Механизм корректировки результатов
Корректировка результатов обучения осуществляется в процессе изменения потребностей науки и производства в дополнительных или новых знаниях, умениях и навыках, необходимых для специалистов в связи с научно-техническим прогрессом или иными изменениями в отраслях народного хозяйства. Корректировка осуществляется по предложению заинтересованных организаций и учреждений или по рекомендации министерств и ведомств. Корректировка результатов производится в процессе изменения учебных планов и содержания ООП с периодичностью не менее 1 раза в 2 года.
5.3. Компетенции выпускников
Выпускник ООП «Геология» должен демонстрировать результаты обучения – профессиональные и общекультурные компетенции. Планируемые результаты обучения, приобретенные к моменту окончания вуза, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты обучения
Код результата | Результат обучения (выпускник должен быть готов) | Требования ФГОС ВПО, критериев и/или заинтересованных сторон |
Профессиональные компетенции | ||
Р1 | Выпускник готов применять глубокие базовые и специальные естественнонаучные и профессиональные знания в профессиональной деятельности для решения задач обеспечения минерально-сырьевой базы и рационального природопользования | Требования ФГОС (ПК-1, 2, 3, 4, 6, 13;16 ОК-1, 10), Критерий 5 АИОР (п. 5.1, 5.2.1-5.2.3., 5.2.5, 5.2.9) |
Р2 | Выпускник способен производить подсчет запасов и оценку ресурсов, провести поиск и подбор максимально рентабельных технологий добычи, схем вскрытия руды на месторождениях, осуществлять геологическое сопровождение разработки месторождений нефти и газа. Способен, выполнять моделирование для оценки достоверности запасов и выбора кондиционных параметров, разработать ТЭО кондиций для участков выборочной детализации. | Требования ФГОС (ПК- 6, 7, 12) Критерий 5 АИОР (п. 5.2.3 - 5.2.10) |
Р3 | Выпускник способен осуществлять поиски и разведку месторождений нефти, газа, газового конденсата; организовать и провести сбор, анализ и обобщение фондовых геологических, геохимических, геофизических и других данных, разрабатывать прогнозно-поисковые модели различных геолого-промышленных типов месторождений, формулировать задачи геологических и разведочных работ. | Требования ФГОС (ПК-3, 4, 7, 11, 12; ОК-4) Критерий 5 АИОР (п. 5.1, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.14.- 5.2.15) |
Р4 | Может совершенствовать существующие и разрабатывать новые методы и методики исследования вещества, проведения ГРР, технико-технологические решения, вести поиск новых технологий добычи и переработки руд и углеводородного сырья. Может самостоятельно выполнять лабораторные и экспериментальные геолого-геофизические и минералого-геохимические исследования с использованием современных компьютерных технологий. | Требования ФГОС (ПК 11,17; ОК-3, 5, 6) Критерий 5АИОР (п. 5.1, 5.2.6-5.2.8) |
Общекультурные компетенции | ||
Р5 | Обладает высоким уровнем стремления показать высокие результаты, готовностью взять на себя дополнительную ответственность Проявляет оптимизм. Задумывается о том, что выходит за рамки ситуации и др. | Требования ФГОС (ПК 11, ОК-1, 5, 8, 9) Критерий 5 АИОР (п. 5.1,5.2.1, 5.2.12) |
Р6 | Способен отказаться от традиционных подходов, генерировать новые идеи и подходы. Способен найти новые возможности развития в неопределенных ситуациях и др. | Требования ФГОС (ПК 9, ОК-2, 4,) Критерий 5 АИОР (п. 5.1, 5.2.4, 5.2.16) |
Р7 | Эффективно работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, демонстрировать ответственность за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации. | Требования ФГОС (ПК 8, ОК-4, 7, 8) Критерий 5 АИОР (п. 5.2.6, 5.2.11-5.2.16) |
Р8 | Активно владеть иностранным языком на уровне, позволяющем работать в интернациональном коллективе, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инновационной деятельности в геологоразведочной сфере. | Требования ФГОС (ПК 11, ОК-3, ,) Критерий 5 АИОР (п. 5.1, 5.2.13) |
Р9 | Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности. | Требования ФГОС (ПК-1,2 10, 11, ОК-1-4, 6) Критерий 5АИОР (п. 5.1, 5.2.2, 5.2.12, 5.2.16) |
Планируемые результаты обучения
Взаимное соответствие целей ООП и результатов обучения и кредитная стоимость результатов обучения представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Взаимное соответствие целей ООП и результатов обучения
Результаты обучения | Цели ООП | ||||
Ц1 | Ц2 | ЦЗ | Ц4 | Ц5 | |
Р1 | + | + | + | + | |
Р2 | + | + | + | + | |
РЗ | + | + | + | + | |
Р4 | + | + | + | ||
Р5 | + | + | + | + | |
Р6 | + | + | + | + | + |
Р7 | + | + | + | + | + |
Р8 | + | ||||
Р9 | + | + | + | + | + |
Таблица 4
Кредитная стоимость результатов обучения
Профессиональные компетенции | Общекультурные компетенции | ||||||||
Кредиты | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | Р5 | Р6 | Р7 | Р8 | Р9 |
6. СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В таблице 5 представлена декомпозиция планируемых результатов обучения на составляющие: знания (3), умения (У) и владение опытом (В) в соответствие с требованиями ФГОС ВПО и Стандарта ООП ТПУ для последующей разработки структуры программы и содержания модулей по циклам [1, 2].
Таблица 5
Декомпозиция результатов обучения
Резуль- таты обуче-ния | Составляющие результатов обучения | |||||
Код | Знания | Код | Умения | Код | Владение опытом | |
Р1 | З 1.1. | Знание и глубокое понимание методологии обобщения полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний; | У 1.1 | Творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знаний фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры | В 1.1. | Владение основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени |
З 1.2. | Знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических геологоразведочных работ (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) | У1.2 | Умение формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; | В 1.2. | Владение современными методами получения и обработки информации | |
У1.3 | Умение получать новые достоверные факты на основе научного анализа эмпирических данных; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований | |||||
У 1.4 | реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; | |||||
З 1.3 | Глубокие естественнонаучные, математические и инженерные знания и детальное понимание научных принципов профессиональной деятельности | У 1.5 | Умение методически грамотно разрабатывать план мероприятий по организации профессиональной деятельности | В 1.3 | Владение методами планирования мероприятий по организации профессиональной деятельности | |
Р2 | З 2.1 | Теоретические знания по подсчету запасов и оценке ресурсов, поиску и подбору максимально рентабельных технологий добычи, схем вскрытия руды на месторождениях. | У 2.1 | умение выполнить подсчет запасов и оценку ресурсов, | В 2.1 | Опыт поиска и подбора максимально рентабельных технологий добычи, схем вскрытия руды на месторождениях |
З 2.2 | Теоретические знания по геолого-геохимическому и геолого-геофизическому моделированию месторождений. | У 2.2 | Умение создавать геолого-геохимические и геолого-геофизические модели месторождений, модели для оценки достоверности запасов и выбора кондиционных параметров. | В 2.2 | Опыт моделирования для оценки достоверности запасов и выбора кондиционных параметров. | |
З 2.3 | Теоретические знания по подготовке ТЭО кондиций для участков выборочной детализации. | У 2.3 | Умение выполнить расчеты при подготовке ТЭО кондиций для участков выборочной детализации. | В 2.3 | Опыт использования ТЭО кондиций для участков выборочной детализации. | |
Р3 | З 3.1. | Знание методологии сбора, анализа и обобщения фондовых геологических, геохимических, геофизическиих и других данных, основных прогнозно-поисковых моделей различных геолого-промышленных типов месторождений. | У.3.1 | Умение провести сбор, анализ и обобщение фондовых геологических, геохимических, геофизических и других данных. | В.3.1. | Владением основами экспертно-аналитической деятельности, прогнозно-поисковыми методами |
У.3.2 | Умение разработать прогнозно-поисковые модели различных геолого-промышленных типов месторождений, формулировать задачи геологических и разведочных работ | |||||
З 3.2 | Геологические предпосылки нефтегазоносности и физические процессы, происходящие в углеводородных залежах | У3.3 | Анализировать генезис нефтяных месторождений, выявлять зоны накопления и генерации углеводородного сырья | В3.3 | Навыками составления заключения о возможном происхождении нефтяных месторождений, осуществлять прогноз фазового и компонентного состава углеводородных флюидов | |
З 3.3 | Физические и теоретические основы, современный комплекс геофизических методов исследования скважин | У 3.4 | Интерпретация материалов ГИС с определением качественной и количественной характеристики разреза, технического состояния скважин и контроля за разработкой месторождений нефти и газа | В 3.4 | Навыками выбора рационального комплекса геофизических методов для решения геологических и технических задач; навыками контроля качества результатов геофизических измерений | |
Р4 | З 4.1 | Знание основных методов и методик исследования в области геологоразведочных работ, методологии разработки новых методов | У 4.1 | Умение использовать существующие и разрабатывать новые методы и методики исследования | В 4.1 | Владение существующими методами и методиками исследования |
З 4.2. | Знание основных технологий добычи и переработки руд и углеводородного сырья. | У 4.2 | Умение использовать знания основных технологий добычи и переработки руд и углеводородного сырья применительно к конкретным типам месторождений. | В 4.2. | Владение навыками оценки возможности применения основных технологий добычи и переработки руд и углеводородного сырья в практической деятельности | |
З 4.3 | Знание современных компьютерных технологий. | У 4.3 | Выполнять лабораторные и экспериментальные геолого-минералогические, геофизические и геохимические исследования с использованием современных компьютерных технологий. | В 4.3. | Владение основными навыками экспериментальных исследований с использованием различного программного обеспечения | |
З 4.4 | Классификации и характеристики систем разработки нефтяных и газовых месторождений, принципы выделения залежей в эксплуатационные объекты | У4.4 | Использовать основные принципы и методы проектирования оптимальных систем разработки месторождений нефти и газа | В 4.4 | Методиками расчета основных технологических показателей разработки нефтяных и газовых месторождений | |
З 4.5 | Основные принципы и методы математического моделирования свойств геологических объектов и явлений, используемые в геологической практике; основные типы моделей и особенности их применения в нефтегазовой геологии | У 4.5 | Использовать современные пакеты прикладных программ для построения геологической модели месторождения; принимать решения по дальнейшему рентабельному освоению запасов углеводородов | В 4.5 | Методами математического моделирования геологических объектов и явлений для решения научных и прикладных задач | |
Р.5 | З 5.1 | Знание состояния определенной отрасли знаний и производственной деятельности | У 5.1 | Умение выявить проблему, оценить ситуацию, готовность взять на себя дополнительную ответственность и показать высокие результаты. | В 5.1 | Владение навыками анализа состояния исследуемой области знания, выявления слабых мест и выбора решения. Проявление оптимизма |
Р6 | З 6.1 | Знание основных традиционных подходов и новых достижений в отрасли. | У 6.1 | Способность отказаться от традиционных подходов, умение генерировать новые идеи и подходы, найти новые возможности развития в неопределенных ситуациях. | В 6.1 | Навык работы в рядовых и неопределенных ситуациях |
Р7 | З 7.1 | Знание методов управленческой деятельности, нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических работ. | У 7.1 | Умение работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, демонстрировать ответственность за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации . | В 7.1 | Навыки работы в группе в качестве члена и руководителя группы. |
Р8 | З 8.1 | Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. | У 8.1 | Умение использовать знание иностранного языка для повышения эффективности научно-производственной деятельности. | В 8.1 | Владение иностранным языком на уровне разговорного. |
З 8.2 | Знание особенностей профессиональных и научно-технических текстов, оформление документации, коммуникативное поведение при международном профессиональном общении.. | У 8.2 | Умение понимать устную речь в пределах профессиональной тематики; готовить и делать устные сообщения, переводить информацию, писать сообщения, статьи, тезисы, рефераты по специальности. | В 8.2 | Владение приемами продуктивного партнерства, навыки участия в проектной, учебной и научно-исследовательской деятельности. | |
Р9 | З 9.1 | Знание методологии самообучения | У 9.1 | Умение самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности. | В 9.1 | Владение приемами самообучения. |
Распределение результатов обучения по циклам и модулям ООП «Геология» представлено в таблице 6.
Таблица 6
Распределение результатов обучения по циклам ООП
Циклы | Составляющие результатов обучения | |
М.1 | М. 1.1. Общенаучный (гуманитарный, социальный и экономический) цикл | Знания: З.1.1;З.3.1; З.5.1; З.7.1; З.8.1,З.8.2;З.9.1 Умения: У 1.2; У.1.3; У.1.4; У.1.5; У.3.1; У.5.1; У.6.1; У.8.1; У.8.2; У.9.1 Владение: В.1.1; В.1.2; В.1.3; В.5.1; В.7.1; В.8.1; В.8.2; В.9.1 |
М.1.2. Общенаучный (математический и естественнонаучный) цикл | Знания: З.1.3; З.2.2; З.4.3; Умения: У 1.2; У.1.3; У.1.5; У.2.2; У.4.1; У.4.3; Владение: В.1.2; В.4.1; В.4.3; | |
М.2 | Профессиональный цикл | Знания: З.1.1; З.1.2; З.2.1; З.2.2; З.2.3; 3.3.1; З.4.1; З.4.2; З.4.3; З.5.1; З.6.1; 3.7.1; Умения: У.1.1; У.1.2; У.1.4; У.1.5; У.2.1; У.2.2; У.2.3; У.3.1; У.3.2; У.4.1; У.4.2; У.4.3; У.5.1; У.6.1 Владение: В.1.2; В.1.3; В.2.1; В.2.2; В.2.3; В.3.1; В.4.1; В.4.2; В.4.3; В.5.1; В.6.1; В.9.1 |
М.3 | Практика и/или научно-исследовательская работа | Знания: 3.1.1; 3.3.1;3.5.1; З.6.1; З.7.1; Умения: У.1.1; У.1.2; У.1.4; У.1.5; У.2.2; У.2.3; У.3.2; У.4.2; У.6.1; У.7.1; Владение: В.1.2; В.2.1; В.2.3; В.3.1; В.4.1; В.4.2; В.5.1; В.6.1; В.7.1; В.8.2; В.9.1 |
М.4 | Выпускная квалификационная работа (диссертация, проект) | Знания: З.1.1; З.1.2; З.3.1; З.4.1; З.4.3; З.5.1; З.6.1; З.9.1 Умения: У.1.1; У.1.2; У.1.3; У.1.4; У.2.2;У.3.1; У.3.2; У.4.1; У.4.2; У.6.1; У.7.1 Владение: В.1.3; В.2.1; В.3.1; В.4.1; В.4.2; В.5.1; В.9.1; |
Таблица 7
Распределение результатов обучения по модулям ООП
Цикл | Модуль | Составляющие результатов обучения |
М1 | М. 1.1. Общенаучный (гуманитарный, социальный и экономический) | Знания: З.1.1;З.3.1; З.5.1; З.7.1; З.8.1,З.8.2;З.9.1 Умения: У 1.2; У.1.3; У.1.4; У.1.5; У.3.1; У.5.1; У.6.1; У.8.1; У.8.2; У.9.1 Владение: В.1.2; В.1.1; В.1.3; В.5.1; В.7.1; В.8.1; В.8.2; В.9.1 |
М.1.2. Общенаучный (математический и естественно-научный) цикл | Знания: З.1.3; З.2.2; З.4.3; Умения: У 1.2; У.1.3; У.1.5; У.2.2; У.4.1; У.4.3; Владение: В.1.2; В.4.1; В.4.3; | |
М2 | М 2.1. Методы изучения | Знания: З.1.2; 3.3.1; З.4.1; 3.5.1; З.6.1; 3.7.1; Умения: У.1.2;У.1.5; У.3.1; У.4.1; У.5.1; Владение: В.1.2; В.1.3; В.3.1; В.4.1; В.5.1; В.9.1 |
М 2.2. Моделирование | Знания: З.2.2; З.4.3; Умения: У.2.2; У.3.2; У.4.3; Владение: В.2.2; В.4.3; В.9.1 | |
М 2.3. Геология месторождений полезных ископаемых | Знания: З.1.1; З.2.1; З.2.3; 3.4.2; 3.5.1; З.6.1; Умения: У.1.1; У.1.4;У.2.1; У.2.3; У.4.2; У.6.1; Владение: В.2.1; В.2.3; В.4.2; В.6.1; В.9.1 | |
М.3 | Практика и/или научно-исследовательская работа | Знания: 3.1.1; 3.3.1;3.5.1; З.6.1; З.7.1; Умения: У.1.1; У.1.2; У.1.4; У.1.5; У.2.2; У.2.3; У.3.2; У.4.2; У.6.1; У.7.1; Владение: В.1.2; В.2.1; В.2.3; В.3.1; В.4.1; В.4.2; В.5.1; В.6.1; В.7.1; В.8.2; В.9.1 |
М.4 | Выпускная квалификационная работа (диссертация, проект) | Знания: З.1.1; З.1.2; З.3.1; З.4.1; З.4.3; З.5.1; З.6.1; З.9.1 Умения: У.1.1; У.1.2; У.1.3; У.1.4; У.2.2; У.3.1; У.3.2; У.4.1; У.4.2; У.6.1; У.7.2 Владение: В.1.3; В.2.1; В.3.1; В.4.1; В.4.2; В.5.1; В.9.1; |
СТРУКТУРА ООП ПО МОДУЛЯМ
Таблица 8
Соответствие модулей ООП результатам обучения
Результаты обучения (компетенции) | Модули ООП | ||||||
М. 1.1. (гуманитар-ный, социаль-ный и экономический) | М.1.2. Общенауч-ный (математи-ческий и естественно-научный) цикл | М 2.1. Методы изучения | М 2.2. Моделирование | М 2.3. Геология месторожде-ний радиоактивного сырья | М 3 Практика и/или научно-исследова-тельская работа | М 4 Выпуск-ная квалифи-кацион-ная работа | |
Р1 | + | + | + | + | + | ||
Р2 | + | + | + | + | + | ||
Р3 | + | + | + | + | |||
Р4 | + | + | + | + | + | + | |
Р5 | + | + | + | + | + | ||
Р6 | + | + | + | + | + | ||
Р7 | + | + | + | ||||
Р8 | + | + | + | ||||
Р9 | + | + | + | + |
Таблица 9
Соотношение количества кредитов модулей ООП и результатов обучения
Модули ООП | Кредиты ECTS | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | Р5 | Р6 | Р7 | Р8 | Р9 |
М1.1 | ||||||||||
М1.2 | ||||||||||
М2.1 | ||||||||||
М2.2 | ||||||||||
М2.3 | ||||||||||
М3 | ||||||||||
М4 |
СТРУКТУРА ООП ПО ДИСЦИПЛИНАМ
В таблице 10 приведена структура ООП по направлению 05.04.01 «Геология».
Структура основной образовательной программы по направлению «Геология.
Код дисциплины программы ТПУ | Наименование дисциплины | Кредит | Пререквизиты | Форма контроля |
Модуль М1 Общенаучный цикл, 53 кредита | ||||
Базовая часть, 21 кредит | ||||
М1.БМ1 Модуль общенаучных дисциплин, 9 кредитов | ||||
М1.БМ1.1 | Философские и методологические проблемы науки и техники | Философия | экзамен | |
М1.БМ1.2.1, М1.БМ1.2.2 | Профессиональная подготовка на английском языке | Иностранный язык | зачет | |
М1.БМ2 Модуль общепрофессиональных дисциплин, 12 кредитов | ||||
М1.БМ2.1 | Современные проблемы экономики, организации и управления в области геологоразведочных работ и недропользования | Экономика отрасли, менеджмент | экзамен | |
М1.БМ2.2 | Компьютерные технологии в геологии | 3 | информатика | зачет |
М1.БМ2.3 | История и методология геологических наук | философия, информатика, общая геология | зачет | |
М1.БМ2.4 | Современные проблемы геологии | экзамен | ||
М1.ВМ3 Вариативная часть, междисциплинарный профессиональный модуль, 17 кредитов | ||||
М1.БМ3.1 | Геохимия элементов и процессов | геохимия | экзамен | |
М1.БМ2.2 | Геофизические методы и интерпретация данных при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых | геофизика | экзамен | |
М1.БМ2.3 | Рациональная методика прогнозирования, поисков, оценки ресурсов и подсчета запасов месторождений полезных ископаемых | экзамен дифзачет | ||
М1.БМ3.4.1 | Научный фандрайзинг | зачет | ||
М1.БМ3.4.2 | Производственный менеджмент | зачет | ||
М1.ВМ4 Вариативный междисциплинарный профессиональный модуль, 15 кредитов | ||||
М1.ВМ4.1 Профиль «Нефтегазопромысловая геология», 15 кредитов | ||||
М1.БМ4.1.1 | Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений | экзамен дифзачет | ||
М1.БМ4.1.2 | Нефтегазовая литология | экзамен | ||
М1.БМ4.1.3 | Геологическое моделирование месторождений нефти и газа | экзамен | ||
М1.БМ4.1.4 | Геология и геохимия природных резервуаров | геология, геохимия | зачет | |
М1.БМ4.1.1 | Геологическая интерпретация геофизических исследований нефтегазовых скважин | зачет | ||
М1.ВМ4.2 «Геология месторождений стратегических металлов», 15 кредитов | ||||
М1.БМ4.2.1 | Минералогия и методы исследования стратегических металлов | минералогия | экзамен дифзачет | |
М1.БМ4.2.2 | Промышленно-генетические типы месторождений стратегических металлов | экзамен | ||
М1.БМ4.2.3 | Радиоактивные элементы в окружающей среде и проблемы радиоэкологии | экзамен | ||
М1.БМ4.2.4 | Технология бурения эксплуатационных скважин при отработке месторождений стратегических металлов методом подземного выщелачивания | зачет | ||
М1.БМ4.2.5 | Основы технологии переработки ядерно-сырьевых материалов | зачет | ||
Модуль М2 Практики и научно-исследовательская работа, 19 кредитов | ||||
М2.В.1.1, М2.В.1.2 | Научно-исследовательская работа в семестре | зачет | ||
М2.В.2.1, М2.В.2.2 | Педагогическая практика | зачет | ||
М2.В.3 | Педагогическая практика. Основы педагогической деятельности | зачет | ||
М2.В.4.1, М2.В.4.2 | Научно-исследовательская производственная практика | зачет | ||
М2.В.5.1, М2.В.5.2 | Научно-исследовательская производственная практика | |||
М2.В.6.1, М2.В.6.2 | Научно-исследовательская практика | зачет | ||
М2.В.7.1, М2.В.7.2 | Преддипломная практика | зачет | ||
Модуль М3.Б Государственная итоговая аттестация, 6 кредитов | ||||
М3.Б.1.1, М3.Б.1.2 | Выпускная квалификационная работа магистра |