Параграф второй: сущность техники. Особенности взаимосвязи науки и техники.

§1. Сущность науки.

Наука - явление многоликое по своим основным признакам:

во-первых - она является одним из шести типов мировоззрения (наряду с мифологическим, религиозным, художественным, народным опытом и философским);

во-вторых, наука выступает как форма общественного сознания, позволяющая отразить общественное бытие и окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем;

в-третьих, наука выступает как отрасль духовного пространства, основной продукцией которого являются понятие, законы, теории;

в-четвертых, наука есть социальный институт с соответствующей структурой и функциями, осуществляемыми по определенным социальным нормам и культурным образцам;

в-пятых, на определенном этапе развития истории наука превращается в непосредственную производительную силу общества, воплощаясь в средствах производства.

Первое. Наука - мировоззрение.

Споры по этой позиции идут достаточно давно. Поэтому мы определимся с традиционным понятием «науки» и параллельно с такими понятиями как «мировоззрение» и «мироосвоение».

В общем, под «наукой» понимается сфера деятельности и творчества, направленная на производство новых знаний в естественной, технической, общественной и человеческой областях исследования.

Эта научная деятельность предполагает наличие:

во-первых, интеллектуального потенциала, то есть ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

во-вторых, научно-производственного потенциала, то есть наличие научных учреждений, научно-исследовательских институтов, конструкторских и опытно-конструкторских бюро, испытательных полигонов, лабораторий, оснащенных современным оборудованием и техникой;

в-третьих, методологического и информационного потенциала, то есть использование современных и эмпирических методов научно-исследовательской работы, применение и разработку понятийного или категориального аппарата, наличие системы научной информации по всему спектру накопленных знаний.

«Мировоззрение». Это понятие включает в себя взгляд человека на мир в целом, с его положительными и отрицательными моментами развития, с его «плюсами» и «минусами» и осмысление места в нем человека сквозь призму взаимоотношений в системе «мир – человек».

Мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих отношение индивида, общества к действительности. В соответствии с мировоззрением строится деятельность и осуществляется творчество.

«Мироосвоение». Оно предполагает духовное и практическое освоение системы «универсум - человек», то есть в широком плане оно включает в себя и мировоззрение, и деятельность.

Мы же пользуемся понятием «научное мировоззрение» для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что наука является отдельным мировоззренческим блоком, отражающим взгляд на мир: природу и общество, сквозь призму номологического (греч. nomos – закон) подхода, то есть законосообразного построения универсума.

Наука - это номологическое мировоззрение, один из типов мировоззрения, существующих в обществе. В соответствии с системой научных принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений человека, общества осуществляется и практическая деятельность индивида и социума в целом.

Второе. Наука - форма общественного сознания.

Общественное сознание в его исторически сложившихся формах - политическое и правовое, научное и религиозное, художественное и этическое - являются составной частью культуры общества.

Когда имеют в виду общественное сознание, то отвлекаются от чисто индивидуального, личностного и выделяют взгляды, идеи, концепции, характерные для общества в целом или какой-либо социальной группы.

Хотя общественное сознание прямо или опосредованно формируется конкретными людьми, личностями, оно выходит из-под их влияния и становится достоянием всего общества. В частности, научные открытия (в области химии, физики, математики, экономики, философии и т.д.) принадлежат всему человечеству.

Наука возникла как средство разрешения сложной гносеологической задачи и преобразования природных и общественных явлений на основе познания их сущности. В этом плане проявляются две функции науки:

первая - познавательная, заключающаяся в проникновении в сущность вещей;

вторая - праксиологическая, суть которой в участии науки в преобразующей деятельности человека и общества.

Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, составляет предмет науки. Ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает его метод.

В результате исследования ученый или научный коллектив получают новые знания, делают открытия, которые становятся прорывными для деятельности общества. Одновременно они становятся достоянием общества. Становясь достоянием общества, эти знания приобретают форму общественного сознания - научного - имеющего свою специфику - номологического сознания.

Если в других формах общественного сознания рациональное познание объективной действительности, ее упорядоченное и систематизированное отражение является вторичной целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Вот они то и являются общественным знанием, формируя специфическое общественное сознание - научное. В частности, открытия, удостоенные премии Нобелевского комитета по физике, химии, экономике, физиологии и медицине. Из российских ученых лауреатами были: в области физики - Игорь Тамм (1958 г.), Павел Черенков (1958 г.), Илья Франк (1958 г.), Лев Ландау (1962 г.), Николай Басов (1964 г.), Александр Прохоров (1964 г.), Петр Капица (1978 г.), Жорес Алфёров (2000 г.); в области физиологии и медицины - Иван Павлов (1904 г.), Илья Мечников (1908 г.).

Третье. Наука - отрасль духовного производства.

Мы уже затрагивали эту проблему, так как говорить о науке в «чистом виде» в каждой области не приходится, потому как они все взаимосвязаны и действуют комплексно.

Любое производство должно иметь свою цель и получать результат. Целью и результатом духовного производства в такой отрасли как наука является получение нового знания.

Получение нового знания может быть эмпирическим и эвристическим. Эмпирика (греч. empeiria – опыт) - трудный и долгий поиск (расщепление атомного ядра) и эвристика (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) - минутное озарение (И. Ньютон: увидел падение яблока с дерева - сделал вывод о тяготении; Д. Менделеев: во сне «увидел» матрицу изменения свойств химических элементов от их атомных масс - создал периодическую таблицу (систему) химических элементов).

Первое. Первоначальной формой генезиса научного знания выступает проблема, ее обнаружение и точное формулирование. Там, где нет проблем, научное исследование теряет смысл.

Проблема имеет место только тогда, когда:

а) соответствующее знание отсутствует у общества в целом и поэтому должно быть получено;

б) не известен алгоритм, с помощью которого цель научного исследования может быть достигнута (если же алгоритм известен, то перед ученым не проблема, а задача).

Подчеркнем, что далеко не все проблемы могут представлять научный интерес (могут быть просто житейские проблемы, «обыденные»).

Проблемы разделяются на фундаментальные (теоретические) и прикладные (технологические). Деление это достаточно условно, потому как в современной науке все более возрастает взаимопроникновение познавательного и прикладного аспектов. Можно классифицировать проблемы и по другим признакам:

Научные проблемы ↓
Предметные ↓   Процедурные ↓
Эмпирические Концептуальные Методологические Оценочные
       

Содержание науки, конечно же, не сводится к нерешенным задачам. Сущность науки составляет как раз уже решенные проблемы.

Второе. На пути от обнаружения научной проблемы к построению теории связующим звеном является гипотеза.

Гипотеза- научное допущение или предположение, истинность которого еще требуется доказать.

Например: один из авторов этого пособия - профессор В. Петров - выдвинул гипотезу, касающуюся экологических и ресурсных проблем в России. Суть предложения состоит в том, что, применяя в современных производственных акционерных обществах, научно-производственных комплексах, вертикально-интегрированных структурах, высокопродуктивные безотходные технологии можно увеличить ресурсосбережение и существенно уменьшить загрязнение окружающей среды. В масштабах РФ в этом случае, по оценкам специалистов, можно экономить до 75-80% прироста сырья. Выдвигаемая гипотеза - при росте производительности труда на определенную величину за определенный период времени (год) на основе применения новейших ресурсосберегающих технологий, загрязнение окружающей среды уменьшается на аналогичную величину, то есть безопасность для окружающей среды прямо пропорциональна возможности высокотехнологичного роста производительности труда. Это станет возможным в случае применения для роста производительности труда таких высоких технологий как импульсные, лазерные, плазменные, мембранные, вакуумные, являющиеся практически безотходными и экологически чистыми.

Необходимость любой гипотезы обусловливается тем, что законы непосредственно не обнаруживаются в отдельных фактах, поскольку сущность никогда не лежит на поверхности вещей.

Существуют определенные условия выдвижения и выявления состоятельности гипотез. В частности, гипотеза не должна противоречить уже известным и проверенным фактам. Хотя, когда обнаруживается такое противоречие оно должно проверяться, а не отбрасываться, так как процесс развития идет и не все факты соответствуют новой действительности.

Третье. Следующий этап духовного производства - обоснованная гипотеза превращается в научную теорию.

Теория - идеальное построение, высшая, самая развитая форма организации научного знания (теория познания, теория отражения, теория эволюции, теория прибавочной стоимости).

Вывод может быть следующим: духовное производство в науке имеет свою логику: постановка проблемы - рождение гипотезы и ее доказательство - построение теории, концепции (открытие закона, закономерности).

Четвертое. Наука как социальный институт.

Говоря о социальном институте, мы представляем науку в ее взаимосвязях с социумом, то есть выполняющей определенные специфические функции в обществе. Специфика социальных функций науки определяется в зависимости от крупных, объединяющих её в единое целое, научных, междисциплинарных блоков:

***естественные науки (физика, химия, математика, астрономия, биология, геология, зоология… и производные от них и других наук дисциплины), представляющие учение о природе;

***технические науки (механика, кибернетика…, а также производные научные дисциплины). Технознание изучает технику, искусственные материальные средства человеческой деятельности;

***общественные науки (психология, социология, педагогика, экономика, история, культурология…). Обществоведение изучает общество как высшую социальную форму материи (социальные системы), движения (деятельность) и развития (творчество).

***науки о человеке - человековедение (находится в стадии становления). Человековедение должно иметь объектом своего исследования человека как единичного представителя человеческого рода (общее) и человечества (целое). Человековедение, как будущая наука, - это учение о человеке. Как и природа, техника и общество, человек может осмысливаться на трех уровнях: философском, общетеоретическом и частнонаучном, что образует в системе человековедения три области знания - 1) философская теория человека; 2) общая теория человека; 3) система частных наук о человеке.

Наука, как социальный институт имеет:

а) методологические и общетеоретические проблемы науки;

б) специализированные теории, появляющиеся в результате дифференциации общетеоретических знаний;

в) прикладные науки (агрономия, зоотехника, прикладная психология, прикладная социология…).

Пятое. Наука как производительная сила.

Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своём развитии.

Во-первых, на начальных этапах развития цивилизации наука ещё не могла оказывать сколько-нибудь значительное воздействие на производство, она, как, правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая уже добытые эмпирическим путем технические новшества.

Во-вторых, в ХIХ веке начинается новый этап во взаимодействии науки и производств - наука становится непосредственной производительной силой. Этот объективный момент взаимодействия увидел и обосновал К. Маркс и определил его как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества.

Рубеж этих двух означенных этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества (начало и конец ХIХ века).

Изобретение паровой машины относится к первому этапу: сначала паровая машина была создана и только впоследствии появилась теория паровых машин. Второй этап - открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораторных условиях учеными и лишь впоследствии были найдены способы его применения в общественном производстве.

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает появления какого-либо четвертого элемента в структуре производительных сил наряду с предметами, средствами труда и людьми: речь идет о проникновении, внедрении достижений науки в процесс производства.

Именно с превращением процесса производства в научный процесс, наука становится непосредственной производительной силой общества. Она становится таковой постольку и в той мере, поскольку и в какой она уже применена в производстве как сумма знаний о законах и силах природы, внедренных в практику (космические летательные аппараты, «обуздание» реакции термоядерного синтеза). То есть, наука становится производительной силой с того момента, когда она воплощена в машинах, технологиях, методах производства. Конкретно, в условиях современного этапа развития научно-технического прогресса - в электронно-ионно-плазменных, прецизионных, мехатронных, лазерных, биологических, генных, мембранных, информационных и иных технологических процессах.

Механизм взаимодействия науки и производства следующий: наука, как идеальное, посредством понятий, суждений, умозаключений, теорий, концепций, доктрин должна быть воплощена в необходимые для производства технические и технологические конструкции и процессы. Это первая фаза. В итоге её, на новом, уже научно усовершенствованном уровне производства это самое производство, как ведущий фактор развития (наука + производство), стимулирует новые научные поиски и открытия, что бы идеальное новое (т.е. научное) вновь и вновь овеществлялось в процессе производства.

Наука позволяет получать новые, не имеющие аналогов в природе, предметы труда с заранее заданными человеком свойствами (например: синтетическое волокно, композиционные материалы, взрывчатые вещества, сверхпроводники).

§2. Сущность техники.

Особенности взаимосвязи науки и техники.

Техника (греч. techne мастерство, искусство).

Под техникой понимается система созданных человеком средств (орудий) производства, а также приемы и операции осуществления процесса деятельности (труда).

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило достижения культуры.

В сущности (содержании и форме) технических средств: автотехника, космотехника, судотехника, авиатехника, железнодорожная техника, военная техника и других своеобразно проявляется сущность воздействия человека на природу.

С самой примитивной техники начинался человек (каменный топор, лук, копьё, нож, скребок, шило). Развивая технические приспособления, индивид приобретал свойства биосоциального существа, человека разумного - Homo sapiens. В техническом творчестве проявляется уникальная способность человека материализовать свое мышление, опредмечивать его.

В своём техническом творчестве человек-изобретатель - Homo faber - не просто копирует природу, а именно изобретает, то есть создает такие артефакты (возникающие на основе знаний и умений результаты технической деятельности), которые не имеют подобия в природе: от примитивных жерновов до атомной электростанции.

Развитие техники имеет свои этапы:

первый - орудия ручного труда (топор, мотыга, шило, прялка…);

второй - машины (паровые, электрические, бензиновые, механические);

третий - автоматы (компьютерные, кибернетические, биотехнологические, молекулярные);

четвертый - автоматизированное производство (линии, цехи, заводы);

пятый - информационные, самопрограммирующиеся устройства и системы.

Из всей совокупности технических средств определяющими в жизни общества и его развитии являются те, которые функционируют в сфере материального производства, те есть там, где создаются материальные блага необходимые для жизни и деятельности общества и конкретного человека.

В то же время в и общественно-бытовую сферу широко вошли самые разнообразные технические приспособления, которые человечество на данном этапе развития воспринимает как должное - автомобили, СВЧ-приспособления, хладоагрегаты, персональные компьютеры, телевещание, космическая связь. Человек и техника стали постепенно превращаться в единую взаимодействующую систему.

В силу отмеченных факторов, мыслители разных областей знания, философы стали задумываться, а так ли все просто во взаимоотношениях человека и техники, им созданной? Стали появляться как оптимистические, так и пессимистические теории техники. Однако они основывались на методологической базе техницизма, при которой отношения между обществом и техникой представлялись в искаженном виде, потому как техника рассматривалась в виде некой силы, не подвластной человеку. Формировалось общественное сознание с оттенком технофобии, но параллельно этим взглядам в обществе, научной среде шло концептуальное построение позитивного восприятия техники и результатов ее влияния на человека.

В этом аспекте целесообразно уяснить значение и сущность научно-технического прогресса для общества.

Научно-технический прогресс характеризуется как взаимоувязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, а, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

В обоих случаях, достигнутые результаты научно-технического прогресса, представляются в виде материализованных в средствах и предметах труда результатов научных открытий, неких «ноу-хау». Материализация происходит в двух формах: во-первых, в прикладной (достаточно быстрая по времени); во-вторых, в фундаментальной (теоретической, требующей большого времени, проверки, корректировки, уточнения).

Однако, независимо от времени материализации научно-технический прогресс стимулирует качественные преобразования как материального производства, так и непроизводственной сферы, оказывает воздействие практически на все сферы общественной жизни: экономику, экологию, управление, науку, педагогику, медицину, искусство, физкультуру.

Существует две теоретические оценки научно-технического прогресса.

Первая. В научно-техническом прогрессе видится единственная возможность преодоления всех экономических и социальных проблем, единственный эффективный способ избавления человечества от хронических бедствий, голода, болезней и нищеты.

Такой подход характерен для концепции постиндустриального общества и технологического детерминизма. Основными теоретиками и сторонниками этой концепции считаются: американский социолог, профессор Колумбийского (с 1958 г.) и Гарвардского (с 1969 г.) университетов Даниел Белл (р. 1919 г.); французский социолог, профессор университета в городе Нантере Ален Турен ( р. 1925 г.); американский экономист, профессор экономики Гарвардского университета Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1908 г.); французский социолог и юрист, профессор университета города Бордо Жак Эллюль (р. 1912 г.); американский социологи и экономист, профессор экономики Техасского университета в городе Остине Уолт Ростоу (р. 1916 г.).

Согласно этой концепции новая техника и связанный с наукой и производством более высокий общекультурный уровень работника могут самостоятельно преодолеть противоречия общественного развития и неизбежно повлекут за собой модификацию общественной жизни. Предполагается, что техническое развитие разворачивается по единой прогрессирующей линии от худшего к лучшему, где сегодняшнее состояние техники и инновации целиком определены вчерашним состоянием, а завтрашнее столь же однозначно определяется сегодняшним.

С точки зрения технологического детерминизма независимость от воли человека технического прогресса предполагает опережающее и доминирующее воздействие техники на индустрию и все индустриальное общество.

Вторая. Суть в том, что научно-технический прогресс, так же как и предшествующее индустриальное развитие, разрушает природу, дегуманизирует общество, ведет к разрушению равновесия между естественной и искусственной средой обитания, усиливает нищету, социальную несправедливость, вызывает технострессы, аномальную урбанизацию и обрекает человечество на неминуемое самоуничтожение.

Такой подход выражен в концепции «научно-технического пессимизма». Ведущим идеологом этой теории принято считать американского публициста и футуролога Олвина Тоффлера (р. 1928 г.). Всемирную известность О. Тоффлеру принесла его книга «Шок будущего» (Future shock. N.Y., 1970). Основной мотив этой книги состоит в том, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации, оказывающих шоковое воздействие на индивида и на общество в целом. У О. Тоффлера есть последователи, развивающие его пессимистическую техноконцепцию, в частности, одним из них является С. Брод. Он и его коллеги обвиняют своих противников в технократизме, технологическом детерминизме, в приверженности узкоэлитарным интересам, не совместимым с интересами большинства человечества.

Согласно взглядам О. Тоффлера, индустриализм - это целая цивилизация со старым образом техники, ей соответствует особая гносеология, особый образ жизни. Она характеризуется централизацией экономики и власти, гигантизмом и массовидностью общественных явлений, сопровождается угнетением личности, убожеством жизни и экологическим упадком.

Преодоление этих пороков индустриального общества О. Тоффлер считает возможным только в далеком будущем.

Общий вывод: концепции научно-технического прогресса имеют одно философское основание - техницизм. И в том, и в другом случае техника, по мнению означенных теоретиков, является определяющим звеном. Это конечно ошибочно, так как не учитывается ведущая роль человека в этом процессе. Научно-технический прогресс детерминирован человеком. Он стал возможным только на определенном этапе развития человечества, цивилизации. Человек - учёный, изобретатель, инженер - обусловил соединение науки и техники. Наука стала производительной силой, техника средством осуществления общественных потребностей. Положительные и негативные факторы научно-технического прогресса обуславливаются также человеком, человеческим сообществом, определенными социальными институтами: «война» - минус, «технические блага цивилизации» - плюс.

Особенности взаимосвязи науки и техники в обществе.

В целом они вытекают из позиций обеих концепций научно-технического прогресса, но необходимо учитывать роль человека в этом процессе. Человек был и будет главенствующим фактором в науке, созданной им технике и научно-техническом прогрессе. Человек разрабатывает программы, определяет алгоритмы действия технических систем, в которых заключены научные идеи и разработки. Поэтому:

1) наука, материализуясь в технике, становится производительной силой, её духовным элементом;

2) на начальном этапе общественного развития техника опережала научные разработки, что впоследствии имело достаточно мощный научный резонанс;

3) потребности общества обусловили опережающее развитие науки по отношению к технике;

4) поступательное развитие человеком науки и техники обусловили научно-технический прогресс;

5) научно-технический прогресс посредством человека способен ускорять общественное развитие в целом, а также по сферам общественной жизнедеятельности;

6) научно-технический прогресс посредством субъективных ошибок или преднамеренных действий человека способен замедлять общественное развитие. В частности, это связано с загрязнением окружающей среды, что постепенно может привести в глобальной катастрофе угрожающей биосфере Земли; в этом же ключе может действовать негативная информационная интервенция, воздействующая на психику человека; и самое опасное здесь заключается в возможности применения ракетно-ядерного оружия, что может привести к «ядерной зиме», способной уничтожить всю планету;

7) наука, техника и общество могут качественно, монолитно функционировать при наличии определенных условий, что определяется законом соединения реальных возможностей социальной системы с результатами научно-технического прогресса.

Влияние научно-технического прогресса на развитие военной сферы общества.

Связи НТП с военной областью очевидна. Научно-технический прогресс (в человеческом измерении его результатов) наряду с политикой (руководством) выступает одним из источников и движущих сил прогресса в военном деле. Если роль политики заключается в определении целей преобразований в области обороны страны, то научно-технический прогресс способствует созданию средств для достижения целей.

Суть влияния НТП на военную сферу:

***совершенствование военно-технических систем;

***оптимизация организационной структуры вооруженных сил;

***изменение военной доктрины, направленности военной науки, совершенствование форм и способов боевых действий;

***повышение качества оснащения и подготовки личного состава армии и флота, изменение характера его воинского труда.

Отмеченные нами зависимости в области обороны страны от научно-технического прогресса являются существенными и устойчивыми и в силу чего приобретают характер закономерностей.

Первая. НТП оказывает радикальное влияние на военно-техническую базу вооруженных сил. Прежде всего, на количество и качество вооружения и военной техники, в частности, в Военно-Морском Флоте - это атомные подводные лодки, крейсера, фрегаты, корабли на воздушной подушке; в Военно-Воздушных Силах и Противовоздушной Обороне - истребители-перехватчики МИГ-29, Су-37, штурмовик Су-39, боевые вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», ночной Ми-28Н, системы сухопутной ПВО С-300 и С-400, Антей-2500; в Сухопутных Войсках - танк Т-90 «Черный орел», БМП-3, БТР-90.

Вторая. НТП привел к существенным изменениям в способах и формах боевых действий, в теории и практике военного искусства.

Третья. НТП в особенности военно-технический прогресс предъявляет повышенные требования не только к профессиональной, но и морально-психологической подготовке личного состава вооруженных сил.

Вопросы для самоконтроля

Основные признаки науки.

Наука как мировоззрение.

Наука как форма общественного сознания.

Наука как отрасль духовного производства.

Наука как социальный институт.

Наука как производительная сила.

Механизм взаимодействия науки и производства.

Сущность техники.

Характеристика научно-технического прогресса.

Две оценки НТП.

Особенности взаимосвязи науки и техники.

Влияние НТП на сферу обороны страны.

Литература

Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.

Дахин А.В., Щуров В.А. Апокалипсис технического объекта. – Н.Новгород, 1993.

Злобин Н. Культурные смыслы науки. – М., 1997.

Иванов В. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

Методологические проблемы научно-технического прогресса: Сб. научных трудов. – М., 1987.

Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990

Научно-технический прогресс: Словарь/Сост. В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов. – М., 1987.

Петров В.П. Социально-философские проблемы конверсионной и военной доктрин современной России: возможность и действительность: Монография. – Н.Новгород, 1998.

Рабардель П. Люди и технологии: когнитивный подход к анализу современных инструментов. – М., 1999.

Хрестоматия по философии. Учебное пособие. – М., 2001.

Человек, общество и природа в век НТР/Отв. Ред. Фадеев Е.Т. – М., 1983.

ГЛАВА ХVII

Наши рекомендации