Прочитайте текст и выполните задания 29– 32
Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.
К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…
Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…
Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.
Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.
(В.И. Кушлин и др.)
29. Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.
30. Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.
31. Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.
32. Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.
33. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
34. Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
36. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия | «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото и скрытый клад». (Дж. Локк) | ||||
Социальная психология | «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и, в конце концов, изменить себя и сформировать». (Ф. Бэкон) | ||||
Экономика | «Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек). | ||||
Социология | «Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г.М. Андреева) | ||||
Политология | «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин) | ||||
Правоведение | «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом правопорядка». (Б. Кистяковский). | ||||
Правильные ответы. Демонстрационный вариант . Часть 1:
Номер вопроса | ||||||||||||||||||||
Ответ |
Номер вопроса | Ответ |
Индустриальное | |
4, 6 | |
2, 2, 1, 3, 1 | |
3, 4 | |
1, 1, 2, 1, 3 | |
4, 6, 8, 2, 3, 7 | |
3, 4, 5 | |
Критерии оценивания. Демонстрационный вариант . Часть 2.
29. Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть указаны следующие достоинства: 1) чрезвычайная динамичность и способность к саморегулированию; 2) восприимчивость к нововведениям, способность обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост; 3) высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий; 4) живучесть и приспособляемость. Достоинства рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны три достоинства | |
Правильно указаны два достоинства | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
30. Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть указаны следующие недостатки: 1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции; 2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен; 3) часто проявляющиеся инфляционные процессы; 4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ; 5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры и др.); 6) высокая дифференциация в доходах населения. Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны пять недостатков | |
Правильно указаны три-четыре недостатка | |
Правильно указаны один-два недостатка. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
31. Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение, например: безработица – естественное следствие конкуренции на рынке труда и связи изменений спроса на трудовые услуги с изменением объёма производства товаров и услуг; 2) меры государственной политики, например: - на средства государственного бюджета организованы курсы компьютерной грамотности для безработных граждан; - правительство страны финансирует программу льготного кредитования и юридической поддержки безработных граждан, решивших стать индивидуальными предпринимателями. Может быть дано другое объяснение, названы другие меры | |
Дано объяснение, названы две меры | |
Дано объяснение, названа одна мера. ИЛИ Названы только две меры | |
Дано только объяснение. ИЛИ Названа только одна мера | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 5 |
32. Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть даны такие объяснения: 1) производство общественных благ финансируется за счёт перераспределения налоговых поступлений в государственный бюджет; 2) за счёт прогрессивной системы налогообложения государство несколько уменьшает разрыв в доходах различных категорий граждан, может осуществлять адресные меры социальной поддержки; 3) налоговые льготы могут предоставляться предприятиям, осуществляющим значимые социальные программы (трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, благотворительность и т.п.). Могут быть даны другие объяснения | |
Даны три объяснения | |
Даны два объяснения | |
Дано одно объяснения | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 5 |
33. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ может содержать следующие элементы Социализация личности – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Может быть дано другое, близкое по значению определение Два предложения с информацией о социализации личности. - Процесс социализации личности длится на протяжении всей жизни человека. - Существуют различные факторы социализации: трудовой коллектив, семья, СМИ и др. Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации. | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия | |
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 5 |
34. Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия: 1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ); 2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью); 3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции). Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное. Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия | |
Названы три органа государственной власти и соответствующие им полномочия | |
Названы два-три органа государственной власти и полномочия двух из них. ИЛИ Названы два органа, указаны три (и более) полномочия | |
Названы один–три органа и полномочия одного из них. ИЛИ Назван один орган, указаны два-три (и более) полномочия. ИЛИ Названы только три органа государственной власти | |
Названы только один-два органа государственной власти. ИЛИ Органы не названы при любом количестве полномочий. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 5 |
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
При анализе ответа учитывается: - наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. - Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие прав и свобод гражданина. 2.Классификация прав человека: а) гражданские (личные); б) политические; в) социально-экономические; г) культурные. 3.. Политические права граждан: а) права на участие в управлении делами государства; б) права, обеспечивающие свободу выражения мнений; в) права, обеспечивающие свободу объединений. 4.. Гарантии политических прав в демократическом обществе. 5. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах | |
Отсутствие 2, и 4/5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя не менее трёх пунктов, один из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. ИЛИ В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции. Но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах | |
План по структуре и (или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один-два пункта | |
Максимальный балл | 5 |
36. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысла высказывания, не обозначил поставленной автором проблемы (выдвинутой темы) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 9 | Баллы | ||
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |||
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании | ||||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании | ||||
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |||
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл | ||||
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы | ||||
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения | ||||
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой | ||||
К3 | Качество фактической аргументации | |||
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения | ||||
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведен(-ы) пример(-ы) из источников одного типа. | ||||
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису | ||||
Максимальный балл | 8 | |||