Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора
Тема 1. Общественный сектор экономики: понятие, структура, ресурсы
1. Общественный сектор. Институциональные формы организации общественного сектора. Ресурсы общественного сектора.
2. Государство и рынок: вопросы оптимального соотношения. Участие государства в экономической жизни.
3. Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, доходов и ресурсов.
4. Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.
5. Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора.
6. Государственные и муниципальные предприятия: их особенности.
7. Государственные учреждения и частные фирмы: общие черты и различия. Приватизация: её преимущества и ограничения.
Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора
Общественный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, которые полностью или частично принадлежат центральным или местным органам государственной власти и используются государством для выполнения экономических, социально-культурных и политических функций. Основой общественного сектора экономики является государственный сектор.
Общественный сектор является ресурсным комплексом экономики, который находится в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Вся совокупность ресурсов, которые находятся в непосредственном распоряжении государства, образуют общественный сектор национального хозяйства.
Общественный сектор – это достаточно сложное образование, которое в значительной степени имеет пересечение с государственным сектором.
Общественный сектор представляет собой часть экономического пространства, в которой:
1. рынок не действует или действует только частично, а, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности;
2. производятся, распределяются и обмениваются не частные, а общественные блага;
3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями.
В состав общественного сектора входят:
ü бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
ü внебюджетные фонды, Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.
Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).
К экономическим относятся:
- Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
- финансовые фонды поддержки отраслей;
- инвестиционные фонды и др.
ü государственные предприятия, и другие объекты государственной собственности. Государственное предприятие (ГП) — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. При этом следует знать, что не все государственные предприятия ориентированы на производство общественных благ. Так, например, не относятся к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция производства, которых служит рыночным товаром.
Кроме названных, выше институтов, к общественному сектору можно отнести и негосударственные некоммерческие организации. Такие организации функционируют в сфере, где рыночные механизмы не действуют или действуют неэффективно, и не ориентированы на получение прибыли. Если некоммерческие организации получают прибыль, то она направляется на достижение уставных целей, закрепленных Уставом организации. Решающим отличием некоммерческих организаций от государственных организаций и предприятий является то, что они создаются на добровольных началах, а деятельность их исключительно независимая от всех внешних структур. Некоммерческие организации характеризуются открытостью в своей деятельности и ответственностью перед потребителями услуг. Иногда некоммерческие организации получают часть регулирующих функций, выполняемых государством.
К общественному сектору относятся и финансовые средства, в связи, с чем особую роль среди элементов общественного сектора выполняют государственные финансы: государственный и местные бюджеты, их доходы и расходы.
2 Государство и рынок: вопросы оптимального соотношения. Участие государства в экономической жизни.
Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизни, признается экономистами наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает:
ü эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством;
ü экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей; в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна;
ü рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним;
ü рынок может успешно функционировать при весьма ограниченной информации; основную информацию в рыночной системе несут цены;
ü рынок обеспечивает оптимальное использование достижений НТП; в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведениями; рынок способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции.
Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти неоптимальные или нежелательные решения – не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» - «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть то, что:
ü рыночная система воспроизводит значительное неравенство в распределении доходов;
ü рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
ü рынок не способен устранять так называемые «внешние эффекты», например, не решает экологические проблемы;
ü рынок либо не производит, либо производит в недостаточном количестве общественные блага, (примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры);
ü рыночная система не обеспечивает полную занятость экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; рынок подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями;
ü в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); отдельные предприятия с целью максимизации прибыли могут пойти на сговор и объединить свои капиталы для обеспечения господства на рынке и контроля над ценой;
ü рыночная система не способна ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.).
ü рынок порождает асимметричность информации. Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация[1].
Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т.е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берёт на себя государство. Кроме того, государство является инициатором и проводником разного рода экономических преобразований и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.
К сведению. Объективный подход к исследованию функционирования современных экономических систем смешанного типа требует упомянуть и о недостатках государственного регулирования, порождаемых спецификой и природой такого экономического субъекта, как государство. Речь идет о так называемых «провалах» государства, когда государство (через государственные органы) принимает решения нежелательные или неоптимальные с точки зрения общественных интересов. В частности:
· государство не всегда обладает полной и объективной информацией для принятия оптимальных с точки зрения общества экономических решений;
· бюрократизм в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между отдельными ведомствами оборачиваются неспособностью государства принять своевременные и необходимые меры по корректировке текущей экономической ситуации;
· недостаток контроля общества за деятельностью государственных подразделений часто приводит к тому, что решения, принимаемые государственными органами, отражают интересы государственного аппарата, а не общества в целом;
· в современном обществе принятие того или иного решения по экономическим вопросам может обуславливаться политическими интересами властных структур…
Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным.
К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. В самом общем виде мы их уже обозначили – хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:
1. Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.
2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, не дающие материального стимула к тем или иным действиям, то оно способно разрушить рыночный механизм.
3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.
4. Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
5. Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Истории экономики известны случаи провала экономических преобразований, когда они не дали того эффекта, который от них ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому что были плохо продуманы, или не верно проводились в жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности.
Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить её гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.