Монархия и республика, их особенности в различные исторические эпохи

Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Признаки монархии:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

2) как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

3) монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

4) юридический иммунитет и независимость монарха

Виды монархий:

По объёму ограничений · Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

1) Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). 2) Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По устройству

Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием.

Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии. В экономике преобладало сельскохозяйственное производство. Существовало две основные социальные группы: феодалы и крестьяне.

Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности. В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по

наследству. Он начинает назначать должностных лиц в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён). С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации. Следует за феодальной раздробленностью и предшествует сословно-представительной монархии. Основными чертами вотчинной монархии являются:

· закрепление верховной власти за одним из крупных феодалов и его потомством, прекращение выборов монарха крупными феодалами.

· восстановление фактического лидерства главы государства.

· начало централизации и создания национального государства в союзе с мелкими и средними феодалами (см. рыцарь, боярин), а также с третьим сословием.

· существование совета представителей вассалов при главе государства, в который впоследствии (при переходе к сословно-представительной монархии) допускаются делегаты от третьего сословия.

Классическими вотчинными монархиями являются Англия и Франция XII-XIII веков. В России признаки вотчинной монархии наблюдаются во Владимиро-Суздальском княжестве начиная со второй половины XII века.

Сословно-представительная монархия — монархия, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Власть монарха теперь ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется

в абсолютную монархию. В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного. Абсолютная монархия — монархия, разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В данной форме продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право. В эпоху Просвещения такая форма правления впервые получила своё идеологическое подкрепление. Этой форме государственного устройства благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство — это я».

В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Ватикан не является абсолютной монархией, так как власть в данном государстве не передается по наследству.

· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. Древний Египет и исламские государства.

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Признаки республики:

· Существование единоличного главы государства

· Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

·Политическая Юридическая ответственность главы государства.

· В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

· Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии – одно мнение. Другое – монархия – не может быть республикой.

Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности — та, что они все являются государствами конституционными, то есть основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. Д.

По Аристотелю Древние республики (греческие и римская) были двух видов: аристократия и демократия. В демократических республиках суверенитет принадлежал всему народу, свободным взрослым гражданам мужского пола. А в аристократии власть принадлежала привилегированным сословиям.

Признаки древних республик:

1. Все древние республики были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении.

2. Интересы государства стояли выше прав отдельной личности. Даже в наиболее свободных и демократических республиках личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами.

3. Древние республики были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), то есть государственные дела решались на собраниях всех граждан.

После гибели древних республик в культурной Европе установился строго монархический режим. Затем в средневековье стали возникать города- республики (Швейцария, Германия), в России существовала Новгородская феодальная республика. В Новое время первой республикой были США. Затем после Великой революции Франция обратилась в республику.

По формам правления можно выделить:

1) Парламентская республика. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. 2) Президентская республика. Характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

3) Смешанная республика (полупрезидентская)

По Четвернину:

В потестарной парадигме форма государства включает в себя форму правления, государственное устройство и государственный режим. К форме государства относится только два первых компонента. Включение же государственного режима в форму государства было вызвано тем, что традиционного различения по форме правления монархий и республик (в качестве базовых категорий формы правления) явно недостаточно с позиции марксистского понимания взаимосвязанности формы и содержания.

В частности, формалистическое различение монархий и республик оказывается непригодным для анализа современных парламентарных стран, в которых монарх является номинальным главой государства. Не меньше возражений вызывало бы отнесение к одной и той же, республиканской форме государственности всех стран с «немонархическими» формами правления, в числе которых были бы и реальные демократии, и диктаторские режимы, при которых выборность правителей даже не имитируется. Категория же государственного режима, поскольку она включается в сложносоставное понятие формы государства, отчасти снимает эти противоречия. Теперь уже можно различать, например, монархии и республики реальные и номинальные.

Исходное деление государственных форм на монархическую и республиканскую в качестве базовых категорий формы правления является изначально ошибочным. По существу оно подобно «китайской классификации» Х.Л. Борхеса, т.е. деление на монархии и республики — это не классификация формы государства по единому основанию.

Явно архаический характер деления государственных форм на монархические и республиканские, непригодность такого деления в научном анализе не опровергают научную и практическую ценность самих категорий «монархия» и «республика». Однако современные представления о форме государства (основные характеристики структуры государственности — системы публично-властных институтов) предполагают иные базовые категории.

Смысл и функции этих категорий в общем и целом верно выражены в российской науке в работах В.Е. Чиркина. Рассматривая форму государства как комплексную категорию, а не как механическое соединение трех известных компонентов, исследователь различает две базовые формы, которые он называет монократической («единовластной») и поликратической («многовластной»),и промежуточную — сегментарную форму.

Для монократической формы характерно то, что известно на языке современной науки как политический моноцентризм, а именно: наличие института реального главы государства, отсутствие разделения властей как «по горизонтали», так и «по вертикали», и доминирование публично-властных институтов силового типа. Наоборот, для поликратической формы характерен полицентризм, т.е. рассредоточение государственной власти и наличие публично-властных институтов правового типа. «Поликратическая форма, — по признанию В.Е. Чиркина, — существует во многих развитых странах с богатыми демократическими и правовыми традициями».

Наши рекомендации