Основные элементы конституционного строя Российской Федерации
Лекция 2 Основы конституционного строя Российской Федерации
Вопросы
Понятие конституционного строя
Основные элементы конституционного строя Российской Федерации
Конституционные формы осуществления власти народом
Понятие конституционного строя
Специфика каждого государства проявляется в определенных, только ему присущих чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах его государственного строя. Этот строй, будучи закрепленным Конституцией, становится конституционным строем данной страны.
Таким образом, в узком смысле конституционный строй — это способ организации государственности и в определенной мере общества, закрепленный в Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.
Существует множество различных определений конституционного строя, учитывающих его существенные грани и аспекты. Объединяющим в трактовке конституционного строя видными отечественными теоретиками Ю. П. Еременко, В. Т. Кабышевым, О. Г. Румянцевым является то, что они рассматривают данную категорию как систему определенных конституционных правоотношений.
Можно дать следующее определение конституционного строя в широком смысле. Конституционный строй — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции и возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством»
В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности.
Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.
Реальность конституционного строя обусловливается не только наличием демократических институтов и принципов, но и их действенным функционированием. При фиктивных конституциях советского периода нельзя было говорить о существовании в государстве конституционного строя.
Появление идеи конституционного строя в России связано с радикальными экономическими, политическими и конституционными преобразованиями. Юридическое закрепление она получила на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году. Позже шестым Съездом российских депутатов была внесена норма о "незыблемых основах конституционного строя России".
Многообразие отношений, вмещающихся в категорию конституционного строя, диктует необходимость всеобъемлющей правовой регламентации. Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим.
Поэтому конституционно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь его основы, т. е. предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют базовые экономические, социальные, политические, идеологические общественные отношения.
Основные элементы конституционного строя Российской Федерации
Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".
Основы конституционного строя — это начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие»
Основы конституционного строя — это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждался усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения главы 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям главы 1 должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.
Выделяют три уровня основ конституционного строя:
1) базовыеценности, на которые ориентируется общество;
2) основныепринципы, выступающие в качестве руководящих для отрасли конституционного права;
3) конституционно-правовыеинституты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование и закрепление.
Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт:
• основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
• политико-правовой характер;
• нормативность и общеобязательность;
• юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
• сжатость и концентрированность изложения;
• общепризнанность;
• целостность и устойчивость, особый порядок изменения.
Исходя из этого можно говорить об особой юридической природе норм главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.
Впервые перечень основных элементов конституционного строя России был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получив развитие в Конституции РФ 1993 года.
В категории "основы конституционного строя" можно выделить следующие элементы, которые находят свое выражение в статьях главы 1 Конституции РФ.
Государственный суверенитет РФ(ст. 1, 4 Конституции РФ)
В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм своего политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.
Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.
Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.
Гуманный статус человека(ст. 2, 6 Конституции РФ)
Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции Российской Федерации. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности государство разрабатывает специальные меры по соблюдению и охране прав человека от различных посягательств.
Конституция РФ как нормативный акт высшей юридической силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако к основным правам относятся не только те права, которые указаны в Конституции; их перечень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой или даже неэффективно.
Ядром конституционного статуса личности являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод выражаются в их конституционных ограничениях.
Народовластие(ст. 3, 12 Конституции РФ)
Демократия — это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" — собирательное, конструкция человеческого разума. В статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.
Суверенитет народа — первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, но не отождествляется ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.
Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, определенного народом.
Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственно свергнуть конституционный строй.
Власть народа реализуется в двух формах:
• непосредственное народовластие (осуществляется народом путем прямого волеизъявления);
• представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, представляющие его).
Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.
Народ выступает как носитель власти в Российской Федерации на трех уровнях:
• федеральном (как многонациональный народ всей России);
• региональном (как народ каждого из субъектов Российской Федерации);
• местном (как сообщество жителей территориальных коллективов, где действует местное самоуправление).
Народовластие предполагает право на местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления берет на себя обязательство содействовать реализации этого права и защищать его.
Федерализм(ст. 5 Конституции РФ)
Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Федерации. Такая форма национально-государственного устройства является для России оптимальной; она позволяет избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.
Федерализм в России обусловлен рядом причин:
• огромной территорией;
• спецификой экономического развития отдельных регионов:
• этническим многообразием населения;
• социокультурными различиями.
В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.
Социальное государство(ст. 7 Конституции РФ)
Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Важнейшее условие для реализации прав и свобод гражданина — проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.
Социальное государство призвано осуществлять следующие функции:
• охрана труда и здоровья людей;
• установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
• обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;
• развитие системы социальных служб;
• установление государственных пенсий и пособий.
Многообразие и свобода экономической деятельности(ст. 8, 9 Конституции РФ)
Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечится их равную правовую защиту.
Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно; вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Как показывает исторический опыт, существуют две возможные модели экономической системы: рыночная и планово-регулируемая.
Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:
• отношения собственности (существуют две основные формы собственности — частная и публичная; все остальные производны от них);
• производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.
Публичная собственность, в отличие от частной, неделима. Субъектами права публичной собственности могут быть государство в целом, его составные части (в федерации — субъекты, в унитарном государстве — административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.
Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.
Частная собственность выступает в различных видах: индивидуальной, групповой, коллективной, солидарной и других. Субъектами права частной собственности признаются любые физические и юридические лица.
Возможен перевод из частной собственности в публичную — национализация, и наоборот — приватизация. Эти сложные процессы связаны с соотношением различных социально-политических сил в обществе, сознанием правящими кругами своих подлинных интересов.
Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека.
В основе трудовых отношений лежит право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Конституция закрепляет новое для России право — право частной собственности, в том числе и на землю. Одно из важнейших проявлений свободы личности — свобода предпринимательства, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
Разделение властей(ст. 10, 11 Конституции РФ)
Принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе радикальных демократических реформ.
Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.
Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.
Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.
В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.
Особенность Российской Федерации заключается в том, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одна из важнейших задач Президента — координация деятельности всех ветвей власти. Для этого Конституция наделила его различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной области.
На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть — Федеральное Собрание Российской Федерации; исполнительная власть — Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ; судебная власть — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют органы, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.
Идеологическое многообразие(ст. 13 Конституции РФ)
Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).
Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность — система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений. Он предполагает возможность борьбы политических сил с помощью легитимных средств, т. е. в рамках Конституции.
Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого осуществляется социально-политическая активность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него — всем обществом, и, как правило, большей структурированностью и организационной оформленностью.
О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской федерации устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих.
Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.
В настоящее время закон, который бы специально закреплял основы статуса политических партий в России, еще не принят. Общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Законом об общественных объединениях 1995 года. Подлинная многопартийность у нас только складывается.
Принцип светскости государства(ст. 14 Конституции РФ)
Свобода совести — непременное условие создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений — как материалистических, так и идеалистических.
Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).
Религиозные объединения в соответствии с частью 2 статьи 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям Российской Федерации.
Целостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации(ст. 15,16 Конституции РФ)
Основы составляют единую систему, где все нормы взаимообусловлены и взаимодополнены. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость существующего конституционного строя и его совершенствование. Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения главы 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.