Права человека: понятие, историческое развитие, теоретические подходы. Права человека и правопонимание. Права и обязанности: диалектическая взаимосвязь
Права человека — одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, — результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием демократичности современного общества.
В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т. е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека.
Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.
К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов.
Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.
Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества — свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.
Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда входят право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.
Прежде всего, обсуждается вопрос о первоисточнике (первооснове) прав человека: принадлежат ли они изначально человеку как таковому, коренятся в социальных взаимодействиях или предоставляются человеку государством. Условно говоря, в первом случае авторы исходят из несколько модернизированной классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход (иногда – антропологический), для третьей – юридико-позитивистское истолкование прав человека.
Права и обязанности гражданина объективно взаимосвязаны между собой. демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества.
Представляется, что права и обязанности неразрывно взаимосвязаны и являются взаимодополняющими элементами правового статуса личности. С одной стороны, каждой обязанности личности соответствует определенное право государства. В то же время, каждому праву личности соответствует обязанность государства. Что касается самой личности, ее права не могут существовать без обязанностей. Только исполняя свои обязанности, она приобретает и свои права.
Действительно, если существует определенное право личности, то это право невозможно реализовать без наличия у кого-то соответствующей данному праву обязанности. Право одного на социальную помощь не реализуется без обязанности другого уплачивать налоги. При этом передаточным звеном в системе прав и обязанностей выступает государство, которое аккумулирует сумму исполненных индивидами обязанностей и направляет их на реализацию присущих индивидуумам прав.
Представляется справедливой точка зрения Д.З. Мутагирова, который пишет: «Права и обязанности человека не только связаны между собой, но и обусловливают друг друга. Можно даже утверждать, что проблема прав и свобод человека возникает только тогда и после того, когда кто-то из участников социально-политических отношений перестает выполнять свои обязанности, соблюдать установленные нормы жизни».