Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Лекция 2 Основы конституционного строя Российской Федерации

Вопросы

Понятие конституционного строя

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Конституционные формы осуществления власти народом

Понятие конституционного строя

Специфика каждого государства проявляется в опреде­ленных, только ему присущих чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах его государственного строя. Этот строй, будучи закрепленным Конституцией, становится кон­ституционным строем данной страны.

Таким образом, в узком смысле конституционный строй — это способ организации государственности и в определенной мере общества, закрепленный в Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Существует множество различных определений конститу­ционного строя, учитывающих его существенные грани и аспек­ты. Объединяющим в трактовке конституционного строя видны­ми отечественными теоретиками Ю. П. Еременко, В. Т. Кабышевым, О. Г. Румянцевым является то, что они рассматривают данную категорию как систему определенных конституцион­ных правоотношений.

Можно дать следующее определение конституционного строя в широком смысле. Конституционный строй — это совокупность экономических, социальных, политических, пра­вовых, идеологических отношений, регулируемых главным об­разом нормами Конституции и возникающих по поводу орга­низации центральных (федеральных) органов государствен­ной власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством»

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, сво­бода личности.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное го­сударство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, дол­жностных лиц и граждан.

Реальность конституционного строя обусловливается не только наличием демократических институтов и принципов, но и их действенным функционированием. При фиктивных конституциях советского периода нельзя было говорить о существовании в государстве конституционного строя.

Появление идеи конституционного строя в России связа­но с радикальными экономическими, политическими и кон­ституционными преобразованиями. Юридическое закрепление она получила на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году. Позже шестым Съездом российских депутатов была внесена норма о "незыблемых основах конституционного строя России".

Многообразие отношений, вмещающихся в категорию кон­ституционного строя, диктует необходимость всеобъемлющей правовой регламентации. Но сколь бы подробным ни было кон­ституционно-правовое регулирование отношений, составляю­щих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим.

Поэтому конституционно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь его основы, т. е. предмет соответствующих конституционно-правовых норм со­ставляют базовые экономические, социальные, политические, идеологические общественные отношения.

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Выделение основ конституционного строя в качестве от­дельной главы и размещение ее перед всеми другими разде­лами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".

Основы конституционного строя — это начала, состав­ляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентриро­ванно выраженные и обобщенные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопро­сов: формы правления, государственного устройства, поли­тического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие»

Основы конституционного строя — это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтвержда­лся усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения гла­вы 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Та­кое право предоставлено Конституционному Собранию, кото­рое либо подтверждает неизменность Конституции Российской федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всена­родное голосование. Положениям главы 1 должны соответство­вать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовыеценности, на которые ориентируется общество;

2) основныепринципы, выступающие в качестве руково­дящих для отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовыеинституты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование и закрепление.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт:

• основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

• политико-правовой характер;

• нормативность и общеобязательность;

• юридическое верховенство по отношению ко всем ос­тальным положениям Конституции и других нормативных ак­тов государства;

• сжатость и концентрированность изложения;

• общепризнанность;

• целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из этого можно говорить об особой юридической природе норм главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя России был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получив развитие в Конституции РФ 1993 года.

В категории "основы конституционного строя" можно вы­делить следующие элементы, которые находят свое выражение в статьях главы 1 Конституции РФ.

Государственный суверенитет РФ(ст. 1, 4 Конституции РФ)

В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного сувере­нитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном опре­делении ими форм своего политического, социального и ду­ховного бытия, лежит в основе государственного суверените­та. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь высту­пает как политико-юридическая форма выражения полновлас­тия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший орга­низационно-политический и функциональный принцип и усло­вие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а так­же территориальное верховенство государства и его незави­симость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство явля­ется полноправным субъектом международного права, пред­ставляет собой демократическое федеративное правовое го­сударство с республиканской формой правления. В соответ­ствии с принципом суверенного равенства Российская Феде­рация обязана уважать суверенитет других государств. В пре­делах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутрен­ней и внешней политики.

Государственным суверенитетом в России обладает толь­ко сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

Гуманный статус человека(ст. 2, 6 Конституции РФ)

Идея прав человека является связующим звеном и глав­ным содержанием Конституции Российской Федерации. За­крепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности государство разрабатывает специальные меры по соблю­дению и охране прав человека от различных посягательств.

Конституция РФ как нормативный акт высшей юридичес­кой силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако к основным правам относятся не только те права, которые указаны в Конституции; их пе­речень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой или даже неэффективно.

Ядром конституционного статуса личности являются при­знаваемые Конституцией основные права, свободы и обязан­ности. Исходное начало формирования правового статуса че­ловека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность. Определяющая роль в характеристике об­щего статуса личности принадлежит конституционным прин­ципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных го­сударством гарантий, главное место среди которых принадле­жит юридическим. Пределы реализации прав и свобод выра­жаются в их конституционных ограничениях.

Народовластие(ст. 3, 12 Конституции РФ)

Демократия — это форма правления, в условиях кото­рой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" — собирательное, конструкция человеческого разума. В статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации яв­ляется народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Суверенитет народа — первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. На­род представляет собой совокупность индивидов, но не отож­дествляется ни с одним из них. Данная разновидность сувере­нитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического ста­туса, определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократи­ческого государства, от нее исходит мандат на устройство го­сударственной власти и любые изменения ее формы. Обще­ство может оказать сопротивление любой попытке насильствен­но свергнуть конституционный строй.

Власть народа реализуется в двух формах:

• непосредственное народовластие (осуществляется наро­дом путем прямого волеизъявления);

• представительная демократия (осуществляется через орга­ны, действующие по поручению народа, представляющие его).

Причем нельзя говорить о приоритете той или иной фор­мы демократии, так как они равным образом важны для реа­лизации народовластия.

Народ выступает как носитель власти в Российской Феде­рации на трех уровнях:

• федеральном (как многонациональный народ всей России);

• региональном (как народ каждого из субъектов Россий­ской Федерации);

• местном (как сообщество жителей территориальных кол­лективов, где действует местное самоуправление).

Народовластие предполагает право на местное самоуп­равление. Российское государство в соответствии с требовани­ями Европейской Хартии местного самоуправления берет на себя обязательство содействовать реализации этого права и защищать его.

Федерализм(ст. 5 Конституции РФ)

Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Федерации. Такая форма национально-государственного устройства является для России оптимальной; она позволяет избежать сверхцентрали­зации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

• огромной территорией;

• спецификой экономического развития отдельных регио­нов:

• этническим многообразием населения;

• социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределе­ние и самоуправление наций в составе России. Особое значе­ние в этом контексте имеет положение о том, что во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной влас­ти все субъекты Федерации равноправны. Последнее, к сожа­лению, не всегда соблюдается на практике.

Социальное государство(ст. 7 Конституции РФ)

Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государствен­ная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства — создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие личнос­ти. Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшее условие для реализации прав и свобод граж­данина — проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Социальное государство призвано осуществлять следую­щие функции:

• охрана труда и здоровья людей;

• установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

• обеспечение государственной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;

• развитие системы социальных служб;

• установление государственных пенсий и пособий.

Многообразие и свобода экономической деятельности(ст. 8, 9 Конституции РФ)

Российское государство признает частную, государствен­ную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечи­тся их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно; вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы, мо­гут оказывать на них существенное влияние. Как показывает исторический опыт, существуют две возможные модели эко­номической системы: рыночная и планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ кон­ституционного строя являются:

• отношения собственности (существуют две основные формы собственности — частная и публичная; все остальные производны от них);

• производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность, в отличие от частной, недели­ма. Субъектами права публичной собственности могут быть го­сударство в целом, его составные части (в федерации — субъекты, в унитарном государстве — административно-тер­риториальные единицы), самоуправляющиеся местные тер­риториальные общности или их органы.

Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Частная собственность выступает в различных видах: ин­дивидуальной, групповой, коллективной, солидарной и дру­гих. Субъектами права частной собственности признаются лю­бые физические и юридические лица.

Возможен перевод из частной собственности в публичную — национализация, и наоборот — приватизация. Эти сложные процессы связаны с соотношением различных социально-по­литических сил в обществе, сознанием правящими кругами своих подлинных интересов.

Другим важным элементом экономической основы консти­туционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных усло­вий для труда человека.

В основе трудовых отношений лежит право граждан распо­ряжаться своими способностями к производительному и творчес­кому труду. Конституция закрепляет новое для России право — право частной собственности, в том числе и на землю. Одно из важнейших проявлений свободы личности — свобода предприни­мательства, гарантией которой выступает запрет на монополис­тическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Разделение властей(ст. 10, 11 Конституции РФ)

Принцип разделения властей воплощен в Российской Фе­дерации в ходе радикальных демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной вла­сти между самостоятельными органами может быть установ­лен демократический режим правления. Как известно, суще­ствуют три основные функции государственной власти: зако­нодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Фе­дерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе пол­номочия по осуществлению суверенной государственной влас­ти. Речь в данном случае идет только о распределении функ­ций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "го­сударственная власть в Российской Федерации осуществляет­ся на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную", предполагает создание органов, представ­ляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указан­ных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "сис­тема сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

Особенность Российской Федерации заключается в том, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одна из важнейших за­дач Президента — координация деятельности всех ветвей вла­сти. Для этого Конституция наделила его различными полно­мочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной области.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть — Федеральное Собрание Российской Федерации; исполнительная власть — Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ; судебная власть — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют органы, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

Идеологическое многообразие(ст. 13 Конституции РФ)

Идеологическое многообразие означает возможность сво­бодного сосуществования в обществе различных политичес­ких взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и органи­заций. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная цен­ность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечи­вается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отно­шению к различным группам в обществе (политическим, со­циальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность — система власти, основанная на взаимо­действии и "противовесах" партий и объединений. Он предпо­лагает возможность борьбы политических сил с помощью легитимных средств, т. е. в рамках Конституции.

Будучи одним из видов общественных объединений граж­дан, политические партии являются тем инструментом, по­средством которого осуществляется социально-политическая активность граждан, их участие в общественной жизни стра­ны. От других объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в пар­ламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него — всем обществом, и, как правило, большей структурированностью и организацион­ной оформленностью.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по ини­циативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской федерации устанавливаются ограничения права на член­ство в политических партиях для судей, работников правоох­ранительных органов, военнослужащих и государственных слу­жащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение основ консти­туционного строя, нарушение целостности и подрыв безопас­ности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной вражды.

В настоящее время закон, который бы специально за­креплял основы статуса политических партий в России, еще не принят. Общественные отношения, связанные с создани­ем, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Законом об общественных объединениях 1995 года. Подлинная многопартийность у нас только складывается.

Принцип светскости государства(ст. 14 Конституции РФ)

Свобода совести — непременное условие создания свет­ского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений — как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип от­деления церкви от государства означает взаимное невмеша­тельство как государства в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государ­ственных институтов в дела религиозных объединений и от­сутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строитель­ства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с частью 2 ста­тьи 14 Конституции РФ отделены от государства и равны пе­ред законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям Российской Федерации.

Целостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации(ст. 15,16 Конституции РФ)

Основы составляют единую систему, где все нормы взаимообусловлены и взаимодополнены. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование кото­рой должно обеспечивать стабильность и устойчивость суще­ствующего конституционного строя и его совершенствование. Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гла­вы 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы при­надлежности власти народу и способы ее осуществления.

Наши рекомендации