Особенности техники передвижения в подземных полостях

Поскольку при движении в темноте человеку свойственна неверная оценка расстояний, то в пещерах на скальных участках следует избегать резких движений, шаги должны быть мягкими, небольшими. Второе усложняющее обстоятельство - мокрые скалы. Неправильная постановка стопы может привести к проскальзыванию и травмам.

При работе в полостях, заложенных в плотных массивных известняках, можно использовать все приемы продвижения по скалам, каминам, балконам, полкам, щелям, внутренним углам и т. д., которые рекомендуются альпинистам[15][2]. Однако спелеолог не имеет возможности заранее наметить маршрут, а вынужден решать эту задачу непосредственно на скальном участке, и поэтому у него должно быть более развито и более тренировано «чувство надежности опоры».

В результате обрушивания крупных участков стен в полостях образуются неустойчивые, скользкие крупнокаменистые осыпи, представляющие опасность для спелеолога и для его обуви. При продвижении по крупнокаменистым осыпям и по глыбовым завалам нельзя прыгать с камня на камень, поскольку такие осыпи рыхлы, камни в них неустойчивы.

В пещерах и шахтах со стенами, сложенными плитчатыми или слоистыми известняками, образуются мелкокаменистые осыпи, которые легко ползут под ногами. Чаще всего такие осыпи лежат на гладких наклонных плитах, полках, уступах и при движении по ним соскальзывают с полок вместе со спелеологом. Поэтому продвижение по мелким осыпям в таких пещерах всегда осуществляется со страховкой или с самостраховкой (по веревочным перилам). При прохождении скальных маршрутов спелеолог должен помнить, что слоистые известняки легко отделяются по трещинам напластования, и поэтому использование зацепов и захватов при направлении усилия вдоль пласта опасно. В основном нужно стремиться использовать упоры, когда нагрузка направлена перпендикулярно плоскости напластования и опасность отрыва опоры от скального монолита невелика. Тонкоплитчатые известняки особенно коварны, так как обладают небольшим пределом прочности и легко ломаются или крошатся. По этим же причинам осложнено и передвижение по каминам в распорах. Здесь любая ошибка в постановке ног и рук (не перпендикулярно стенкам) может привести к срыву. Использование скальных крючьев в слоистых известняках в качестве искусственной опоры практически исключено, а забивка ледового крюка вызывает отслоение целых пластов известняка.

Описанное (приемы передвижения) относится к так называемым сухим пещерам невысокой категории сложности, в которых можно работать в обычном спелеокомбинезоне. Значительная часть пещер СССР в той или иной степени обводнена, и основной формой одежды спелеолога является резиновый гидрокостюм, лишающий его необходимой амплитуды движений. При лазании по мокрым скалам в гидрокостюме нужно научиться максимально использовать силу трения, что особенно трудно, так как коэффициент трения мокрой резины (или мокрой одежды сверху самодельного гидрокомбинезона) по мокрым скалам очень низок (μ = 0,1). Движение с использованием упоров и распоров должно быть грамотным, так как малейшая ошибка может привести к аварии. Кроме того, привычные способы лазания в распорах («спина-колени», «спина-ступни», «ступни-колени») применить невозможно из-за опасности порвать гидрокостюм на острых выступах стен.

На гладких мокрых стенах (μ = 0,1) применение этих способов лазания, равно как и способа «руки-ноги» в широких каминах, из-за малого трения требует затраты больших физических усилий. Использовать силу трения рук, ступней или тела при движении по наклонным плитам (подъем и спуск) почти невозможно либо из-за малого трения, либо из-за опасности повредить гидрокостюм. При движении в гидрокостюме по скалам нужно стремиться использовать прочные опоры для ног: руки должны поддерживать равновесие; если опора для ног недостаточно надежна, то должны использоваться захваты, замки, заклинивания или противодавление.

Водные преграды (подземные реки, озера) преодолеваются на лодках или в гидрокостюмах (вплавь). Посадка в лодку должна совершаться очень мягко, с соблюдением мер предосторожности: лодку легко проколоть или порвать об острые выступы, если резко встать на ее борт или дно, и так же легко можно опрокинуться. Лучше всего садиться в лодку из воды. Подведя судно в достаточно глубокое место и придерживая за борт, нужно присесть и затем медленно перенести центр тяжести тела на днище, или на корму, или на нос. Лучше делать посадку при помощи партнера. Плыть на лодке можно либо загребая специальными веслами-лопаточками, либо держась за выступы стен. Плавание в самодельном гидрокостюме подобно обычному. При пользовании заводскими гидрокомбинезонами спелеолог должен не забыть «обжаться», т. е. выпустить через лепестковые клапаны воздух из их внутренней полости: при резких наклонах верхней части туловища вниз оставшийся в комбинезоне воздух перемещается вверх и может вызвать переворот спортсмена «вверх ногами».

При продвижении по затопленным галереям или по руслу подземной реки идущий первым должен тщательно прощупывать дно под ногами. Если нет острых режущих выступов, лучше идти вдоль стены, поддерживаясь за нее руками. Нельзя делать резких движений, так как из-за сопротивления воды можно не почувствовать зацепов и разорвать гидрокостюм.

Среди вторичных пещерных отложений для спелеолога наиболее опасна глина. Смоченная водой, она представляет идеальную поверхность для скольжения - «вибрам» или трикони быстро забиваются слоем глины, и передвижение по глиняным склонам становится невозможным. На склонах крутизной до 10º навешиваются перила, на более крутых делаются ступени. Особенно опасны глиняные склоны, покрытые натечной корой. Любое, даже малое, касательное усилие на сталагмит или выступы на натечной коре вызывает ее движение, и спелеолог вместе с корой или сталагмитом может «поехать» вниз и получить травму или разбиться.

Очень сложны для проникновения окна или ниши в вертикальных стенках, в навесах или под скальными выступами, а также каскады высотой более человеческого роста. При штурме этих естественных препятствий снизу применяются свинчивающиеся шесты, жесткие лестницы или штанги на растяжках (рис. 24). Шест или штангу подставляют к каскаду. На верхнем конце штанги укрепляется блок, через который на веревке поднимается лестница.

В тех случаях, когда ход или ниша расположены под скальным козырьком, их можно достичь путем закачивания (маятник на веревке) либо заякоривания кошкой за камни или трещины и последующего подтягивания (рис. 25). Последний способ с равным успехом применяется и для проникновения в пещеру, вход в которую находится под скальным козырьком.

Особенности техники передвижения в подземных полостях - student2.ru
Рис. 25. Проникновение в пещеру под скальным козырьком (по Ф. Тромбу):

1 - лебедка; 2 - трос; 3 - положения лестницы; 4 - трехзубая кошка


Тактика спелеотуриста

В спелеопутешествии приходится решать тактические задачи, возникающие на пяти основных этапах: во время его подготовки, при движении к избранному району, при поиске, разведке и прохождении карстовых полостей, при проведении в них топографических и исследовательских работ и при завершении путешествия.

Степень предварительной разработки тактических приемов исследования карстовых районов и степень их практической реализации во время путешествия могут быть различными и определяются в первую очередь составом участников и их подготовкой. Однако основой любого тактического плана должно быть обеспечение максимальной безопасности всеми средствами - от продуманных контрольных сроков, определяемых вероятным темпом работы в данной полости, до плана мероприятий при возникновении аварийной ситуации.

В различных разделах брошюры неоднократно упоминалось о специфических опасностях подземных исследований. Систематизируя эти данные, можно подразделить опасности спелеопутешествии на две большие группы: опасности, обусловленные спецификой подземного мира, и опасности, связанные с недостаточной технической подготовкой участников экспедиции и допущенными ими тактическими ошибками.

К первой группе относятся:

Естественные обвалы и камнепады (лед + камень). Наиболее часты в пещерах и шахтах, заложенных в слоистых известняках и гипсах. Эта опасность обычно преувеличивается, так как устойчивость сводов галерей пещер и куполов шахт неоднократно проверена сейсмической деятельностью. Вместе с тем почти в каждой крупной пещере есть небольшие опасные участки, располагающиеся вблизи тектонических нарушений. Особенно грандиозные вывалы блоков, достигающие полумиллиона тонн весом (V Обвальный зал Красной пещеры), возникают близ контакта карстующихся и некарстующихся отложений (известняков и песчаников, гипсов и мергелей). Значительную опасность представляют обвалы ледяных натеков, ежегодно образующихся в холодных мешковидных пещерах.

Единственная возможная мера предосторожности - быстрое прохождение обвалоопасных участков при соблюдении тишины.

Водные опасности. Существуют как в постоянно обводненных, так и в периодически подтопляемых пещерах. Самое опасное - внезапный подъем уровня подземных вод при снеготаянии и ливневых осадках. В большинстве обводненных пещер Европейской части СССР период добегания паводковой волны равен 0,5-2 суткам, что оставляет минимальный резерв времени на эвакуацию. Особенно опасны эрозионные шахты, вход в которые располагается в руслах периодически обводняемых водотоков (шахты Назаровская, Величественная). Обычно подъем воды колеблется от 2-3 до 10-15 м, но иногда достигает 50-90 (Скельская пещера в Крыму).

Опасность утопления при преодолении водотоков и водоемов с открытой водой, а также сифонов сочетается с опасностью переохлаждения (температура воды 2-10ºС). Обязательно умение плавать, нырять и уметь правильно работать с гидрокостюмом и резиновой лодкой. (Специфические опасности, возникающие при работе с аквалангом, в настоящей книге не рассматриваются.) Меры предосторожности - правильный выбор мест базовых лагерей, контроль максимальных уровней воды по их следу (в виде светлых или темных горизонтальных полос на стене), наличие телефонной связи с поверхностью, запаса продовольствия и освещения для вынужденного пребывания под землей на протяжении нескольких суток.

Скопление вредных газов. В большинстве карстовых полостей СССР крупные скопления вредных газов не встречены. Небольшие скопления углекислоты (правда, в 10-30 раз превышающие ее содержание в атмосферном воздухе) можно встретить почти в любой полости. Эта углекислота образуется преимущественно за счет гниения органических остатков, в изобилии имеющихся в каждой полости, и опасности для жизни не представляет.

Увеличение содержания углекислоты в воздухе карстовых полостей до 4-5% (в атмосферном воздухе содержится 0,03%) вызывает потливость, сдавливание головы, шум в ушах, психическое возбуждение, реже - рвоту. Однако это физиологическое воздействие сугубо индивидуально.

Увеличение содержания метана до 8-10% при сохранении нормального содержания кислорода не вызывает никаких болезненных ощущений. Но уже при содержании метана в воздухе от 3,1 до 16% эта смесь становится взрывоопасной. Поэтому пределом пребывания человека в карстовых полостях и естественных выработках принято 2-процентное содержание СН4.

Меры предосторожности - проверка загазированности воздуха фонарем «Летучая мышь» и физиологический контроль. При пригасании или яркой вспышке пламени фонаря или свечи работу в полости надо прекратить.

Значительно шире и многообразнее круг опасностей, относящихся ко второй группе.

Искусственные обвалы и камнепады. Обычно возникают при организации спусков в вертикальные карстовые полости и при исследовании многоэтажных пещер. Основные правила организации спуска и движения под землей, позволяющие избежать опасностей, описаны выше. Отметим, что при спуске в шахты у входа в них обязательно должен остаться хотя бы один человек. Это служит гарантией от случайных камней, брошенных туристскими группами, охотниками, пастухами.

Опасности, возникающие при использовании ненадежных опор. Подробно описаны выше. Добавим только, что в отдельных случаях может возникнуть реальная опасность неожиданного провала междуэтажных перекрытий из тонких натечных кор, из-под которых вымыт рыхлый заполнитель.

Опасность заблудиться. В популярной литературе всегда сопутствует исследователю пещер. Однако реально она угрожает только новичку и существует лишь в лабиринтовых пещерах Подолии и Сибири и в сложных многоэтажных пещерах Крыма, Кавказа, Саян. Избежать ее легко, применяя несложные правила маркировки, описанные в разделе «Топосъемка карстовых полостей».

Опасности, возникающие в связи с задымлением пещер. Происходят при незнании микроклиматического и ветрового режима полостей. В слабо проветриваемых колодцах и пещерах при использовании факелов, коптилок и других подобных источников света дымовое облако долго не расходится. В хорошо проветриваемых пещерах часто создается опасность для других групп, находящихся в верхних или нижних этажах, так как дымовое облако засасывает на несколько сот метров в глубь пещеры. Поэтому нельзя разводить костры и перед входом в пещеру. При посещении пещер необходимо применять некоптящие источники света.

Опасности, связанные с производством разных исследований. Возникают главным образом при пользовании незаземленными лампами-вспышками большой мощности и при транспортировке взрывоопасных баллонов со сжатым воздухом для аквалангов.

Одна из серьезных опасностей пещер - заклинивание в узких лазах и щелях. Опыт показывает, что наименьшие проходимые для тренированного спелеолога щели - шириной 19-22 см. Возможность прохождения такого сечения определяется не только его размерами, но и конфигурацией и состоянием (степенью шероховатости) стенок. При прохождении узких участков полости самое трудное - это повороты и развороты, требующие максимального умения расслабляться, задерживать на довольно длительное время дыхание, не прекращая мышечных усилий.

Всегда следует помнить, что лаз может оказаться непроходимым и проделанный путь придется повторить, пятясь назад. Здесь главная опасность - закатывание одежды. Очень опасны также низкие глинистые ходы. Сцепление грязной одежды с мокрой вязкой глиной может быть настолько большим, что спелеолог застрянет в середине прохода.

Меры предосторожности: правильная экипировка - специальная, незаворачивающаяся при движении в обратном направлении одежда, расчистка и расширение прохода, соблюдение правильного тактического порядка преодоления узких мест (спелеологи более плотного телосложения подстраховываются спереди и сзади на случай застревания). При преодолении очень узких щелей приходится снимать верхнюю, а иногда и нижнюю одежду.

Самая большая опасность спелеопутешествий - остаться под землей без света. Основная мера безопасности - наличие независимых источников энергии (см. раздел «Снаряжение»).

Спелеологи СССР пользуются в практической работе развернутой инструкцией по технике безопасности, разработанной в Комплексной карстовой экспедиции АН УССР. Однако следует заметить, что вопросы спасательных работ применительно к карстовым полостям у нас пока разработаны слабо. Ближе всего подходят здесь технические и тактические приемы горноспасательной службы, описанные в книге Ф. Кропфа «Спасательные работы в горах». При этом все же следует помнить, что организация спасательных работ под землей имеет ряд существенных отличий, обусловленных пещерными условиями: темнотой, высокой влажностью, наличием воды, узких мест. Спасателям приходится работать в очень жестких условиях: их маршрут - вынужденный, он определяется конфигурацией ходов и галерей полости - повторением пути пострадавшего. Для транспортировки в пещерах применяются носилки, предложенные Бельгийской спасательной службой (см. рис. 6), из подручных средств - надувные резиновые лодки.

Как известно, во всех странах помимо коллективной службы безопасности действует хорошее правило обязательной индивидуальной страховки жизни спелеологов. Без предъявления страхового полиса они не допускаются к участию ни к спортивным, ни к научным экспедициям. Подобное же правило вводится и в СССР с 1968 г.

К сожалению, огромный опыт зарубежных и советских спелеологов до сих пор не нашел обобщения в тактическом плане. Наиболее интересные исследования обязанностей и взаимоотношений членов спелеогруппы на этапах подготовки и проведения спелеопутешествий осуществлены Болгарским туристическим союзом. Ниже приведены основные положения этой разработки, сокращенные и видоизмененные с учетом особенностей советского спелеотуризма. Управление экспедицией осуществляется по схеме, состоящей из трех звеньев (табл. 8).

Таблица 8

Наши рекомендации