Восточные славяне в древности. Возникновение государства у восточных славян. Основные концепции. Их достоинства и недостатки.

Восточные славяне в древности. Возникновение государства у восточных славян. Основные концепции. Их достоинства и недостатки.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. во главе с князем Кием (IV в.) Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы(Киев), Славии(Новгород) и Артании.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варягов. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны на Русь.

882 – образование Др Рус гос-ва. Олег захватил власть после Рюрика, убил в Киеве Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев.

Внутренняя торговля была развиты слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хоз. Из Руси вывозили: мед, воск, меха. Ввозили: вино, шелковые ткани, ароматные смолы приправы.

Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).

Именно Олегу выпала до­ля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг.

Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей.

Придя в Киев, Олег стал великим князем. Олег известен объединительной политикой и борьбой с хазарами. 911 г. – договор Руси с Византией. Так государство Русь заявило о себе на международной арене.

Государственная территории сложилась не сразу. Существует много гипотез о маршрутах праславянских племен. «Русы» как этно-социальное образование возникло в ходе сложного процесса смешения самых разных этнических групп, смешения народов, миграций, переселения, освоения новой территории, ставшей впоследствии территорией Киевского государства.

Существует норманнская теория происхождения Древнерусского государства (немецкие ученые-историки Байер, Миллер, Шлецер). Суть: варяги сыграли наиболее значительную роль в возникновении государственности. 862 г. – призвание варягов в Новгород, начало княжения Рюрика в Новгороде. 882 г. – преемник Рюрика Олег объединил Русь под своей властью. Киев и Новгород стали формироваться как 2 крупных политических центра Руси.

Основным критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов. Можно говорить о антинорманской теории происхождения государства у восточных славян. Ее приверженцы считают, что возникновение государства было объективным процессом, более сложным, чем просто привнесение государственности извне.

Для этого должны сложиться социальные, культурные, экономические предпосылки.

Варяги конечно внесли вклад в государственность Руси, но тут более глубокие предпосылки. В 8-9 вв. у славян развитие хозяйства сильно развилось, славяне шли навстречу образованию государства. Хозяйственное развитие лежит в основе создания государственности (торговый путь «из варяг в греки»).

Властителями были князья, которые опирались на дружины. Зарождалось право частного владения. К 9 в. сложилась иерархия общества: князь, старшие дружинники, младшие дружинники, племенная знать (будущие бояре), собрание племени – вече, свободные люди – смерды, вои, челядь, неполноправные – сироты, холопы, рабы (как правило пленники).

Форма общественных отношений славян 7-8 вв. можно определить как военную демократию.

Бунташный век в России

Городские восстания середины века. В середине XVII в. вырос на-

логовый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержа-

ние разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней

политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному вы-

ражению В.О. Ключевского, "рать заела казну". Правительство царя

Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г.

цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к

пополнению казны, так как платежеспособность населения была подор-

вана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недо-

имки за три последних года. Вся сумма налога падала на население

"черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно

вылилось в открытое восстание в Москве.

В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с

богомолья, была подана челобитная от московского населения с требо-

ваниями наказать наиболее корыстных представителей царской админи-

страции. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они

начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько

крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Моро-

зова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкуп-

ленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось

подавить.

Восстание в Москве, получившее название "соляного бунта", не бы-

ло единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания про-

шли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже,

Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.

Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела в середи-

не XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике

страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В

поисках выхода из тяжелого финансового положения русское прави-

тельство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить

медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых)

было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом

1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство

собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать

и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили мед-

ными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других

продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд

поднялся на восстание.

Церковный раскол

В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:

1652 г. - церковная реформа Никона

1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы

1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем

1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.

1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.

И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку:

Алексей Михайлович,

Патриарх Никон,

Протопоп Аввакум,

боярыня Морозова

Начнем мы рассмотрение событий тех далеких времен с личности самого патриарха Никона, основного «виновника» Церковного раскола.

В начале XVII в. - «бунташного века» - после Смуты, в феврале 1613 г., на престоле Русского государства занял Михаил Федорович Романов, положивший начало 300-летнему правлению дома Романовых. В 1645 г. Михаилу Федоровичу наследовал его сын, Алексей Михайлович, получивший в истории прозвище «Тишайшего».

К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется крепостное право, вызвавшее сильное недовольство крестьянства и ставшее в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный взрыв народного недовольства – восстание Степана Разина в 1670-1671 гг.

В результате первопричиной церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической – властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву.

В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.

Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства – как один из централизаторских процессов в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.

Реформы Александра II.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века в России

Феодально-крепостническая система в России в условиях всеобщего кризиса находила формы и методы приспосабливания к капиталистическому производству. Она сумела закрепить рабочих на мануфактурах, вводила колонизацию окраин, приспосабливала их к феодализму. Разложение феодальных и развитие капиталистических отношений — единый процесс. Основным очагом для формирования нового способа производства была промышленность, использующая вольнонаемных рабочих. Капиталистические отношения складывались и в сельском хозяйстве, особенно на окраинах России.

Поражение России в Крымской войне показало отсталость политического, социального и экономического строя. При сравнивании капиталистической Европы и феодально-крепостнической России вывод напрашивался сам: будущее принадлежит капитализму. Поскольку за 1800-1860гг. только в экономическом росте страна отстала от стран Запада многократно(!). Удельный вес России в мировом промышленном производстве составлял в 1860г. 1,72 %. Он уступал Франции в 7,2 раза, Германии — в 9 раз, Англии — в 18. Поражение России открывало безрадостную перспективу. Перед страной встала социально-политическая проблема, от решения которой зависела дальнейшая судьба России. Первостепенной задачей стала ликвидация крепостного права; второй — ликвидация самодержавия.

Буржуазные реформы 60-70 годов.

Социально-экономическое и политическое развитие России, поражение в Крымской войне, массовые крестьянские волнения и возникновение революционной ситуации — все это заставило царизм пойти на отмену крепостного права и проведение ряда реформ.

Для того, чтобы не допустить революции, царскому правительству пришлось приступить к подготовке реформ. В конце 50-х годов 19 века царское правительство приступило к разработке проектов реформ. 16 февраля 1858г. бывший секретный комитет был переименован в главный комитет по “крестьянскому делу”.

Интересы помещиков различных губерний не совпадали, поэтому были подготовлены различные проекты отмены крепостного права.

Помещики нечерноземных губерний предлагали освободить крестьянина с землей с вознаграждением помещиков за землю, отходящую в надел крестьянам и за само освобождение крестьян. Выкуп земли осуществлялся самим крестьянином. Выкуп же крестьянской личности возлагался на государство. Проект помещиков нечерноземных губерний отражал стремление помещиков получить максимальный выкуп, чтобы организовать свое хозяйство по капиталистическому принципу.

Образование и развитие политических партий в России в начале XX в.

Либеральные партiш и грутiлы в 1905—1907 гг. Революционные события начала века вьвели рос- сийский либерализм и его партии и группы в качестве наиболее представительной сильг образованного российского общества. На рубеже веков либералы стали создавать группы, явившиеся прообразом политических партий. Среди них выделялось полу- легальное общество « Беседа» , организовывались столь же полулегальные встречи (« Частные беседьг земских деятелей»). Выехавшая под видом туристов в Швейцарию в 1903 г. группа либералов-интеллигентов образовала «Союз освобождения».

Весной 1905 г. «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов» и ряд иных либеральньх организаций образовали «Союз союзов». к этому времени уже была разработана программа конституционно-демократической партии. К кон- цу 1905 г. в России уже действовало более 70 региональных кадетских комитетов.

Стратегическую цель конституционные де- мократы отгределяли как конституционную мо- нархию с разделением властей на законодатель- ную, исполнительную и судебную, с соблюдением всех политических прав и свобод личности.

В национальном вопросе кадеты занимали позиции, которые давали их оппонентам из социалистического лагеря возможность обвинять их в «вели- кодержавности».

Либерально-консервативной по духу была партия *Союз 1 7 октября , или октябристы. Уже са- мо название партии говорит о времени ее образования. Октябристы стояли на позициях известно- го Манифеста, положив его в основу программных требований.

Общедемократические политические лозунги сочетались у октябристов с требованием свободы промышленности, торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею. Октябристы были противниками отчуждения помещичьих земель, но выступали за всемерное поощрение за- житочных крестьянских хозяйств, за освобож де-ние их от оков общины. Они во многом предвосхитили столыпинские реформы. В рабочем вопросе октябристы выступали за «попечительскую поли- тику» , сокращение рабочего дня, страховое законодательство. По национальному вопросу октябристы поддерживали идею укрепления общерусского начала, отрицали не только самоопределение, но и в значительной мере национально-культурную автономию, хотя пропагандировали содействие в улучшении быта и культуры народов империи. Россия для них была «едина и неделима».

Таким образом, «Союз 17 октября, будучи ли- беральной партией в вопросах экономического раз- вития, был весьма близок и консервативным взглядам в проблемах государственного устройства. Его стратегия: сочетание активной экономической мо- дернизации с умеренными политическими рефор- мами.

В своих выступлениях октябристы порой резко критиковали правительство за недостаточную, по их мнению,. реализацию Манифеста 17 октября, не- последовательность и неповоротливость.

К кадетам были близки Партия демократических реформ, Демократический союз конституционалистов, Партия мирного обновления и др. Такое обилие мелких и маловлиятельных партий не со- действовало масштабным действиям либералов и либерал-консерваторов, ограничивало их возмож- ности, снижало их влияние.

Правые партiш и груы в 1905—1907 гг.

В любой стране, где возникает оппозиция существующему строю, правящему режиму, неизбежно появляются объединения, которые его поддержи- вают. В ряде случаев они возникают и существуют при помощи и покровительстве правительства. Но несомненно, что немалая доля участников подобных движений и организаций вполне искренне принимает сторону власти, исходя из своих идеа- лов и представлений.

Монархическо-правительственный лагерь в со- бытиях 1905—1907 гг. тоддерживало более десяти политических партий и множество организа- ций, к ним примыкавших. Они образовались в ответ на формирование либеральных и социалистических партий и групп, которые совокупно рассматривались ими в качестве общего врага. В 1900 г. в Пе- тербурге возникло общество Русская беседах’, одним из активных участников которого стал В. М. Пуришкевич. Официальные цели общества декларировались как изучение русской и славян- ской народной жизни, словесности, художеств и т. д.

Все беды русских, империи в целом, утверждали правые националисты, происходят от засекречен- ных всемирных масонских или иудо-масонских ор- ганизаций. Только лишь опора на самодержавие, православие, народность, монарха и общину, изо- ляция от растленного влияния западных новшеств способны были удержать Россию в спокойствии.

Крупнейшей и известнейшей организацией та- кого рода был Союз русского народа , возглавлявшийся А. И. ,Цубровиным. Известность получили также «Русский народный союз имени Михаила Архангела» , «Союз русских людей» , «Общество ак-тивной борьбы с революцией и анархией» и др.

Соцалстiеские партии в 1905—1907 гг. Социалистические идеи на рубеже ХiХ—ХХ веков были популярны во многих европейских странах. Наиболее дальновидные представители правящих кругов осознавали, что внимание к реальным про- блемам рабочих, низших слоев общества позволит уменьшить возможности социального взрыва. В ре- зультате этой политики некоторые социалистиче- ские течения постепенно начинают принимать уме- ренный характер и включаются в парламентские формы политической борьбы.

В марте 1898 г. в Минске девять человек про- возгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСдРП).

В июле—августе 1903 г. в Брюсселе и Лондоне

проходил II съезд РСДРП, который стал ареной

острой полемики между различными течениями в

российском марксизме. Ведущую роль на съезде играли «твердые искровцы, объединившиеся во- круг В. И. Ленина.

Большевики бойкотировали выборы в 1 Думу, надеясь на революционный взрыв. Они принимали активное участие во всех антиправительственных выступлениях: в армии и на флоте, в организации вооруженных формирований, в боевых действиях в Москве и других городах. Когда же революцион- ные события пошли на спад, большевики приняли решение идти на выборы во II думу. В ней им уда- лось получить чуть больше десяти мест, т. е. столь- ко же, сколько крайне правым националистам. и те и другие использовали Думу лишь в качестве политической трибуны. Одновременно они не пре- кращали боевой работы, участвуя в организации вооруженных выступлений.

Меньшебики считали, что в России идет буржуазная революция по западноебропейскому об- разцу, которая приведет к власти буржуазию, а рабочие сыграют в ней роль <крайне левой оптiозиции’). Меньшевики широко занимались пропагандой и редко участвовали б вооруженных дей- ствиях. Впрочем, многие их лидеры искренне считали, что делают с большевиками одно общее дело.

Партия социалистов-революционеров в эти годы была самой крупной, активной и самой страшной в глазах властей социалистической партией. Ее ру- ководителями были В. М. Чернов, Г. А. Герш уни, Н. Д. Авксентьев, М. Р. Гоц и др. Программной целью партии провозглашалась борьба за экстiроприацию капиталистической собственности.

Образование СССР. Два альтернативных проекта. Национально-государственное строительство.

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик .
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными.

Постепенно СССР разрастался: в 1924 г. в его состав вошли Узбекистан и Туркмения; 1929 г. – Таджикистан; 1936 г. – Киргизия, Казахстан. А вместо ЗСФСР – Грузия, Армения, Азербайджан; В 1940г. – Литва, Латвия, Эстония. Советский союз имел свою конституцию. В 1924 г. была принята 1-ая, а в 1936 г. 2-ая конституция, закрепившая победу социализма в СССР. Образование СССР привело к укреплению советской власти, усилению экономической мощи страны, сохранению культуры малых народов.

Брежнев. Эпоха «застоя».

С отставкой Н.С. Хрущева завершился

процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились

начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер-

вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал

Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо-

те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения

Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего

стремился к стабильности общества. Главой правительства был назна-

чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми-

нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Идейно-теоретической основой деятельности нового руко-

водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого

социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто-вался как обязательный этап на пути продвижения советского общества

к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со-

единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала

сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе,

содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно-

сти в Программе КПСС.

Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились

критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста-

линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра-

ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и

зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые

последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в

СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу-

ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о

складывании новой исторической общности - советского народа. Одна-

ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес-

публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени-

ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше-

ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре-

подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю-

щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных

традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас-

тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само-

сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас-

сматривались как проявление местного национализма.

К концу 60-х г. экономическая реформа, начатая в 1965 г., пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%.

Застой был обусловлен рядом причин, в числе которых субъективные и объективные. Сам Брежнев был консерватором, симпатизирующим сталинской эпохе. С его приходом время энергичных перемен сменилось временем стабильности. Опора на командно-бюрократическую систему была непоколебимой. «Кадры решают все» - этот принцип привел к тому, что у власти закрепился узкий слой номенклатуры, сосредоточивший в своих руках всю власть. На международной арене реализовывалась доктрина Брежнева (ограничение суверенитета соцстран).

Декларируя миролюбивую политику СССР наращивал военный потенциал, оказывал поддержку союзникам, стремился сохранять паритет с США.

Разрядка – новая волна потепления международных отношений. Ограничение стратегичеких вооружений. 1979 г. – договор об ограничении стратег. Воор. Установление потолка стратег. Наступательных средств.

46. Перестройка: планы и реализация.

Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.

1985—1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством — знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось.
1987—1988гг.: «гласность» и перестройка.

В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

В 1987г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов.

1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

1990—1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

В 1989—1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.

21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.
В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.

Перестройка потерпела крах.

Восточные славяне в древности. Возникновение государства у восточных славян. Основные концепции. Их достоинства и недостатки.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. во главе с князем Кием (IV в.) Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы(Киев), Славии(Новгород) и Артании.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варягов. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны на Русь.

882 – образование Др Рус гос-ва. Олег захватил власть после Рюрика, убил в Киеве Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев.

Внутренняя торговля была развиты слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хоз. Из Руси вывозили: мед, воск, меха. Ввозили: вино, шелковые ткани, ароматные смолы приправы.

Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).

Именно Олегу выпала до­ля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг.

Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей.

Придя в Киев, Олег стал великим князем. Олег известен объединительной политикой и борьбой с хазарами. 911 г. – договор Руси с Византией. Так государство Русь заявило о себе на международной арене.

Государственная территории сложилась не сразу. Существует много гипотез о маршрутах праславянских племен. «Русы» как этно-социальное образование возникло в ходе сложного процесса смешения самых разных этнических групп, смешения народов, миграций, переселения, освоения новой территории, ставшей впоследствии территорией Киевского государства.

Существует норманнская теория происхождения Древнерусского государства (немецкие ученые-историки Байер, Миллер, Шлецер). Суть: варяги сыграли наиболее значительную роль в возникновении государственности. 862 г. – призвание варягов в Новгород, начало княжения Рюрика в Новгороде. 882 г. – преемник Рюрика Олег объединил Русь под своей властью. Киев и Новгород стали формироваться как 2 крупных политических центра Руси.

Основным критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов. Можно говорить о антинорманской теории происхождения государства у восточных славян. Ее приверженцы считают, что возникновение государства было объективным процессом, более сложным, чем просто привнесение государственности извне.

Для этого должны сложиться социальные, культурные, экономические предпосылки.

Варяги конечно внесли вклад в государственность Руси, но тут более глубокие предпосылки. В 8-9 вв. у славян развитие хозяйства сильно развилось, славяне шли навстречу образованию государства. Хозяйственное развитие лежит в основе создания государственности (торговый путь «из варяг в греки»).

Властителями были князья, которые опирались на дружины. Зарождалось право частного владения. К 9 в. сложилась иерархия общества: князь, старшие дружинники, младшие дружинники, племенная знать (будущие бояре), собрание племени – вече, свободные люди – смерды, вои, челядь, неполноправные – сироты, холопы, рабы (как правило пленники).

Форма общественных отношений славян 7-8 вв. можно определить как военную демократию.

Наши рекомендации