Билет 1. Восточные славяне в древности. Возникновение Русской государственности. Формирование древнерусской народности и его исторические значения

Первые свидетельства о славянах:

*Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов.

*В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

*Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат.

Территория восточных славян:

*Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

*Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы-этап на пути складывания государственности восточных славян.

*Великий водный путь "из варяг в греки" возник в конце IX в.

Хозяйство славян:

*Основным занятием восточных славян было земледелие.

*С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество.

Община:

*К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

*Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер . И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок.

*С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Общественный строй:

*Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.

*Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую.

Причины образование Древнерусского государства:

*внутренние

*развитие производственных сил,которое привело к появлению соседской общины и возникновению классов

*рост числа городов, как первых самостоятельных организаций жителей

*возникновение военно-дружинной знати

*зарождение общих культурных традиций, связанные с языком,письменностью и некоторыми обрядами

*внешние

*необходимость созданиявооружённых сил для защиты городов и населения

*развитие постоянных целенаправленных торгово-экономических отношений между городами и государствами

Нормандская теория:

По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнали варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).

2 билет. Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

Объединение Новгорода и Киева:

*Результатом совместной деятельностии руководящих городов, дружин создались 2 крупных восточнославянских объединений Новгород(север), Киев(юг). 884-885гг.- образование Киевской Руси. Во главе государства стоял великий князь киевский, которому подчинялись подвластные племена,родственники и дружинники князя , создавали и закладывали первые юридические основы-суд.

Олег(879-912):

*организация первых военных походов Византию

*первый письменный договор

*882г-захватил Киев, убил Аскольда и Дира

*подчинил себе древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь(912-945гг):

* 944 г. был подтвержден договор с Византией

*При Игоре произошло первое народное возмущение — восстание древлян в 945 г.

*Убит древлянами при сборе дани в 945г.

Ольга(945-969гг)

* жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

*Ольга установила четкий порядок сбора дани (“полюдья”)путем введения: "уроков"-определения точных размеров дани

"погосты"-установление мест сбора дани

Святослав(964-972гг):

*присоединил земли вятичей

*покорил мордовские племена и подчинил их Киеву

*разбил и покорил Хазар(разбойники)

*отразил натиск печенегов

Владимир I:

*При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата, была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Принятие христианства:

*В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.

*Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

*Причины принятия христианства:

1) необходимость укрепления власти киевского князя

2) потребность государственного объединения на новой духовной основе.

3)оправдание социальногонеравенста

4) необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

*Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:

*Христианство утверждало идею равенства людей перед Богом

*Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси

*Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры (каменное строение, рост грамотности)

*Идеологическое правление

*Укрепление авторитета князя

*Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

*Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину"

*Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным"

Ярослав Мудрый(1019-1054):

* Киевская Русь достигла наивысшего могущества

*укрепил позиции Прибалтики

*построил г.Юрьев

*закрыл границу для печенегов, укрепил южные границы

*создал первые гос. Школы

*построил монастыри

* в процессе укрепления и создания единого централизованного государства, управления им, он поделил Русь между своими сыновьями, что привело к феод.раздробленности

Владимир Мономах(113-1125):

*По инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою".

*Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

*При Мономахе укрепился международный авторитет Руси, была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. При Владимире Мономахе

*Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Наши рекомендации