Векторение с пересечением предпосадочной прямой.
Пересечение ВС предпосадочной прямой в процессе векторения может быть преднамеренным, т.е. выполненным диспетчером осознанно для обеспечения требуемого интервала, и непреднамеренным, т.е. произошедшим в результате нечетких действий.
Рассмотрим непреднамеренное пересечение предпосадочной прямой.
ЦФГ998 А093У 006 А112Д021
Рис. 20. Непреднамеренное пересечение предпосадочной прямой
Ситуация, в которой ВС “проскакивает посадочный”, может возникнуть в случае, если курс для захвата ИЛС был задан диспетчером с опозданием, например, без учета большой скорости ВС, или если экипаж поздно начал выполнять разворот на заданный курс (рис.20). В данной ситуации пересечения предпосадочной прямой не требовалось, диспетчер планировал вывести ВС на курсовой маяк (localizer) слева. Однако не была учтена большая скорость ВС и не увеличено упреждение разворота, что привело к “проскакиванию” предпосадочной прямой. Теперь, следуя с курсом 310, ВС уже не сможет захватить курсовой маяк (localizer). Необходимо дать экипажу указание о дальнейшем довороте для выхода на предпосадочную прямую.
C: Condor 998, turn left heading 250 to intercept localizer.
P: Left heading 250 to intercept, Condor 998.
Рис. 21. Доворот для выхода на предпосадочную прямую
Попутно необходимо заметить, что распространенной ошибкой при векторении является преждевременный перевод ВС на связь с диспетчером посадки (вышки), что в рассматриваемом примере может серьезно осложнить ситуацию. ВС не вышло на траекторию конечного этапа захода на посадку, возможно, по причине отказа курсового маяка (localizer) или неисправности бортового оборудования. В любом случае диспетчер круга должен предпринять соответствующие действия для корректировки положения ВС, но, передав радиосвязь смежному диспетчеру, он утрачивает возможность реального управления. Поэтому повторим еще раз важное правило: вначале необходимо убедиться в том, что ВС способно выйти на предпосадочную прямую (по движению трека на ИВО или докладу экипажа), затем осуществлять передачу радиосвязи.
Если диспетчер преднамеренно векторит ВС с пересечением предпосадочной прямой, он обязан своевременно проинформировать об этом экипаж, а затем вывести ВС на предпосадочную прямую с другой стороны с соблюдением всех выше рассмотренных правил – под углом не более 45, на требуемом удалении, с правильной выдачей разрешения на заход и информацией о подходе к предпосадочной прямой.
Информированию экипажа о векторении с пересечением предпосадочной прямой придается большое значение. Несмотря на наличие в Doc 4444 соответствующего пункта, АИПы европейских государств дублируют это положение в разделах, посвященных векторению. Например, UK AIP, Radar Vectoring for ILS Approach:
“On occasions in order to maintain the correct spacing between aircraft, ATC will deliberately vector aircraft through the localizer for approach from the other side. Pilots will be warned when this manoeuvre is being given.”
При выполнении маневра с пересечением предпосадочной прямой соответствующая информация экипажу необходима, т.к. при появлении индикации курсового маяка экипаж будет спрашивать: “Mayweinterceptlocalizer?”. Кроме того, экипаж может ошибочно начать самостоятельный доворот на посадочный курс без разрешения диспетчера. Своевременно переданная информация даст экипажу полное понимание ситуации и предотвратит возможную ошибку.
EXPECT VECTOR ACROSS (localizer course or aid) (reason) TAKING YOU THROUGH (aid) [reason] From right From left
C: Taking you through localizer for spacing [to intercept from left].
C: Taking you through localizer for spacing [to intercept from right].
C: Taking you through localizer for spacing [to intercept from right].
Рис. 22. Информация экипажу в случае преднамеренного векторения с пересечениемпредпосадочной прямой.
Примеры фразеологии при векторении с пересечением предпосадочной прямой 1.
A109Y006
А274Д024
AYA611 A077Y006 А284Д018
Рис. 23. Векторение с пересечением предпосадочной прямой.
Интервал между ВС около 7 км, этого недостаточно для выполнения последовательных посадок. Требуемый интервал 10 км.
Заход на ВПП 10Л (рис. 23 - 24), приводится реальный радиообмен.
C: Scandinavian 736, turn right heading 010.
P: Heading 010, Scandinavian 736.
P: Say again the heading, Scandinavian 736.
C: Scandinavian 736, heading 010, I will take you through localizer for spacing, you will intercept from the left.
P: Thank you, heading 010, Scandinavian 736.
C: Scandinavian 736, turn right heading 140, cleared ILS approach runway 10 left, report established.
P: Heading 140, cleared ILS 10 left, call you established, Scandinavian 736.
Курс для захвата курсового маяка (localizer) с другой стороны лучше всего задать под углом 40° (см. п. 3.4, рис. 8), команду следует выдавать в тот момент, когда отметка ВС только коснулась линии предпосадочной прямой. Из этого положения ВС выйдет на предпосадочную прямую на требуемом удалении. Если же отметка ВС уже пересекла линию предпосадочной прямой, требуется более энергичное маневрирование, т.к. курс под углом 40° выведет ВС на прямую слишком близко к ВПП. В этом случае сначала необходимо задать промежуточный курс под большим углом (в приводимом ниже примере курс 200), а затем курс для захвата курсового маяка (localizer) под углом не более 45°.
В результате применения векторения с пересечением предпосадочной прямой в данном случае интервал между ВС удалось увеличить с 7 до 10 км. Однако применение такого метода должно рассматриваться как крайнее средство обеспечения необходимого интервала. Требуемые интервалы между воздушными судами необходимо создавать заблаговременно, начиная векторение еще в зоне подхода.
Необходимо также отметить, что для выполнения данного маневра требуется наличие определенного пространства. Пересечение предпосадочной прямой должно происходить на удалении как минимум Бтвг+15^20 км, в противном случае радиус последующего разворота не позволит вывести ВС на предпосадочную прямую с требуемым минимальным удалением 8Твг+2 км.