «христианскими царями Русьских стран». Даже после превращения Московского княжества в царство этот взгляд влияет на формирование государственных институтов.
Само государственное строительство изначально приобретало централизованную направленность. Такой вектор развития был предопределен множеством факторов. Исторически сложилось так, что власть северо-восточных князей имела ярко выраженную авторитарную парадигму. Превращение великого князя в ханского держателя-«улусника» привело к восприятию идеологии и практики восточного (азиатского) типа власти. Северо-восточные князья оказались прилежными учениками, быстро перенесшими на свою почву восточный характер взаимоотношения с подданными. В XV—XVI веках идеология и психология власти и социума, сложившаяся политическая традиция, шире — сам цивилизационный код — способствовали формированию самодержавной власти, которая стягивала власть в центре и выстраивала ее по строгой вертикали. В глазах власти и элиты централизованное государство было наиболее эффективным способом мобилизации всех ресурсов для
ответов на вызовы времени. Одновременно такое строение государства было адекватно существующим представлениям о должном: государство есть не более чем огромная вотчина, которая должна управляться единым и полновластным владельцем — московским князем.
Важным властным институтом был двор великого князя (государев двор). С упразднением удельной системы двор московского князя переживал важные изменения. Внутри двора происходила структуризация элит общества. Огромное значение во взаимоотношениях великого князя с аристократией, а также внутри аристократии приобретает формирующийся институт местничества. Существенно и то, что видоизменяются и усложняются функции членов государева двора. Отныне придворный по воле великого князя московского выполняет общегосударственные — военные, дипломатические, судебные, административно-управленческие — функции. Четкого расчленения между частным и публичным, придворными и государственными функциями еще нет. Таким образом, можно утверждать, что центральный административный аппарат «вырастал» из государева двора.
Особенно это положение касается двух ведомств дворца, сфера деятельности которых уже в конце XV столетия начинает приобретать общегосударственный характер. Это великокняжеская казна и собственно двор, занятый управлением княжеского хозяйства. Призванные содержать двор, обеспечивать поступление налоговых средств и организовывать службу, включая назначения, кормления, оборот земель и т.д., эти ведомства постепенно сосредоточили в своих руках важные управленческие, распорядительные, судебные и контрольные функции. Но это же сосредоточение стало условием специализации и постепенным выделением из казны и двора специальных учреждений.
Усложнявшиеся задачи требовали появления людей, для которых управление — профессиональное занятие. В середине XV века источники упоминают казенного дьяка, который заведовал княжеской казной и следил за регистрацией доходов и расходов. Спустя два десятилетия рядом с дьяком появляется подьячий — зримое свидетельство разрастания объема дел. Проходит еще четверть века, и из казны вырастает целое учреждение — Казенный двор во главе с казначеем и штатом служащих. Поскольку Казенный двор, выполнявший функции дворцовой канцелярии, стал руководить внешней политикой, из него выделяется повытье, ведавшее посольскими делами.
В силу специфики это повытье обособляется — его деятельность мало схожа с деятельностью других административно-хозяйственных повытий-столов казны. Позднее из этого повытья вырастет Посольский приказ.
Подобно казне, под напором многочисленных административных забот дворцовое ведомство со временем также преобразовалось в Приказ Большого Дворца. Таким образом, с деятельностью казны и двора связано становление профессиональных управленцев, дьяков и подьячих — приказных людей.
Центральное место в государевом дворе принадлежало Боярской думе. В условиях формирования единого государства значение ее возрастает. Она превращается в постоянный совещательный орган. Боярский чин приобретает высший статут. Ведь отныне боярство — удел немногих и связан не с общей принадлежностью к элитарным слоям дворянства, а с пожалованием великого князя, с правом участия в великокняжеском совете.
По воле великого князя в думу могли входить влиятельные дьяки. Со временем дума стала центром объединения аристократической и политической элиты (это не значит, что данные понятия всегда совпадали).
Полномочия и функции думы не были определены правовыми нормами. Они диктовались традициями, политическими представлениями и менталитетом, масштабами личностей государя и его думского окружения. Для аристократических обладателей высших думных чинов дума — возможность реализовать свои соправительствующие претензии. Диапазон последних по мере становления государства расширялся. Дума — «совет бояр наших» — превращалась в высший законосовещательный, судебный и распорядительный орган, в сфере которого находился широчайших круг вопросов. Однако все эти функции она могла исполнять по воле и с согласия великого князя.
Но этим не ограничивалось значение двора. Ему принадлежали важнейшие функции, связанные с местной властью. «Вплоть до реформ 50-х и 60-х годов XVI в., — отмечал известный историк Н. Е. Носов, — общий контроль над системой местного управления осуществлялся не кем иным, как дворцовыми ведомствами... которые сосредоточивали в своих руках почти все основные отрасли государственного управления»'. Другой вопрос, что возможности государева двора в этой сфере административного строительства оказались еще более ограниченными, чем при создании центральных органов управле-
2 Административно-территориальное устройство России
ния. В этом, между прочим, одна из причин того, что первые реформы в сфере местной власти оказались более глубокими и масштабными.
Государство и органы его управления «вырастали» из государева двора. Это хорошо видно на примере эволюции как центрального, так и отчасти местного управления. В административном смысле территория страны включала в себя территории, входившие в состав дворцового хозяйства, и «черные» податные волости и города. В города московский князь направлял наместников, власть которых распространялась и на тянувшиеся к городу населенные пункты и земли — уезды, пятины, станы. В волостях управление сосредоточивалось в руках волостелей. Наместники и волостели получали города, станы и волости в управление с правом «кормления», то есть сбора в свою пользу определенных поборов и пошлин.
Население, проживавшее на территории дворцовых земель, находилось под началом посланного из дворца путного* боярина. Таким образом, система местного управления представляла собой сочетание «путей» и «кормлений». Власть наместников распространялась на «черные» земли, путных бояр — на дворцовые. Следует отметить общее, роднившее оба типа управления, — власть на местах сосредоточивалась в руках представителей великокняжеской власти, присланных из центра.
Главная фигура на местах — наместники и волостели. Полномочия наместников разнились. Самыми широкими полномочиями обладали наместники с правом боярского суда, то есть суда последней инстанции. Полномочия и привилегии наместников оговаривались в Уставных грамотах. Здесь же определялись виды и размеры положенных им государственно-корпоративных отчислений — почестей, подношений, судебных, торговых, свадебных пошлин.
С формированием великокняжеского двора право на кормление в основном узурпировали его члены. Провинциальные служилые люди оказались вне системы кормлений и должны были ограничиться такой формой вознаграждения, как земельное и денежное пожалование. Это создавало напряженность внутри дворянского социума, разделенного на группы разного статуса и престижности. Местное городовое дворянство было недовольно тем, что оказывалось в сфере юрисдикции кормленщиков. Напряженность возникала и в системе управления: наместник не имел широкой опоры на местах.
От слова «путь», означавшего одно из дворцовых ведомств.
Ситуация усугублялась тем, что перед кормленщиком открывались широкие возможности для произвола. О многочисленных случаях злоупотреблений в свое время писал знаменитый дворянский публицист Иван Пересветов. Он жаловался, что «велможи царьския на городех и на волостех» не только не творят правый суд, но и используют в своих интересах преступников — «лихих людей». Не молчали и официальные документы, свидетельствовавшие о случаях сговора наместников с «по-клепцы» (ябедниками)2. Это побуждало местных жителей требовать усиления контроля за деятельностью наместников и волостелей.
Давление было не бесполезным. Власти готовы были использовать посадские и крестьянские общины-волости для контроля за деятельностью кормленщиков. Уставные грамоты требовали обязательного присутствия на суде наместника представителей «мира» — «сотских», «добрых людей», «старост» и «целовальников». Одновременно в уставные и таможенные грамоты вносились положения, строго фиксирующие размеры поборов, таможенных и судебных пошлин. Однако эффективные механизмы ограничения злоупотреблений кормленщиков и их тиунов не были найдены.
В этой связи понятны причины, побудившие правительство в первые десятилетия XVI века ввести институт городовых приказчиков. Городовые приказчики назначались правительством из числа местных городовых дворян и подчинялись центральным органам власти — сначала двору и казне, затем — приказам. Компетенция городовых приказчиков была достаточно ограниченна: расклад и исполнение населением повинностей; сбор некоторых видов налогов; полицейские функции. Обязаны были приказчики участвовать и в наместничьем суде. Появление городовых приказчиков симптоматично: здесь ощутимо не только стремление ограничить власть наместников и волостелей. Идет поиск институтов, способных заменить кормленщиков3.
Растущие государственные потребности получали самые разнообразные выражения. Одно из самых ощутимых и обременительных для населения — возрастание тяглового гнета. Увеличилось количество судебных пошлин и штрафов, разновидностей налогов и повинностей в пользу государства. Институт кормленщиков не был приспособлен для эффективного решения финансово-податных задач. В этих условиях власть обратилась к «эксплуатации» общин. На «миры» были возложены тягловые функции — разверстка, исполнение разнообразных повинностей,
сборов. Выполнение подобных задач, в свою очередь, потребовало известного перераспределения административных функций, наделения общины правами для выстраивания отношений с наместниками и волостелями. Территориальная единица — великорусская волость во главе с выборным «сотским» — оказывалась включенной в низшее управленческое звено централизующегося государства. Последствия для власти и общины были достаточно противоречивы. «Огосударевание» общины означало возрастание ее зависимости от власти.
Что способствовало упрочению и централизации власти? Несомненно, первые шаги по созданию единого «правового поля». Первая попытка бьша связана с принятием Судебника 1497 года. Судебник представлял собой попытку унификации процессуального права и судопроизводства, упорядочивания функционирования судебных органов в центре и на местах. Однако исторически сложилось так, что управление и суд на местах по-прежнему осуществлялись на основе уставных наместнических грамот, более удачно соединявших общегосударственные нормы с местными традициями. Подобное положение в сфере наместнического управления отчасти свидетельствовало о том, что нормы Судебника опередили свое время.